Порядок проведения сертификации услуг (работ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:19, лекция

Краткое описание

Сертификация услуг предусматривает следующие общие этапы:
1. Подача заявки на сертификацию услуги.
2. Рассмотрение и принятие решения по заявке.
3. Оценка соответствия услуг установленным требованиям.
4. Принятие решения о возможности выдачи сертификата.
5. Выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия.
6. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

курс лекций прохоровой.docx

— 148.65 Кб (Скачать файл)

агентством по техническому регулированию). Чтобы оформить пожарный сер-

тификат необходимо собрать пакет документации, а также предоставить образ-

цы товара, для осуществления лабораторных испытаний.

 

Лекция № 6. Сертификация услуг

 

Понятие услуги.

Принятый в МС ИСО 8402:1994 термин "услуга" означает итоги непосредст-

венного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности по-

ставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

Предоставление услуги – деятельность поставщика, необходимая для обеспе-

чения услуги.

Услуга – это результат непосредственного взаимодействия  исполнителя

и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворе-

нию запросов потребителя. Из этого определения вытекает три признака услу-

ги, отличающих ее от продукции:

-         непосредственное взаимодействие  исполнителя и потребителя;

-         совмещение функций производства  и реализации;

-         оказание услуги конкретному  потребителю.

Услуги классифицируются на материальные (услуги по удовлетворению ма-

териально-бытовых потребностей потребителя услуг) и социально-культурные (ус-

луги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание

нормальной жизнедеятельности потребителя). Ежегодный прирост международной

торговли услугами опережает рост торговли товарами. По данным ЮНЕСКО 67%

трудоспособного населения планеты занято в сфере услуг.

В  Общероссийском  классификаторе  услуг  населению  —  ОКУН  (ОК

002-93) туристские услуги  (код раздела 061000) классифицируются  так:

061100. Услуги туроператора  по организации внутреннего туризма:

o  061101. Тур оздоровительный;

o  061102. Тур познавательный;

o  061103. Тур профессионально деловой;

o  061104. Тур спортивный;

o  061105. Тур религиозный;

o  061109. Прочие туры.

061200. Услуги туроператора  по организации выездного туризма:

o  061201. Тур оздоровительный;

o  061202. Тур познавательный;

o  061203. Тур профессионально деловой;

o  061204. Тур спортивный;

o  061205. Тур религиозный;

o  061209. Прочие туры.

061300 Услуги туроператора  по организации въездного туризма:

o  061301. Тур оздоровительный;

o  061302. Тур познавательный;

o  061303. Тур профессионально деловой;

o  061304. Тур спортивный;

 

o  061305. Тур религиозный;

o  061209. Прочие туры.

061400.  Услуги турагента.

061500.  Отдельные услуги  туроператора и турагента:

o   061501.  Услуги по организации проживания туристов;

o   061502.  Услуги по организации питания туристов;

o   061503.    Услуги  по  организации    перевозок    туристов    различными

видами транспорта;

o   061504.    Услуги    по    организации    спортивных,    развлекательных,

познавательных, оздоровительных и других мероприятий;

o   061505.  Услуги гидов-переводчиков;

o   061509.  Оказания других услуг.

061600.  Услуги при самодеятельном  туризме:

o   061601.    Предоставление    информационных    материалов,  туристских

схем,   описаний  маршрутов,  естественных препятствий, объектов;

o   061602.  Услуги консалтинговые, включающие вопросы  организации

туризма,   обеспечения    безопасности  на  туристских маршрутах и другие;

o   061603.  Посреднические  услуги  по  обеспечению    безопасности    на

туристских маршрутах;

o   061604. Обучение основам туристских и альпинистских навыков.

061700.   Экскурсионные  услуги:

o   061701.   Организация экскурсий;

o   061702.   Услуги экскурсовода.

 

Понятие сертификация услуг.

Сертификация услуг является одним из важнейших механизмов управле-

ния  качеством  обслуживания, дающих возможность объективно  оценить  уро-

вень услуг, подтвердить их безопасность для потребителя.

Объектами сертификации в сфере услуг могут быть:

·        услуга;

·        организация (предприятие) сферы услуг;

·        персонал как исполнитель услуги;

·        система качества;

·        производство (при оказании производственной услуги).

Под сертификацией туристских услуг понимается подтверждение орга-

ном  по  сертификации  соответствия  реализуемых  потребителю  услуг  требова-

ниям законодательных и нормативных документов по обслуживанию путеше-

ственников, принятых в стране пребывания.

Под добровольной сертификацией туристских услуг понимается провер-

ка соответствия по инициативе изготовителя, исполнителя или продавца орга-

ном  по  сертификации  уровня  качества  предоставляемых  услуг  требованиям

стандартов (нормативных документов) обслуживания.

 

Добровольная сертификация услуг проводиться по инициативе заявителя

на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Она на-

правлена на достижение следующих целей:

•  реклама продукции (работ, услуг);

•  содействие потребителям в выборе продукции (работ, услуг) высокого ка-

чества;

•  повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг);

•  повышение доверия потребителей к реализуемой на рынке продукции

(оказываемой услуги, выполняемой  работе) конкретного производителя;

•  поддержка репутации производителя по обеспечению качества реализуе-

мой продукции (оказываемой услуги, выполняемой работе);

•  подтверждение соответствия продукции (работ, услуг) показателям каче-

ства, установленных в государственных стандартах.

Сертификация  услуг  сферы  туриндустрии  осуществляется  на  основе

следующих документов:

•  Правила  сертификации  работ  и  услуг  в  Российской Федерации

(утверждены Постановлением  Госстандарта России от 5 августа 1997 г.   № 17 и

зарегистрированы  Минюстом  России  3  апреля    1998    года,  регистрационный

номер 1502);

•  Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федера-

ции, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. №

490, а также рядом других  нормативных документов.

•  Правила сертификации услуг по перевозке пассажиров автомобиль-

ным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03 ию-

ля 2001 г. № 62.

•  О  создании  и  государственной  регистрации  Системы

добровольной  сертификации  услуг  гостиниц  и  других  средств  размещения

на  категорию:  постановление  Правительства  РФ  №  82  от  26.11.2001  г.

(http://ftp.abcline.ru/moshotel.com/new/index.php?act=docs&id=19).

•  и др. акты.

 

Создание Систем добровольной сертификации.

Допускается  проведение  добровольной  сертификации  в  Системе  обяза-

тельной сертификации органами по обязательной сертификации.

Система сертификации представляет собой совокупность правил выпол-

нения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования сис-

темы сертификации в целом.

Создать систему добровольной сертификации может не только юридиче-

ское лицо, но и индивидуальный предприниматель или оба указанных субъекта.

Система  добровольной  сертификации может  быть  зарегистрирована  фе-

деральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

 

Существует  Информационное  Письмо  от  30  октября  2003  г.  №ГЭ-110-

28/3992  «О  проведении  добровольного  подтверждения  соответствия  услуг  поинициативе  заявителя»,  утвержденное  Государственным  комитетом  по  стандартизации и метерологии, в котором указано: «В целях реализации пункта 1

статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом

регулировании»  и  в  соответствии  с  пунктом  1.2  Правил  функционирования

Системы добровольной сертификации услуг Системы сертификации ГОСТ Р,

утвержденных Постановлением Госстандарта России от 21 августа 2003 г.

№97, регистрационный номер РОСС RU 0001.О3УУОО, органы по сертифика-

ции  услуг  могут  осуществлять  проведение  работ  по  добровольно-

му подтверждению  соответствия  услуг  национальным  стандартам,  стан-

дартам организаций, условиям договоров по документам, предложенным зая-

вителем, после внесения необходимых изменений и дополнений во внутренние

документы органа по сертификации, но только по видам услуг, входящих в его

область  аккредитации.  Изменения  в  утвержденную  область  аккредитации

могут быть внесены при аккредитации органа по сертификации на новый срок

и (или) при аккредитации в дополнительной области».

Правом создавать систему добровольной сертификации в соответствии с

пунктом 2 статьи 21 Закона №184-ФЗ обладают юридические лица, индивиду-

альные предприниматели или несколько юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей.

