Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность дипломного исследования обусловило то, что прокурорский надзор – это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает и своим особым предметом. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории нашей страны различными исполнительными, представительными (законодательными), будь то федеральными или муниципальными органами государственной власти, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций являются предметом прокурорского надзора, кроме этого в предмет входит соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и их должностными лицами.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 12
1.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 16
Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 31
2.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 49
Заключение 54
Список использованной литературы 61

Вложенные файлы: 1 файл

24страницы.docx

— 187.10 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6

1.1 Сущность, предмет и  задачи прокурорского надзора  за исполнением законов в оперативно-розыскной  деятельности 6

1.2 Полномочия прокурора  по надзору за исполнением  законов в оперативно-розыскной  деятельности 12

1.3 Организация работы  и особенности надзора за исполнением  законов в оперативно-розыскной  деятельности 16

Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30

2.1 Сущность, предмет и  задачи прокурорского надзора  за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное  следствие 30

2.2 Полномочия прокурора  по надзору за исполнением  законов органами, осуществляющими  дознание и предварительное следствие 31

2.3 Организация работы  и особенности надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими  дознание и предварительное следствие 49

Заключение 54

Список использованной литературы 61

Введение

Актуальность дипломного исследования обусловило то, что прокурорский надзор – это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает и своим особым предметом. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории нашей страны различными исполнительными, представительными (законодательными), будь то федеральными или муниципальными органами государственной власти, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций являются предметом прокурорского надзора, кроме этого в предмет входит соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и их должностными лицами.

Предварительное расследование, как стадия уголовного судопроизводства характерна почти для всех уголовных дел, за исключением уголовных дел частного обвинения. Как и любая другая, названная стадия уголовного процесса имеет не только свои собственные задачи, но и свое специфическое содержание, свое начало и окончание, особый круг участников уголовно-процессуальной деятельности и завершается особым уголовно-процессуальным документом. Начало данной стадии считается момент возбуждения и принятия уголовного дела к производству конкретным следователем или дознавателем, а заканчивается, составлением обвинительного заключения или обвинительного акта либо постановлением о прекращении уголовного дела. Основное содержание данной стадии заключается в проверке и оценке, собирании доказательств, говоря языком уголовного судопроизводства, в уголовно-процессуальном доказывании, которое составляет стержень каждого уголовного дела. Как стадия предварительного расследования эта стадия процесса характерна проводимыми различными следственными действиями – это задержания, обыски, аресты и выемки и другие меры государственного принуждения, которые применяет следователь или дознаватель для достижения задач, которые поставлены данной стадией в уголовном процессе. Именно здесь необходим контроль над органами дознания и предварительного следствия. Однако еще более необходим контроль на стадии оперативной работы над органами задействованными в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Взятый нашей стране курс на построение правового государства, однозначно указывает на приоритет защиты прав и свобод человека в том числе и в деятельности прокурора.

Изменение огромного пласта законодательства вносило коррективы в прокурорский надзор, из-за некоторой правовой неопределенности которого Конституционный Суд Российской Федерации выносил постановления и определения. Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно так или иначе рассматривал вопросы, связанные с прокурорским надзором.

Исследованиями в данной области в разное время занимались многие ученые-процессуалисты: Ю.В. Францифоров, М.В. Боровский, А. Я. Сухарева, Ю.Е. Винокуров, В.Б. Боровиков, А.В. Галахова, В.В. Демидов, В.Н. Григорьев, Г.А. Есаков, А.И. Рарог, Б.Т. Безлепкин, А.И. Чучаев, В.Ф. Крюков, Н.С. Манова, Л.Н. Башкатов, М.П. Поляков, А.Ф. Федулов, А.П. Рыжаков, Г.Н. Ветрова, А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский, А.В. Трикс, А.С. Шаталов и многие другие.

Методологической основой исследования является всеобщий метод теории познания. В основе общенаучных методов применяемых в исследовании, выступили: методы научного познания, методы описания, сравнения, анализа и синтеза, а так же формально-логический и системный метод исследования.

Практическая значимость работы заключается в системном теоретическом и практическом исследовании основных проблем, обусловленных темой. Результаты исследования могут быть использованы в научных, учебных и практических целях.

Объект дипломного исследования – общественно правовые отношения в сфере прокурорского надзора, предмет – надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Цель исследования – комплексно-правовой анализ надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:

- Исследовать сущность, предмет  и задачи прокурорского надзора  за исполнением законов в оперативно-розыскной  деятельности;

- Изучить полномочия прокурора  по надзору за исполнением  законов в оперативно-розыскной  деятельности;

- Проанализировать организацию  работы и особенности надзора  за исполнением законов в оперативно-розыскной  деятельности;

- Рассмотреть сущность, предмет  и задачи прокурорского надзора  за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное  следствие;

- Исследовать полномочия  прокурора по надзору за исполнением  законов органами, осуществляющими  дознание и предварительное следствие;

- Изучить организацию  работы и особенности надзора  за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное  следствие.

Исследование состоит из введения, двух глав, которые включают шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

1.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского  надзора за исполнением законов  в оперативно-розыскной деятельности

В реализации политики государства, направленной на борьбу с преступностью, существенная роль принадлежит государственным органам, наделенным в силу закона правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность (далее ОРД). Данная деятельность позволяет эффективно выявлять, раскрывать и пресекать преступления. По оценкам специалистов, правоохранительные органы, используя оперативно-розыскной потенциал, раскрывают до 70% всех совершенных преступлений.

Особое значение ОРД приобретает в условиях продолжающегося в России роста преступности. Преступники используют современные методы как совершения преступлений, так и противодействия правоохранительным структурам в их обнаружении и раскрытии. Особое внимание вызывают новые виды преступлений, в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии которых органы, осуществляющие ОРД, не имеют достаточного опыта. Указанные обстоятельства требуют повышения качества и результативности проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

Являясь эффективным средством борьбы с преступлениями, ОРД вместе с тем неизбежно сопровождается ограничением прав и свобод человека, которые закреплены и охраняются Конституцией и иными федеральными законами. Проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, как обследование зданий, помещений, сооружений, участков местности ограничивает конституционное право гражданина на неприкосновенность жилища. Снятие информации с технических каналов связи или прослушивание телефонных переговоров, затрагивает конституционное право лица, в отношении которого оно осуществляется, на неприкосновенность и тайну его личной жизни.

В связи с этим важен баланс между, с одной стороны, активной и целенаправленной деятельностью по реализации оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обнаружение, выявление и пресечение преступлений, а с другой – всемерным соблюдением прав, свобод и законных интересов личности, в отношении которой осуществляются ОРД.

Гарантией этого будут правовая регламентация ОРД, а также неуклонное и скрупулезное соблюдение требований законов и подзаконных нормативных актов. По сути, названные аспекты деятельности означают реализацию принципа законности при осуществлении ОРД.

Следует отметить, что в области развития нормативного регулирования ОРД в последнее десятилетие наблюдаются в основном положительные тенденции.

До 1992 г. ОРД регулировалась исключительно закрытыми нормативными актами, которые носили ведомственный характер. Принятый 17 января 1992 г. Закон о прокуратуре, еще до появления федерального законодательства об оперативно-розыскной деятельности, закрепил в качестве одного из основных направлений реализации прокуратурой своих полномочий надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. В принятом позднее Законе об ОРД были определены субъекты, имеющие право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, порядок их проведения, а также нормы, предусматривающие, что надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор РФ и уполномоченные ему прокуроры.

Рассматриваемое направление деятельности органов прокуратуры имеет свою специфику, которая определяется, с одной стороны, обязанностью прокурора от имени Российской Федерации осуществлять уголовное преследование, а также координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а с другой – обязанностью осуществлять надзор за законностью уголовного преследования и деятельности правоохранительных органов, способствовать охране прав и свобод личности.

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой специфический вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то федеральным законодательством оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. В приведенном законодательном определении четко указаны цели, для достижения которых проводится ОРД.

Вместе с тем в законе закреплено выполнение и задач частного характера, решение которых способствует достижению целей ОРД.

К ним относятся:

1) осуществление розыска  лиц, скрывающихся от органов  дознания, следствия и суда, уклоняющихся  от уголовного наказания, а также  без вести пропавших;

2) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление  лиц, их подготавливающих, совершающих  или совершивших;

3) добывание информации  о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической  безопасности Российской Федерации.

Деятельность уполномоченных прокуроров должна способствовать успешному проведению ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.

На территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется подразделениям следующих правоохранительных органов: Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, внешней разведки Министерства обороны РФ, Федеральной службы исполнения наказаний.

Оперативные подразделения органов внешней разведки проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных правоохранительных структур.

Перечень органов, осуществляющих ОРД, является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только в законодательном порядке. Указанные органы решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами РФ.

Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре и п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 21.12,2007 №207 "Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"" предметом прокурорского надзора является обеспечение: 1) гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; 2) неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции; 3) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; 4) законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 5) соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Поводами для проведения прокурорской проверки законности действий и решений органов, осуществляющих ОРД, являются:

- жалобы граждан и обращения  должностных лиц на незаконные  действия и решения должностных  лиц органов, осуществляющих ОРД;

- результаты изучения  материалов уголовных дел о  нераскрытых преступлениях.

Прокурорская проверка может также осуществляется в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора. Она может быть проведена и в случаях отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Законодательно также определены пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

1. В пределы прокурорского  надзора не входит контроль  за исполнением внутриведомственных  нормативно-правовых актов, принятых  в развитие положений федерального  законодательства об ОРД. Вместе  с тем прокурор для обоснования  своих выводов о соблюдении  законов в действиях и решениях  поднадзорных органов, вне всякого  сомнения, должен знать содержание  этих документов.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие