Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 14:03, реферат

Краткое описание

1. История развития прокуратуры России
2. Понятие, сущность, предмет прокурорского надзора.

Вложенные файлы: 1 файл

прокурорский надзор.docx

— 23.36 Кб (Скачать файл)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ 
1. История развития прокуратуры России.

1772 —  1864 гг. — дореформенная (петровская)

прокуратура.

1864 —  1917 гг. — пореформенная прокуратура.

1922 —  1991 гг. — советская прокуратура.

С 1991 г. — новая российская прокуратура.

Указом  от 12 января 1772 г.: «Быть при Сенате генерал-прокурору» была учреждена должность генерал-прокурора для надзора за деятельностью и решениями Сената, а в дальнейшем и система надзора за другими центральными и местными учреждениями. Таким образом, созданная прокуратура была смешанного типа, осуществлявшая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.

Судебная  реформа 1864 г., проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной

функции — обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных следователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции — обеспечения уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед

судом»).

Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за

законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов ГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью

содержания  заключенных под стражей.

Закон РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре  РФ» внес новые походы в прокурорскую практику. Прокурорский надзор за судом был заменен участием в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, изменился характер общенадзорной деятельности: исключался надзор за гражданами, сами проверки могли иметь место только в случаях поступления информации о нарушении закона и ряд других нововведений. Правовой статус дореформенной прокуратуры в конечном итоге устанавливал ее прямое подчинение главе государства — императору. Пореформенная прокуратура входила в систему исполнительных органов государства и возглавлялась руководителем одного из центральных органов исполнительной власти — министром юстиции. Советская прокуратура формально была подчинена высшему законодательному органу — Верховному Совету страны и его Президиуму, ими контролировалась и выполняла их решения.

В российских условиях прокуратура, не входя ни в одну из систем власти, выполняет функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов и путем применения мер к устранению нарушений закона обеспечивает деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля. 
 

2. Понятие, сущность, предмет прокурорского  надзора.

Прокурорский  надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Прокурорский  надзор понимается как:

1) специфический  вид государственной деятельности;

2) самостоятельная  отрасль права; 

3) учебная  дисциплина.

Во-первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, как это установлено ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ», осуществляется от имени РФ. В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной,

судебной) власти. Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.

Цель  прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Целями  прокуратуры являются:

1) обеспечение  верховенства закона;

2) обеспечение  единства и укрепления законности;

3)обеспечение  защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение  защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Основным  средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.  

3. Цели и задачи  прокурорского надзора.

Цель  прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся  деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Целями  прокуратуры являются:

1) обеспечение  верховенства закона;

2) обеспечение  единства и укрепления законности;

3)обеспечение  защиты прав и свобод человека  и гражданина;

4) обеспечение  защиты охраняемых законом интересов  общества и государства. 

На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация  деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью.

Основным  средством достижения целей, определенных Законом «О прокуратуре», является прокурорский надзор, так как именно в прокурорском надзоре состоит  основная функция прокуратуры.

Задачи  прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).

Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей за$

конов).

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.

Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового

средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.  

4. Основные направления  (отрасли) и функции  деятельности прокуратуры.

 Функции и направления деятельности прокура-

туры РФ – это правовые категории, которые  раскры$

вают и объясняют содержание, структуру и пределы

деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением 

законов – главная  функция прокуратуры.  

Прокуратуры осуществляют надзор за исполне$

нием Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также

за исполнением  законов субъектов РФ, принятых ими 

согласно своей  компетенции, не противоречащих

Конституции РФ и  ФЗ. Общим для всех надзорных 

функций является то, что органы прокуратуры осу$

ществляют надзор за исполнением действующих на

ее территории законов; уголовное преследование  за

совершение преступлений.  

Прокурор вправе принять к своему производству,

поручить подчиненному ему прокурору или следова$

телю расследование любого преступления. Основа$

нием для этого могут быть состояние законности при

расследовании преступлений, уровень квалифика$

ции соответствующих работников правоохранитель$

ных органов и иные обстоятельства; предваритель$

ное расследование преступлений. Прокуроры не

ограничены специальной  подследственностью.

Приняв к своему производству расследование уго$

ловного дела, прокурор обладает всеми полномочия$

ми следователя  и сохраняет свои прокурорские пол$

номочия по организации расследования; участии в

правотворческой деятельности.  

Генеральный прокурор РФ участвует в право-

творческой деятельности. Он вправе обратиться

с предложениями  об изменении, дополнении, отмене

или принятии законов к любому органу или дол$  

жностному лицу, правомочному вносить такие

акты. Иные прокуроры  вправе обращаться с указан$

ными предложениями к органам или должностным

лицам соответствующего или нижестоящего уровня.  

Координация деятельности правоохранитель-

ных органов по борьбе с преступностью преследу$

ет цель наиболее успешно осуществлять меры по вы$

явлению, раскрытию, расследованию преступлений,

принимать или  рекомендовать компетентным орга$

нам меры по устранению обстоятельств, способство$

вавших их совершению.  

Основные направления  деятельности прокура-

туры обусловлены  различными факторами политиче$

ского, социально$экономического и иного характера.  

Постоянные направления  деятельности – это 

сферы правовых отношений, состояние законности

в которых определяющим образом влияет на положе$

ние дел в целом. К их числу относится соблюдение

законов при издании  правовых актов федеральными,

региональными органами власти, на которые распро$

страняется компетенция прокуратуры, органами ме$

стного самоуправления.  

Динамичные –  конкретизирующие эти приоритеты

с учетом состояния  правовой ситуации в районе, го$

роде, регионе, в стране в целом.  

Информация о работе Прокурорский надзор