Лица,  создавшие  систему  добровольной  сертификации,  устанавливают

перечень объектов, которые будут подлежать сертификации. Кроме перечня устанавливаются  их  характеристики  на  соответствие,  которым  будет  осуществ-

ляться добровольная сертификация, правила выполнения работ, предусмотренных данной системой добровольной сертификации, порядок оплаты таких ра-

бот, также определяется круг участников этой системы и правила применения

знака соответствия.

В пункте 3 статьи 21 Закона №184-ФЗ говорится, что система доброволь-

ной сертификации может быть зарегистрирована, то есть согласно буквальному толкованию данной нормы права, допускается вариант отсутствия подобной регистрации.  Регистрируется  система  добровольной  сертификации  федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

В пункте 3 статьи 21 Закона №184-ФЗ приведен перечень документов, ко-

торые необходимо представлять в федеральный орган исполнительной власти

по техническому регулированию для регистрации системы добровольной сер-

тификации:

- свидетельство о государственной  регистрации юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя;

- правила функционирования  системы добровольной сертификации;

 

- изображение знака соответствия, применяемое в данной системе  доброволь-

ной сертификации, если применение знака соответствия предусмотрено, и по-

рядок применения знака соответствия;

- документ об оплате  регистрации системы добровольной  сертификации.

Регистрация должна осуществляться в течение пяти дней с момента пре-

доставления указанных выше документов. Порядок ее осуществления и размер

платы  за  регистрацию  устанавливаются  Правительством  Российской  Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2004

года №32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» утверждено Положение о регистрации системы добровольной сертификации (далее - Положение).

Согласно  пункту  2  Положения  органом,  осуществляющим  регистрацию

системы добровольной сертификации, является Федеральное агентство по тех-

ническому регулированию и метрологии (далее Агентство).

Плата за осуществление регистрации зачисляется в федеральный бюджет Рос-

сийской Федерации, в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации плата составляет одну тысячу рублей. Реквизиты лицевого счета для оплаты регистрации публикуются Агентством.

В регистрации системы добровольной сертификации может быть отказа-

но в следующих случаях:

·   непредставления документов, предусмотренных законом и названных

выше;

·   совпадения наименования системы с зарегистрированной ранее систе-

мой добровольной сертификации;

·   совпадения изображения знака соответствия с изображением знака со-

ответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации.

Данные указания содержатся в пункте 4 статьи 21 Закона №184-ФЗ.

В случае отказа в регистрации, заявителю направляется уведомление об

отказе в течении трех дней с момента принятия решения об отказе в регистра-

ции этой системы. Уведомление об отказе должно быть мотивированно, то есть содержать указания на причины и основания отказа. Кроме того, вместе с уведомлением  об  отказе  Агентство  должно  вернуть  заявителю  документы  представленные им для регистрации (пункт 4 Положения).

Заявитель имеет право на обжалование в судебном порядке отказа в реги-

страции системы добровольной сертификации.

Если не последовало отказа в регистрации системы добровольной серти-

фикации, то сведения о лицах (лице) создавших ее, сведения о правилах функ-

ционирования, о знаке соответствия, о порядке применения знака соответствия

включаются в единый реестр зарегистрированных систем добровольной серти-

фикации.

Лицу,  которое  зарегистрировало  добровольную  систему  сертификации,

или представителю такого лица или лиц, выдаются или направляются по почте

 оригиналы документов с отметкой  о проведенной регистрации с  указанием регистрационного номера  и даты регистрации. А копии  этих документов хранятся

в Агентстве.

Порядок  ведения  единого  реестра  зарегистрированных  систем  добро-

вольной сертификации и предоставления сведений, содержащихся в этом рее-

стре  утверждается  Приказом  Министерства  промышленности  и  энергетики

Российской Федерации. В соответствии с пунктом 11 Порядка ведения реестра,сведения,  содержащиеся  в  нем,  являются  открытыми  и  общедоступными  для

всех лиц заинтересованных в их получении, исключение составляют сведения,

которые  относятся  законодательством  к  информации  с  ограниченным  доступом. Обязанностью Агентства является обеспечение доступности сведений со-

Информация о работе Порядок проведения сертификации услуг (работ)