Органы предварительного следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 21:58, контрольная работа

Краткое описание

История становления системы органов предварительного следствия в РФ всегда была определена объективными историческими предпосылками.
Первым этапом (до 1860 года) является формирование системы уголовного судопроизводства, основанной на полномочиях полиции, квартальных надзирателей, следственных приставов по осуществлению расследований.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РФ

ГЛАВА 2.
ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО СЛЕДСТВИЯ РФ

ГЛАВА 3.
ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РФ

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 60.66 Кб (Скачать файл)

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

кафедра

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ:

ИХ ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ

(реферат)

 

 

 

 

 

Выполнил:

Преподаватель:

 

 

 

 

 

2014 
Оглавление

   

стр.

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РФ

 

ГЛАВА 2.

ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО СЛЕДСТВИЯ РФ

 

ГЛАВА 3.

ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РФ

 

Заключение

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ РФ

 

История становления системы органов предварительного следствия в РФ всегда была определена объективными историческими предпосылками.

Первым этапом (до 1860 года) является формирование системы уголовного судопроизводства, основанной на полномочиях полиции, квартальных надзирателей, следственных приставов по осуществлению расследований.

По своду Законов Российской империи 1832 года собирание и запись в установленном порядке всех доказательств по делу осуществлялись путем производства допросов, осмотров, обысков, выемок в ходе предварительного и формального следствия.

Допрос был одним из имеющихся в арсенале полиции и суда того времени немногочисленных способов раскрытия преступления. Допросы, обыски, выемки и осмотры позволяли путем устного, непосредственного получения показаний обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетелей-очевидцев, собирания и исследования вещественных доказательств сопоставить имеющиеся объективные факты и логическим путем восстановить истинные события совершенного преступления

Институт предварительного следствия начало своего официального формирования ведет с 1860 года, когда Александром II был подписан Указ, учредивший в 44 губерниях должности судебных следователей. Следователи по своему процессуальному положению приравнивались к категории лиц судейского звания, пользовались правами членов суда.

Начало второго этапа ознаменовалось Судебной реформой 1864 г. В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г. право производства предварительного следствия передавалось органам юстиции в лице судебных следователей, которые были приравнены по должности к членам окружного суда и состояли при судах. Судебный следователь мог проверять, дополнять, отменять действия чинов полиции по производству дознания, сам исправлял недостатки дознания.

Процессуальная приближенность судебного следователя к полномочиям судьи требовала от лица, осуществляющего расследование, всесторонности и объективности в принятии решений. Судебные следователи, проводившие предварительный сбор и закрепление доказательств, в той же мере проводили их оценку по своему внутреннему убеждению на предмет их пригодности, применимости к расследуемому факту, в какой судья путем устного и непосредственного исследования имеющихся материалов мог получать новую информацию от тех же участников процесса, устанавливая новые доказательства.

Рассматриваемый исторический этап деятельности судебных следователей завершился подписанием после Октябрьской революции Декрета N 1 от 22 ноября 1917 г., остановившего развитие системы органов предварительного следствия в лице следователей, состоящих при судах. Позже в ст.23 принятого 25 мая 1922 г. первого Уголовно-процессуального кодекса РСФСР к числу следователей были отнесены народные следователи, следователи, состоящие при советах народных судей и революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

В соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятым 19 ноября 1926 года, вводились народные следователи, которые состояли при следственных участках и подчинялись губернскому суду, а также состоящие при губернских судах старшие следователи и следователей по важнейшим делам при Прокуроре РСФСР и Верховному Суде РСФСР.

10 июля 1934 года был  образован Наркомат внутренних дел СССР. В этот период по основной массе общеуголовных преступлений органами милиции проводилось дознание, материалы которого направлялись прокурору и после утверждения им обвинительного заключения передавались в суд. Прокурор имел право поручить милиции расследование любого уголовного дела в полном объеме. Если предварительное следствие по делу являлось обязательным, милиция могла проводить следственные действия в течение месяца, после чего передавала его следователю. Последний, признав материал дознания полным, ограничивался предъявлением обвинения, допросом обвиняемого и составлением обвинительного заключения.

На практике большинство уголовных дел расследовалось органами милиции. Для их расследования непосредственно перед Великой Отечественной войной в аппаратах уголовного розыска и БХСС ведомственным приказом были созданы следственные аппараты.

Руководство им осуществлял следственный отдел Главного управления милиции НКВД СССР.

В послевоенный период согласно УПК РСФСР 1927 года по основной массе общеуголовных преступлений производилось дознание. Следователи оставались в органах прокуратуры, но фактически предварительное следствие более чем по половине уголовных дел осуществляли органы милиции.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 года расширили процессуальную самостоятельность следователя. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимал самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и нес полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено следователям органов внутренних дел. В их компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одновременно милиция сохранила право производить дознание в полном объеме по большинству преступлений.

Кроме того, реформирование следственных органов было осуществлено в 1999 году в рамках реализации Указа Президента РФ от 23 ноября 1998г. "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской федерации" №1422. Данный Указ явился в свое время правовой основой для эволюционного развития следственного аппарата, поскольку впервые установил нормативно - правовой статус органов предварительного следствия в системе МВД во главе со Следственным комитетом.

Как видом, в целом, общая преемственность системы осталась.

Основная цель реформ Министерства внутренних дел Российской Федерации — модернизация такой функции государства, как борьба с преступностью, ключевую роль в которой играют органы внутренних дел.

Одновременно с вступлением в силу Закона «О полиции» 01 марта 2011 года был принят и введен в действие ряд Указов Президента РФ, регулирующих деятельность МВД России. Среди них Указ № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», которым утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с данным Положением одной из основных функций Министерства является организация и производство в соответствии с законодательством Российской Федерации предварительного следствия по уголовным делам (п. 13 ст. 12).

На нынешнем этапе в соответствии с Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» Следственный комитет при МВД России переименован в Следственный департамент МВД России. Его начальник одновременно является заместителем Министра внутренних дел.

В целом в настоящее время в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве органов предварительного следствия входят: Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации, следственные части главных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, следственные управления управлений на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений (управлений) Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации, следственные управления (отделы, отделения, группы) управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, линейных управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур».

В соответствии с подписанными Президентом РФ 01.03.2011 Указами следственные органы не входят в систему органов полиции.

Однако это не может повлиять на характер и уровень взаимоотношений, выстаиваемых следователями с сотрудниками подразделений полиции при раскрытии и расследовании преступлений, тем более, что еще с 1999 года следственные органы осуществляли свои функции с приставкой «при» органах внутренних дел города и области, и носят звания «юстиции», а не «милиции» или «полиции», но все равно входят в общую систему органов внутренних дел и выполняют функции по защите граждан от преступных посягательств. В настоящее время приставка «при» упразднена.

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ

ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО СЛЕДСТВИЯ РФ

 

 

Расследование в форме предварительного следствия осуществляется, когда совершенно тяжкое или особо тяжкое преступление.

В статье 151 УПК РФ говорится, что предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органами федеральной службы безопасности, органами внутренних дел РФ, следователями Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств. В некоторых случаях предварительное следствие осуществляется начальники следственных отделов прокуратуры.

Статья 150 УПК РФ предусматривает статьи данного кодекса, по которым предварительное расследование производится в форме предварительного следствия. Здесь же определяются конкретные категории дел, которые распределяются следователям в соответствии с их ведомственной принадлежностью.

 

 

Следствие в уголовном процессе — собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие — собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие — самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Судебное следствие — составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Предварительное следствие — выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. В отношении дел, по которым проводилось дознание, предварительное следствие начинается после его окончания.

Как отмечено выше, среди государственных органов в настоящее время нет единого структурного образования, предназначенного для осуществления названного вида правоохранительной деятельности.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России, в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения (вопросы организации следственных подразделений в указанных ведомствах рассмотрены в соответствующих главах, посвященных этим правоохранительным органам). Следственные подразделения перечисленных ведомств, условно говоря, и составляют систему органов предварительного следствия.

В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователя.

 

 

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие производят следователи:

1. прокуратуры;

2. ФСБ;

3. следственных подразделений при  ОВД;

4. следователи Государственного  комитета по контролю за оборотом наркотических средств (далее госнаркоконтроль).

Компетенция следователей указанных ведомств (подследственность) определена УПК РФ по предметному принципу (т. е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний). В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены также правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям следственных подразделений при органах внутренних дел, ФСБ и госнаркоконтроля.

Информация о работе Органы предварительного следствия