Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность дипломного исследования обусловило то, что прокурорский надзор – это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает и своим особым предметом. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории нашей страны различными исполнительными, представительными (законодательными), будь то федеральными или муниципальными органами государственной власти, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций являются предметом прокурорского надзора, кроме этого в предмет входит соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и их должностными лицами.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 12
1.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 16
Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 31
2.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 49
Заключение 54
Список использованной литературы 61

Вложенные файлы: 1 файл

24страницы.docx

— 187.10 Кб (Скачать файл)

Соглашаясь с точкой зрения С.В. Бабенко, отметим, что при проверке обращений граждан о нарушениях закона, по их мнению, допущенных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, следует иметь в виду, что информация как о самом факте, так и о порядке и результатах проведения оперативно-розыскного мероприятия является государственной тайной, поэтому необходимо быть предельно внимательным при подготовке ответа гражданину.

Основания прокурорской проверки – это фактические данные, содержащиеся в поводах и позволяющие предположить, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий были допущены нарушения закона, а также данные о факте проведения оперативно-розыскных мероприятий либо о принятии в ходе них решения.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что факт проведения оперативно-розыскных мероприятий и факт принятия при этом решения являются одновременно поводом и основанием для прокурорской проверки за оперативно-розыскной деятельностью.

Результатом выше проведенного исследования в области функций и организации прокурорского надзора за ОРД стали, следующие положения:

- осуществление оперативными  розыскными подразделениями своей  работы на основании неукоснительного  исполнения законодательства регламентирующего  их деятельность, соблюдения прав  и свобод человека при проведении  оперативно-розыскных мероприятий, а так же соблюдения принципа  законности в своей деятельности, что регулируется и достигается  прокурорским надзором за ОРД;

- вопросы организации  и тактики ОРД не входят  в предмет прокурорского надзора. Прокурорский надзор осуществляется  в границах оперативно-розыскного  законодательства, в соответствии  с приказами Генерального прокурора  РФ;

- прокурор вправе опротестовать  противоречащий закону ведомственный  и локальный правовой акт субъекта, наделенного правом организации  ОРД. Прокурор вносит представление  с требованием устранения нарушения  закона, а так же требование  об отстранении оперативного  работника нарушившего требования  законодательства об ОРД;

- организация прокурорского  надзора в данной области направлена  на повышение эффективности работы  оперативных розыскных органов  связанной с предупреждением, выявлением, раскрытием преступлений, содействию  реализации оперативной информации, а так же установлению, розыску  лиц совершивших преступления;

- правовая регламентация  прокурорского надзора в данной  области позволила сформировать  детально урегулированную нормативными  актами отдельное направление  прокурорского надзора в сфере  ОРД.

Включение в предмет данного направления прокурорского надзора соблюдение прав и свобод человека и гражданина, реализация основополагающих принципов законодательства РФ является важнейшим критерием надзора за исполнением законов в области ОРД.

Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

2.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими дознание  и предварительное следствие

Предмет надзора в соответствии со ст. 29 Закона о прокуратуре – соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Генеральный прокурор РФ, придавая большое значение этому участку надзорной деятельности, требует от подчиненных ему прокуроров, своевременной проверки всех находящихся на рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, пресечения случаев проведения не вызванных необходимостью проверочных действий.

В уголовно-процессуальном законодательстве реализуются конституционные нормы путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предварительного расследования (неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия.

Проверка общих условий предварительного расследования и порядка производства отдельных следственных действий составляют существенный объем прокурорской деятельности.

Ответственный участок деятельности прокурора – надзор за законностью решений, принимаемых в досудебном производстве.

Особого внимания заслуживают решения, влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованности решений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении дела, передаче сообщения по подследственности.

Надзор за законностью решений, принимаемых в досудебном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных решений, независимо о того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве могут быть определены с учетом целей прокуратуры и назначения уголовного судопроизводства. При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве должны приниматься меры, направленные на исполнение органами дознания и органами предварительного следствия требований закона по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также меры к обеспечению защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничении ее прав и свобод.

Таким образом, Закон о прокуратуре предусмотрел, что прокуратура осуществляет надзор, в том числе за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия в целях обеспечения верховенства закона, укрепления законности, защиты прав человека, а также защищаемых законом интересов общества.

2.2 Полномочия  прокурора по надзору за исполнением  законов органами, осуществляющими  дознание и предварительное следствие

В качестве самостоятельного направления предмета надзора Федеральным законом от 17 января 1992 г. №2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" выделяется соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Подобное выделение обусловлено прежде всего тем, что при производстве оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия неизбежно затрагиваются, а иногда существенно ограничиваются права и законные интересы граждан, гарантированные Конституцией и другими законами.

Генеральный прокурор РФ, придавая большое значение защите прав и свобод гражданина и человека, издал ряд приказов: от 27 декабря 2007 г. № 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры РФ сообщений о преступлениях", от 15 февраля 2011 г. № 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности", от 2 июня 2011 г. № 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия", от 6 сентября 2007 г. № 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания", от 4 августа 2000 г. № 115 "О порядке проверки законности постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел".

При осуществлении надзора за соблюдением законов при производстве оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия внимание должно быть обращено на защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений, обеспечено внимательное рассмотрение их жалоб и заявлений, приняты все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, к возмещению материального и морального ущерба, обеспечению личной безопасности потерпевших, членов их семей и близких.

Одним из важнейших направлений прокурорского надзора за законностью предварительного расследования является надзор за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Сообщения о преступлениях вне зависимости от территории и времени совершения преступных деяний, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех органах прокуратуры, о чем свидетельствует Указание Генеральной прокуратуры РФ от 28 августа 2001 г. № 52/20 "Об организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений".

Прокуроры в пределах своей компетенции организуют проверку сообщений о преступлениях, в том числе по которым были приняты меры неотложного реагирования: по предотвращению и пресечению преступления; установлению и задержанию лиц, совершивших преступление; производству отдельных следственных действий по закреплению следов преступления (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы).

В связи с принятием Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры непосредственно не проводят проверки по сообщениям о преступлениях. В соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 27 декабря 2007 г. № 212 сообщения, поступающие в органы прокуратуры по почте или иными средствами связи, незамедлительно фиксируются в Книге учета сообщений о преступлениях, а сами сообщения безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 150, 151 УПК РФ.

В случаях, когда о фактах готовящегося или совершенного преступления сообщается в ходе личного приема граждан, заявителю разъясняется порядок подачи заявления, наименование и адрес органа, компетентного рассмотреть и разрешить сообщение о преступлении.

При необходимости принятия мер по сохранению следов преступления или действий, обеспечивающих защиту интересов граждан и юридических лиц от преступного деяния, прокуроры немедленно уведомляют об этом заинтересованных лиц и компетентный орган предварительного следствия или дознания, о чем в Книге учета сообщений о преступлениях делается соответствующая отметка. Поступившее сообщение, а также иные приложенные к нему документы безотлагательно направляются в данный орган с использованием средств оперативной связи либо нарочным.

Поступающие в органы прокуратуры обращения и заявления, в которых заявители выражают несогласие с решениями должностных лиц, принятыми ими в пределах предусмотренных законом полномочий, при отсутствии данных о признаках преступления разрешаются в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генпрокуратуры РФ от 17 декабря 2007 г. № 200.

О принятом решении по заявлению, содержащему сведения о совершенном или готовящемся преступлении, заявителю безотлагательно направляется письменное уведомление с указанием наименования и адреса того органа предварительного следствия или дознания, в который сообщение о преступлении передано для проведения проверки.

Поступающие в органы прокуратуры анонимные заявления, в которых содержатся сведения о совершении преступления или приготовлении к совершению преступления, передаются в органы внутренних дел и другие правоохранительные органы для использования в оперативно-розыскной деятельности.

В случаях непосредственного обнаружения признаков преступления в ходе проверок исполнения законов и служебных проверок прокурором в порядке, установленном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, выносится мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Прокурор обязан в соответствии с законом не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях.

Детальная регламентация вопросов организации прокурорского надзора за деятельностью следственных органов содержится в приказе Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. №162. Данным приказом на прокуроров возложена обязанность систематически проверять законность действий и решений следственных органов в ходе досудебного производства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В этих целях не реже одного раза в месяц предписано осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где необходимо проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, публикациях в СМИ. Кроме того, предписано использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в обращениях граждан, поступивших в прокуратуру. Во всех случаях следует обращать внимание на наличие в сообщениях данных, указывающих на признаки преступления.

При наличии данных, указывающих на особую значимость проверяемых фактов, сложность их исследования, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона, в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор изымает материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) для передачи в следственные органы Следственного комитета РФ.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие