Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность дипломного исследования обусловило то, что прокурорский надзор – это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает и своим особым предметом. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории нашей страны различными исполнительными, представительными (законодательными), будь то федеральными или муниципальными органами государственной власти, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций являются предметом прокурорского надзора, кроме этого в предмет входит соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и их должностными лицами.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 12
1.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 16
Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 31
2.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 49
Заключение 54
Список использованной литературы 61

Вложенные файлы: 1 файл

24страницы.docx

— 187.10 Кб (Скачать файл)

Военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами Федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках). На военных прокуроров возлагается также надзор за исполнением законов оперативными подразделениями федеральных органов государственной охраны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации. Надзор за исполнением законов оперативными подразделениями органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации осуществляют специализированные военные прокуратуры Федеральной пограничной службы России.

Прокуроры субъектов Российской Федерации и подчиненные им транспортные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов в оперативных подразделениях органов Министерства внутренних дел на транспорте, а также в оперативных подразделениях таможенных органов. Кроме того, прокуроры субъектов Российской Федерации и подчиненные им прокуроры закрытых административно-территориальных образований и прокуроры по надзору за исполнением законов на спецобъектах осуществляют прокурорский надзор за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативными подразделениями органов Министерства внутренних дел и Федеральной службой безопасности, действующими в этих закрытых административно-территориальных образованиях и на объектах.

Отметим, что надзор за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" возложен на тех же прокуроров, которые осуществляют надзор за исполнением законов при расследовании преступлений органами дознания и органами предварительного следствия соответствующих правоохранительных ведомств и их подразделений. Необходимость защиты сведений, содержащихся в документах и материалах оперативно- розыскной деятельности, также потребовала специальных организационных мер. Статья 21 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", а затем приказы Генерального прокурора Российской Федерации ввели понятие "уполномоченный прокурор". Это означает, что Генеральный прокурор Российской Федерации и прокуроры субъектов Российской Федерации назначают прокурорских работников, которые вправе осуществлять надзор за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

Часть 4 ст. 21 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" обязывает руководителей органов прокуратуры создать условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах. В этих целях Генеральной прокуратурой Российской Федерации разработана специальная Инструкция об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности, которая утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 25 апреля 2000 г, № 56.

В целях защиты сведений, содержащих государственную тайну, уполномоченным прокурорам рекомендовано изучать дела оперативного учета, как правило, непосредственно в помещениях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В прокуратурах должны быть созданы условия, обеспечивающие защиту от разглашения сведений, содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах.

Статья 30 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не содержит перечня полномочий прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В ней лишь указывается, что полномочия устанавливаются другими федеральными законами.

В статье 21 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", посвященной прокурорскому надзору, также не изложены все полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно- розыскной деятельности. По этой причине перечень полномочий прокурора закрепляется приказами Генерального прокурора Российской Федерации, исходя из содержания Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", определившего полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Кроме того, уголовно- процессуальное законодательство определяет полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Эти полномочия могут быть использованы при осуществлении прокурорского надзора за законностью уголовно-процессуальных решений, принятых в ходе реализации результатов оперативно-розыскной деятельности. Статья 21 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" определяет компетенцию прокурора в порядке реализации результатов оперативно-розыскной деятельности:

1) право опротестовывать  противоречащие закону ведомственные  правовые акты руководителей  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность;

2) право вносить представления  об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами  органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность;

3) право требовать от  руководителей органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных  работников от дальнейшего ведения  оперативных проверок в случае  нарушения ими закона.

При обнаружении признаков преступления прокурор проводит проверку по правилам, определенным ст. 144 УПК РФ, и решает вопрос о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников оперативных подразделений.

Прокурор, используя свои полномочия, предоставленные ему законодательством, должен принимать своевременные меры к пресечению нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований к привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

Самостоятельным направлением деятельности прокурора является надзор за исполнением требований закона при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности. Прокурор должен учитывать, что порядок представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору и в суд установлен инструкцией, утвержденной руководителями ведомств, оперативные подразделения которых вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Вместе с тем использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам должно осуществляться не по правилам, устанавливаемым ведомственными инструкциями, а в соответствии с требованиями УПК РФ. Необходимо помнить, что ст. 89 УПК РФ устанавливает, что "в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно- розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом". В связи с этим прокурор вправе давать указания о производстве следственных действий, направленных на проверку сведений, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий. Такими следственными действиями могут быть, например, допросы в качестве свидетелей руководителей оперативных подразделений; осмотр представленных следователю или прокурору аудио- и видеозаписей, полученных при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, назначение по этим записям экспертиз.

Успешное выполнение задач, стоящих перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, во многом достигается с помощью правильно организованным прокурорским надзором за исполнением законов этими органами.

В сфере оперативно-розыскной деятельности прокурорский надзор должен:

- способствовать выполнению  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению  и раскрытию преступлений, установлению  лиц, подлежащих привлечению в  качестве обвиняемых, розыску лиц, без вести пропавших, а также  скрывающихся от органов дознания, следствия, суда либо уклоняющихся  от уголовного наказания;

- содействовать комплексному  и активному осуществлению оперативными  подразделениями всего объема  оперативно-розыскных мероприятий, разрешенных Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности";

- содействовать надлежащему  документированию результатов оперативно-розыскной  деятельности и использованию  их в процессе доказывания  по уголовным делам. Уполномоченный  прокурор должен принимать активное  участие на самых ранних этапах  оперативной проверки, определяя  совместно с должностными лицами  органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, и следователем  возможность реализации оперативной  информации, достаточность ее для  возбуждения уголовного дела  и использования в процессе  доказывания по уголовному делу.

Такая деятельность уполномоченного прокурора определяется природой прокурорского надзора, находящегося на стыке таких видов правоохранительной деятельности, как оперативно-розыскная деятельность, расследование преступлений и правосудие.

Прокурор призван координировать деятельность правоохранительных органов; своевременно выявлять, предупреждать и пресекать нарушения закона и конституционных прав и гарантий личности.

При проверке исполнения оперативными подразделениями задач оперативно-розыскной деятельности по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений следует;

1. Изучить статистические  показатели, характеризующие динамику  и структуру конкретных видов  преступлений в регионе в течение  нескольких лет (как правило, пяти), например, взяточничества; контрабанды; преступлений, совершенных организованными  преступными группами; уклонения  от уплаты таможенных платежей; уклонения от уплаты налогов; преступлений, связанных с наркотическими  или психотропными веществами.

2. Из общего количества  выявленных преступлений установить  те, которые выявлены в процессе  оперативно-розыскных мероприятий, определить их абсолютное и  относительное число. В этих целях  изучить отчеты оперативных подразделений  о результатах их деятельности (полугодовые и годовые).

3. Изучить дела оперативного  учета (дела предварительной оперативной  проверки, оперативные дела, дела  оперативной проверки, дела оперативной  разработки), как реализованные, так  и находящиеся в производстве  оперативных подразделений. При  этом следует обращать внимание  на законность и обоснованность  заведения дел оперативного учета; наличие планов проведения оперативно-розыскных  мероприятий и их реальное  выполнение; полноту и комплексность  использования оперативными подразделениями  полномочий, предоставленных Федеральным  законом "Об оперативно- розыскной  деятельности" (особенно профессиональное, грамотное использование оперативной  техники при производстве оперативно-розыскных  мероприятий); соблюдение сроков  оперативной проверки (разработки); порядок проведения оперативно-розыскных  мероприятий и их документирования; организацию взаимодействия с  другими подразделениями; состояние  ведомственного контроля за оперативной  проверкой (разработкой) со стороны  непосредственных, а также вышестоящих  руководителей органов, осуществляющих  оперативно-розыскную деятельность; использование результатов оперативно-розыскной  деятельности как при решении  вопроса о возбуждении уголовного  дела, так и в процессе доказывания  по уголовному делу; соблюдение  порядка рассекречивания и представления  органам дознания, следователю, суду  результатов оперативно-розыскной  деятельности.

4. Изучить уголовные дела, возбужденные по факту реализации  результатов оперативно-розыскной  деятельности, впоследствии либо  прекращенные, либо по которым  судом вынесены оправдательные  приговоры. Целью изучения этих  уголовных дел должно быть  выяснение, не является ли причиной  прекращения уголовных дел либо  оправдания подсудимых поспешная  или с нарушением закона осуществленная  реализация результатов оперативно-розыскной  деятельности.

Часть 2 ст. 21 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" гласит: "По запросу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно- розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, представляют указанному прокурору оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения этих мероприятий".

По смыслу этой нормы Закона поводами для прокурорской проверки законности осуществления оперативно-розыскной деятельности являются:

- материалы о нарушениях  закона при проведении оперативно- розыскных мероприятий;

- информация о нарушениях  закона при проведении оперативно- розыскных мероприятий;

- обращения граждан о  нарушениях закона при проведении  оперативно-розыскных мероприятий;

- факт проведения оперативно-розыскных  мероприятий;

- факт принятия решения  при проведении оперативно-розыскных  мероприятий.

Первые три повода служат основанием для осуществления прокурорского надзора в пассивной форме, так как прокурор ожидает поступления к нему сведений о нарушениях закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Остальные два повода связаны с активной формой прокурорского надзора, они ориентируют прокурора на проверку установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принятых решений с целью выявления возможных нарушений закона.

Поскольку законодатель назвал материалы и информацию о нарушениях законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий самостоятельными поводами для проведения прокурорской проверки, необходимо знать, в чем их различие.

Представляется, что они различаются качеством содержащихся в них сведений о нарушениях закона. Информация включает в себя первичные сведения, требующие соответствующей проверки. Материалы – результат предварительной проверки, проведенной органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, который прокурор должен оценить и принять решение о мерах прокурорского реагирования.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие