Порядок проведения сертификации услуг (работ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:19, лекция

Краткое описание

Сертификация услуг предусматривает следующие общие этапы:
1. Подача заявки на сертификацию услуги.
2. Рассмотрение и принятие решения по заявке.
3. Оценка соответствия услуг установленным требованиям.
4. Принятие решения о возможности выдачи сертификата.
5. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия.
6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

курс лекций прохоровой.docx

— 148.65 Кб (Скачать файл)

 рпавыфЬЛекция № 1. Исторические основы развития стандартизации

 

С  развитием  человеческого  общества  непрерывно  совершенствовалась

трудовая  деятельность  людей.  Это  проявлялось  в  создании  различных

предметов,  орудий  труда,  новых  трудовых  приемов.  При  этом  люди

стремились  отбирать  и  фиксировать  наиболее  удачные  результаты  трудовой деятельности с целью их повторного использования.

Стандартизация существовала еще в Древнем мире. В Древнем Египте,

например,  и других  странах  античного  мира  уже  встречается  стандартизация конструкций  и  размеров  колесниц,  луков  и  стрел  и  др.  При  строительстве египетских  пирамид  использовались  кирпичи  постоянного  размера.  Так, пирамида  Хеопса  построена  более  40  столетий  назад  из  2,5млн  одинаковых известковых  блоков,  образующих  практически  беззазорные  соединения. Величина  зазора  определялась  толщиной  волоса  из  бороды  жреца. Стандартными  были  у  египтян  и  рецепты  бальзамирования  мумий,  которые сохранялись в течение тысячелетий.

В  Древнем  Риме  при  строительстве  городского  водопровода  также

применялся  принцип  единообразия.  Были  установлены  единые  размеры  труб диаметром в пять пальцев. Трубы размеров, отличающихся от установленных, запрещалось подключать к городскому водопроводу.

Одним  из  первых  «законов»  в  области  стандартизации  в  нашей  эре

можно  считать  Уложение  киевского  князя  Владимира  о  соблюдении  единых мер веса и длины по всей Руси, датированное 966 годом. Заметим, что любая мера - это стандарт.

Дальнейшие  шаги  в  области  стандартизации  в  нашей  стране  были

отмечены  при  Иване  IV,  когда  Русь  начала  объединяться.  К  этому  времени развились крупные торговые центры, где сталкивались товары, прибывавшие

со всех концов страны и из -за границы. Разнообразие мер сильно тормозило

торговлю, мешало созданию единого всероссийского рынка. Русский государь

стремился уничтожить последние пережитки феодальной раздробленности, и в 1550 г. в Московском государстве было положено начало  унификации мер в

стране - созданы единые образцовые меры. Были изготовлены и разосланы во

все крупные центры «печатные медные меры».

В эпоху Возрождения в связи с развитием экономических связей между

государствами начинают широко использоваться методы стандартизации. Так,

в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Вене-

ции начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и

узлов (был использован метод унификации).

В период перехода к машинному производству имели место такие впе-

чатляющие  достижения  стандартизации,  как,  например,  создание  французом Лебланом в 1785 г. 50 оружейных замков, каждый из которых был пригодеy для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения взаимозаменяемости и совместимости); с целью перехода  к  массовому  производству  в  Германии  на  королевском  оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был

определен в 13,9 мм; в 1845 г. в Англии была введена система стандартизации

крепежных резьб, и тогда же в Германии была стандартизирована ширина же-

лезнодорожной колеи.

Началом международной стандартизации можно считать принятие в

1875 году представителями 19 государств Международной метрической кон-

венции и учреждение Международного бюро мер и весов.

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена прав-

ления  Ивана  Грозного,  когда  были  введены  для  измерения  пушечных  ядер стандартные  калибры-кружала.  Петр  I,  стремясь  к  расширению  торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования  иностранных  рынков  к качеству  отечественных  товаров,

но  и  организовал  правительственные бракеражные  комиссии  в  Петербурге  и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).

Упрочение торговых связей с соседними народами и рыночные отноше-

ния внутри страны требовали упорядочить русские меры и весы. Однако госу-

дарственная служба мер и весов была учреждена лишь в 1845 году, после при-

нятия в 1842 году Положения о мерах и весах, согласно которому на всей тер-

ритории страны вводилась единая система российских мер и весов. Были изго-

товлены первые образцы русских национальных мер - сажени и фунта. Тогда

же было создано первое метрологическое учреждение России - Депо образцо-

вых мер и весов, преобразованное в 1893 году в Главную палату мер и весов.

(см.  Д.И.Менделеев).  Ее  деятельность  имела два  направления:  метрологическое - обеспечение единства мер, создание надежных методов измерений и их эталонов и поверочное - обеспечение единообразия и верности применяемых в стране мер и измерительных приборов.

В начале XX века значительно расширилось применение измерительных

средств,  появилась  сложная  контрольно-измерительная  аппаратура.  Главная палата мер и весов впервые определила строгий порядок передачи верных значений единиц от эталонов до мер и измерительных приборов, находящихся в

обращении. Сотрудничество с метрологическими учреждениями других стран

способствовало  тому,  что  в  1918  году  был  принят  Декрет  Совета  Народных Комиссаров "О введении международной системы мер и весов" и осуществлен переход на междунароную систему мер - в качестве основных единиц измерения были приняты метр и килограмм.

Введение метрической системы мер и весов и следует считать началом

развития стандартизации в нашей стране.

 

 

 

В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации —

Комитет по стандартизации (при Совете Труда и Обороны). Основными зада-

чами Комитета были организация руководства работой ведомств по разработке

ведомственных стандартов, а также утверждение и опубликование стандартов.

Была введена категория стандартов — общесоюзный стандарт (ОСТ). В 1926 г.Комитет  разработал  первые  общесоюзные  стандарты  на  селекционные  сортапшеницы, чугун, прокат из черных металлов и на некоторые товары народного потребления.

В 1940 году ЦК ВКПб и Совнарком СССР постановлением от 09 июля

отменили  порядок  утверждения  стандартов  наркоматами,  и  при  Совнаркоме СССР был создан Всесоюзный комитет по стандартизации. Вместо ОСТов и различных отраслевых стандартов была введена категория — государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ). В дальнейшем Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.

В 1968 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от

11.01.1965 «Об улучшении работы  по стандартизации в стране»  впервые в ми-

ровой практике был разработан и утвержден комплекс государственных стан-

дартов «Государственная система стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ

1.0-68, были введены четыре  категории стандартов: государственный  стандарт

Союза  ССР  (ГОСТ),  республиканский  стандарт  (РСТ),  отраслевой  стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

Существенной вехой в развитии стандартизации явилось постановление

Совета Министров СССР от 07.01.1985 «Об организации работы по стандарти-

зации в СССР». В этом постановлении главной задачей стандартизации была

названа  разработка  системы  нормативно-технической  документации,  определяющей прогрессивные требования к продукции, правилам, обеспечивающимее  разработку,  производство  и  применение,  а также  контроль  за  правильностью использования этой документации.

В постановлении Совета Министров СССР от 25.12.1990 № 1340 «О со-

вершенствовании организаций работы по стандартизации» определены задачи

в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения и интеграции

ее в мировое экономическое пространство. В постановлении реализованы ос-

новные  положения  концепции  государственной  системы  стандартизации,

главная идея которой — приведение национальной системы стандартизации в

соответствие  с  международной  практикой.  Основными  положениями  поста-

новления являются:

1.  Установление  в  стандартах  двух  категорий  требований  к  качеству

продукции — обязательных и рекомендуемых (к обязательным относят требо-

вания, определяющие безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и со-

вместимость продукции).

2.  Переход на прямое применение  в качестве государственных стандар-

тов международных и национальных стандартов зарубежных стран, если тре-

бования таких стандартов удовлетворяют потребностям народного хозяйства.

Образование в 1992 году независимых государств на территории бывше-

го  Советского  Союза  потребовало  поиска  новых  форм  сотрудничества  этих стран в области стандартизации, метрологии и сертификации. Правительства

государств — участников СНГ, признавая необходимость проведения в этой

области согласованной технической политики, подписали 13 марта 1992 года

Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации,

метрологии  и  сертификации.  В  соответствии  с  Соглашением  был  создан

Межгосударственный  совет  по  стандартизации,  метрологии и  сертифика-

ции, в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также

метрологии и сертификации) на межгосударственном уровне. Подписание Со-

глашения, последующая разработка государственных стандартов РФ послужи-

ли началом формирования российской системы стандартизации.

Выдающимся  событием  в  истории  стандартизации  явилось  принятие  в

1993 г. Закона РФ «О стандартизации», который определил меры государст-

венной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения

нормативных документов по стандартизации. С введением этого Закона был

осуществлен переход от всеобщей обязательности стандартов, установлен-

ный законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязательные,

так и рекомендуемые требования. Эта тенденция получила продолжение че-

рез 10 лет: в 2003 г. начался переход к полностью добровольным стандартам.

Для периода 1992-2001 гг. характерны следующие направления развития

российской  системы  стандартизации:  развитие  межгосударственной  стандартизации  в  соответствии  с  Соглашением  от  13.03.1992;  активизация  работ  по гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО;

первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услу-

ги, подлежащие обязательной сертификации; внедрение международных стан-

дартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответст-

вующих этим стандартам.

Период  2002-2003  гг.  ознаменовался  принятием  27.12.2002  г.

Федерального  закона  "О  техническом  регулировании"  и  вступлением  его  в силу  с  01.07.2003  г..  Принятие  данного  Закона  положило  начало

реорганизации системы стандартизации, которая необходима для вступления

России  в  ВТО  и  устранения  технических  барьеров  в  торговле.  Наиболее

характерным  качественным  отличием  новой  двухуровневой  национальной

системы  стандартизации  состоит  в  добровольности  применения  стандартов,

но обязательности учета взаимоувязанных с ними технических регламентов.

17.06.2004  г.  создан  новый  центральный  орган  этой  системы  -

Федеральное  агентство  по  техническому  регулированию  и  метрологии

(Росстандарт),  который  выступает  в  качестве  правоприемника

Госстандарта.

Термин «техническое регулирование» появился относительно недавно в

связи  с  подготовкой  Российской  Федерации  к  вступлению  во  Всемирную

торговую  организацию  (ВТО).  В  одном  из  важнейших  документов  ВТО  —

Соглашении по техническим барьерам в торговле (ТБТ), ставится условие о

недопустимости создания излишних препятствий в международной торговле.

В Руководстве ИСО/МЭК 2 регламент определен как документ, «содер-

жащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти». Соответ-

ственно, технический регламент — это регламент, содержащий технические

требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ

технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержа-

ния этих документов. Однако термин «regulation» имеет и другое значение —

«регулирование», т.е. некоторую деятельность. Например, в материале, подго-

товленном в 2000 г. Подкомитетом Азиатско-Тихоокеанского экономического

сообщества (АТЭС) по стандартам и соответствию, он используется именно в

этом значении: «Информационный материал по установившейся практике тех-

нического регулирования». Техническое регулирование, в международном по-

нимании  этого  термина,  включает  деятельность  по  стандартизации,  деятельность по разработке и применению технических регламентов и деятельность по оценке соответствия. Деятельность по техническому регулированию в обязательной сфере называется законорегулируемой сферой и осуществляется на основании действующего законодательства.

Литература:

1.  Лифиц, И.М.Стандартизация, метрология и сертификация [Электрон-

ный ресурс]: учебник / И.М. Лифиц. – 5-е изд. перераб. и доп. –  М.: Юрайт-

Издат, 2005. –  URL: http://antic-r.narod.ru/doc.htm. –  С. 56-60; 225-227.

 

Лекция № 2. Государственное регулирование политики в сфере

Информация о работе Порядок проведения сертификации услуг (работ)