Шпаргалка по «Уголовному процессу»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 07:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Уголовному процессу»

Вложенные файлы: 1 файл

ответы уг. процесс.docx

— 195.88 Кб (Скачать файл)

При оценке иных документов учитываются компетентность должностного лица или гражданина, их составивших, наличие необходимых реквизитов, содержание этих документов, а также  их место в системе имеющихся  доказательств по уголовному делу.

Иные документы необходимо отличать от документов — вещественных доказательств.

Документ, обладающий признаками, указанными в ст. 81 УПК РФ, является вещественным доказательством, если он признан таковым и приобщен к  уголовному делу в порядке, установленном  уголовно-процессуальным законом.

 

46.

Результаты оперативно-розыскной  деятельности — сведения, полученные в соответствии с Федеральным  законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих  или совершивших преступления и  скрывшихся от органов дознания, следствия  или суда (п. 36.1 ст. 5 УПК РФ).

Между тем специального механизма  проверки оперативных данных уголовно-процессуальный закон не содержит.

Этот вывод обусловлен тем, что уголовно-процессуальный закон  указал лишь на недопустимость использования  в процессе доказывания результатов  оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым  к доказательствам уголовно-процессуальным законом (ст. 89 УПК РФ).

Этот запрет носит практически  абсолютный характер, поскольку уголовно-процессуальный закон России, в отличие от процессуального  законодательства ряда зарубежных государств, не предусматривает порядка легализации (или трансформации, интерпретации) оперативно-розыскных данных в уголовно-процессуальные доказательства.

Некоторые авторы утверждают, что результаты оперативной деятельности следует рассматривать как основу формирования доказательств по уголовному делу.

Другие специалисты в  области уголовного судопроизводства совершенно справедливо возражают  против этого тезиса, поскольку уголовно-процессуальный закон не разрешает собирать доказательства в ходе оперативно-розыскной деятельности.

В настоящее время в  материалах уголовного дела обычно находится  справка (сообщение), в которой должностное  лицо органа дознания сообщает, что  проведенными оперативными мероприятиями  установлен определенный факт.

Наличие или отсутствие этого  факта в действительности проверить  невозможно, он, в зависимости от правосознания должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, принимается ими «на веру».

 

47.

Меры уголовно-процессуального  принуждения — это предусмотренные  законом процессуальные средства принудительного  характера, применяемые в сфере  уголовного судопроизводства уполномоченными  на то должностными лицами и государственными органами при наличии основания  и в порядке, установленном законом  в отношении обвиняемых, подозреваемых  и других лиц, для предупреждения и пресечения неправомерных действий этих лиц, а также в целях успешного  расследования и разрешения уголовного дела и выполнения назначения уголовного судопроизводства.

Иначе: Меры уголовно-процессуального  принуждения - психологическое, материальное, физическое и моральное воздействие  органов уголовного преследования  на поведение лиц, участвующих в  уголовном деле, с целью пресечения и предупреждения совершения ими  неправомерных действий.

Общим для всех мер уголовно-процессуального  принуждения является возможность  их применения независимо от воли и  желания лица, в отношении которого они осуществляются, а также их правоограничительный или правопринудительный характер.

Принуждение выражается в  стеснении и ограничении личных, имущественных и иных субъективных прав граждан. К таким ограничениям может относиться ограничение:

- неприкосновенности личности (задержание, арест);

- свободы передвижения (домашний арест, подписка о невыезде и надлежащем поведении);

- права осуществлять трудовую деятельность (отстранение от должности);

- права распоряжаться имуществом (наложение ареста на имущество и т. п.).

Признаки мер уголовно-процессуального  принуждения:

- применяются только к лицам, участвующим в уголовном деле: к обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и понятому, чье ненадлежащее поведение создает угрозу или препятствует успешному расследованию (разрешению) уголовного дела;

- применяются только в рамках производства по уголовному делу;

- правом по применению мер уголовно-процессуального принуждения обладают специальные субъекты (дознаватели и следователи указанных в УПК РФ органов, а также суд);

- круг оснований, влекущих необходимость применения в отношении лица мер принудительного воздействия, определен законом;

- порядок их применения строго регламентирован законом.

Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Они применяются  по мотивированному решению соответствующих  должностных лиц или суда, а  наиболее строгие из них могут  быть применены только по судебному  решению (заключение под стражу, домашний арест, залог, временное отстранение  от должности и некоторые другие).

Виды мер процессуального  принуждения (в соответствии с разделом IV УПК РФ):

задержание,

меры пресечения и

иные меры процессуального  принуждения.

Альтернативное деление (по своему назначению меры уголовно-процессуального  принуждения могут быть разделены  на меры):

пресечения,

предупреждения противоправного  поведения;

обеспечения надлежащего  поведения.

 

48.

Задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов  с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).

Сущность задержания состоит  в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, которое, в силу своей неотложности не требует для его применения судебного решения.

Закон устанавливает целый  ряд гарантий законности и обоснованности задержания, четко регламентируя  условия, основания, мотивы, сроки и  порядок задержания (ст. 91-96 УПК).

Основания задержания:

Лицо может быть задержано  только по подозрению в совершении такого преступления, за которое предусматривается  наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:

- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может  быть задержано, если это лицо

пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

"Иные данные" - фактические  данные (доказательства), косвенно указывающие  на причастность лица к преступлению. К ним могут относиться:

показания свидетелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступления, из содержания которых следует, что  это лицо причастно к совершению преступления;

показания обвиняемых, подозреваемых  о соучастниках;

результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;

материалы ревизий, инвентаризаций;

сходство по приметам, указанным  потерпевшим, свидетелем и т. д.

Поскольку «иные данные»  менее определенны, чем основания  для задержания, закон связывает  задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыться, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутствием  документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий  делает необходимым задержание, так  как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения  о причастности лица к преступлению.

Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из условий (например, лицо не имеет постоянного  места жительства), но отсутствуют  «иные данные», дающие основания  подозревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процессуальное задержание недопустимо.

Замечание

Следует различать фактическое  задержание и задержание по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.

Фактическое задержание означает захват лица и принудительное доставление  его в органы дознания или к  следователю.

Право уголовно-процессуального  задержания в порядке, установленном  УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными  полномочиями в соответствии с законом.

Если лицо было задержано  непосредственно при совершении преступления (т. е. до возбуждения уголовного дела), то фактический захват определяется моментом фактического ограничения  свободы передвижения (с этого  момента начинается течение сроков задержания), но в течение трех часов  после доставления такого подозреваемого в орган дознания или к следователю  должны быть вынесены постановление  о возбуждении уголовного дела (при  наличии соответствующих оснований) и составлен протокол задержания. С момента составления протокола задержания лицо следует считать подвергнутым уголовно-процессуальному задержанию.

Избрание меры процессуального  принуждения и выбор ее вида —  это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроизводство. Закон  устанавливает, что соответствующее  должностное лицо вправе задержать  лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом  условий и оснований. Право превращается в обязанность лишь тогда, когда  появляются мотивы, обусловливающие  необходимость задержания в данном конкретном случае.

Мотивами задержания могут  быть:

пресечение преступного  деяния;

предотвращение совершения новых преступлений;

лишение возможности скрыться, уничтожить доказательства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;

установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;

своевременное решение вопроса  об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.

Не допускается использование  задержания как средства получения  от подозреваемого признания вины в  совершении преступления.

Срок задержания

Согласно ст. 94 УПК РФ срок задержания не может превышать 48 часов  до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока  задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания, т.е. момента производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК).

Важность четкого определения  момента фактического задержания состоит  не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что  в силу сформулированной Конституционным  Судом РФ конституционно-правовой позиции  с этого момента задержанный  имеет право на пользование услугами защитника и на реализацию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактиче­ского задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).

Все сроки уголовно-процессуального  задержания, за исключением срока  составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисления сроков требуется учитывать день, час и минуту фактического задержания.

УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности задержания и обеспечения  прав задержанного.

Лицо считается подозреваемым  с момента фактического его задержания.

Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо должно быть доставлено в орган дознания или  к следователю. Представляется, что  географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют  установить какой-либо пресекательный срок для этого действия. Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления должен быть доставлен в орган дознания или к следователю в течение разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часового срока является основанием для освобождения подозревае­мого (ч. 2 ст. 94 УПК).

Информация о работе Шпаргалка по «Уголовному процессу»