Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность дипломного исследования обусловило то, что прокурорский надзор – это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает и своим особым предметом. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории нашей страны различными исполнительными, представительными (законодательными), будь то федеральными или муниципальными органами государственной власти, органами контроля, их должностными лицами, а также руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций являются предметом прокурорского надзора, кроме этого в предмет входит соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и их должностными лицами.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 6
1.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 12
1.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 16
Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.1 Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 30
2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 31
2.3 Организация работы и особенности надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие 49
Заключение 54
Список использованной литературы 61

Вложенные файлы: 1 файл

24страницы.docx

— 187.10 Кб (Скачать файл)

Разработка методической литературы всегда находилась в ведении Генеральной прокуратуры и хотя последнее время вышло множество методических комплексов по прокурорскому надзору основанных на анализе отчетности прокуратур субъектов Российской Федерации, данная работа требует совершенствования, как со стороны Генерального прокурора, так координации данной работы на местах. Методические разработки выпущенные в последнее время, пока легли на стол действующим прокурорам в значительной степени устарели. Это связано с динамичностью отечественного законодательства, изменениями и дополнениями законов. Поэтому целесообразно вносить изменения в уже имеющиеся разработанные методики надзора. И, конечно же, следует не останавливаться на достигнутом, а стремиться к совершенствованию практических наработок прокуроров и методических рекомендаций по прокурорскому надзору за исполнением законов.

Исполнение законодательства органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность с одной стороны и исполнение законодательства должностными лицами органов проводящих ОРД составляет сущность прокурорского надзора в сфере неукоснительного исполнения законов органами которые осуществляют ОРД, результатом данного надзора является конституционно-правовая охрана прав и свобод человека в России и способствует борьбе с преступностью на основании закона.

Используя предоставленные полномочия, надзирающие за законностью ОРД прокуроры обязаны пресекать нарушения прав и свобод физических и законных интересов юридических лиц при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. В обязанность прокурорам вменено принятие своевременных мер составляющих восстановление нарушенных прав и свобод человека, а так же к принятию мер по возмещению причиненного вреда. В случае наличия оснований уголовной или административной ответственности привлечь виновных должностных лиц к ответственности. В обязанность руководителя прокуратуры входит обеспечение тайны информации, представленной в материалах и документах оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов. Персональную ответственность за несоблюдение определенных ограничений и запретов по ознакомлению с информацией, содержащей государственную тайну несут уполномоченные прокуроры.

Результатом выше проведенного исследования в области функций и организации прокурорского надзора за ОРД стали, следующие положения:

- осуществление оперативно- розыскными подразделениями своей  работы на основании неукоснительного  исполнения законодательства регламентирующего  их деятельность, соблюдения прав  и свобод человека при проведении  оперативно-розыскных мероприятий, а так же соблюдения принципа  законности в своей деятельности, что регулируется и достигается  прокурорским надзором за ОРД;

- вопросы организации  и тактики ОРД не входят  в предмет прокурорского надзора. Прокурорский надзор осуществляется  в границах оперативно-розыскного  законодательства, в соответствии  с приказами Генерального прокурора  РФ;

- прокурор вправе опротестовать  противоречащий закону ведомственный  и локальный правовой акт субъекта, наделенного правом организации  ОРД. Прокурор вносит представление  с требованием устранения нарушения  закона, а так же требование  об отстранении оперативного  работника нарушившего требования  законодательства об ОРД;

- Организация прокурорского  надзора в данной области направлена  на повышение эффективности работы  оперативно-розыскных органов связанной  с выявлением, раскрытием, предупреждением  преступлений, содействию реализации  оперативной информации, а так  же установлению, розыску лиц  совершивших преступления;

- правовая регламентация  прокурорского надзора в данной  области позволила сформировать  детально урегулированную нормативными  актами отдельное направление  прокурорского надзора в сфере  ОРД.

Являясь эффективным средством борьбы с преступлениями, ОРД вместе с тем неизбежно сопровождается ограничением прав и свобод человека, которые закреплены и охраняются Конституцией и иными федеральными законами. Проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, как обследование зданий, помещений, сооружений, участков местности ограничивает конституционное право гражданина на неприкосновенность жилища. Снятие информации с технических каналов связи или прослушивание телефонных переговоров, затрагивает конституционное право лица, в отношении которого оно осуществляется, на неприкосновенность и тайну его личной жизни.

В связи с этим важен баланс между, с одной стороны, активной и целенаправленной деятельностью по реализации оперативно-розыскных мероприятий, направленных на обнаружение, выявление и пресечение преступлений, а с другой – всемерным соблюдением прав, свобод и законных интересов личности, в отношении которой осуществляются ОРД.

Гарантией этого будут правовая регламентация ОРД, а также неуклонное и скрупулезное соблюдение требований законов и подзаконных нормативных актов. По сути, названные аспекты деятельности означают реализацию принципа законности при осуществлении ОРД. Нужно четко закрепить механизм контроля за ОРД, ее законностью и обоснованностью. Чрезмерная засекреченность, невозможность исследования полного объема оперативных документов-это целое поле для злоупотребления, пресечение не всегда возможно. Необходимо также в законодательном порядке предусмотреть, что о проведении оперативно-розыскных мероприятий по отдельным категориям дел оперативного учета, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, в обязательном порядке должен быть уведомлен прокурор.

Указанные дополнения предлагается внести в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности".

В Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" необходимо конкретизировать предмет прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, функциональный механизм осуществления надзора, а также наделить прокурора в данной отрасли прокурорской деятельности дополнительными полномочиями: отменять противоречащие закону и необоснованные решения должностных лиц, принятые в связи с осуществлением оперативно- розыскной деятельности; при нарушении должностными лицами закона отстранять их от проведения оперативно-розыскных мероприятий; давать письменные указания руководителям оперативных подразделений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, увеличении их видов, прекращении их проведения.

Считаем целесообразным наделить Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров правом требовать сведения о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, если имеются конкретные сведения, что к такого рода сотрудничеству привлечены лица, которые по закону не имеют права заниматься этой деятельностью.

Включение в предмет данного направления прокурорского надзора соблюдение прав и свобод человека и гражданина, реализация основополагающих принципов законодательства РФ является важнейшим критерием надзора за исполнением законов в области ОРД.

Закон о прокуратуре предусмотрел, что прокуратура осуществляет надзор, в том числе за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия в целях обеспечения верховенства закона, укрепления законности, защиты прав человека, а также защищаемых законом интересов общества.

Для выполнения поставленных задач прокурор должен владеть оперативной обстановкой на соответствующей территории, знать результаты досудебного производства, располагать сведениями о характере расследуемых уголовных дел, состоянии следствия, дознания на определенный период, т.е. иметь "банк данных". В настоящее время в ряде прокуратур в этих целях используется автоматизированная система информационного обеспечения надзора в досудебном производстве. Для того чтобы эта система успешно функционировала, необходимо своевременное поступление в прокуратуру копий процессуальных актов следователя, дознавателя.

Для обеспечения задачи по своевременному выезду прокурора на место происшествия по обязательной категории дел в прокуратуре должна быть разработана определенная, вытекающая из местных условий система получения и реализации информации о таких преступлениях. Эта система должна включать и механизм немедленного сообщения о сложных ситуациях в вышестоящую прокуратуру с тем, чтобы к расследованию могли подключиться наиболее опытные следователи, прокуроры-криминалисты и другие работники.

На уровне организации прокурорского надзора сказывается умение прокурора выделить в предмете надзора наиболее "узкие места" или "горячие точки", т.е. соблюдение общих требований, предъявляемых к надзору за исполнением законов в досудебном производстве, должны еще учитываться обстоятельства, вытекающие из состояния преступности и исполнении требований закона при производстве предварительного расследования в районе, городе, области, крае, республике.

Постоянно в поле зрения прокурора должны находиться такие важные вопросы, как исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; производстве неотложных следственных действий; задержаниях, применении иных мер процессуального принуждения; предъявлении обвинения; обеспечении прав участников уголовного судопроизводства; соблюдение сроков следствия и содержания под стражей; исполнение требований закона при приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного преследования и прекращении дела; выполнение обязанностей начальниками следственных отделов.

На основе анализа статистической и иной информации о состоянии законности прокурор должен знать, когда и в каком направлении по этим и другим вопросам следует использовать предоставленные ему полномочия, чтобы не допустить возможных нарушений закона или же в случаях отступлений от требований закона своевременно принять меры к их устранению.

Совершенство организационного и функционального механизма деятельности прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении субъектами оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия зависит от степени владения криминогенной обстановкой на обслуживаемой территории, умения анализировать правоприменительную практику поднадзорными органами, практику организации и осуществления прокурорского надзора. Организационно-подготовительные мероприятия должны иметь аналитический и технический характер и опираться на информационное обеспечение, планирование этой деятельности.

Важный элемент организации работы по надзору за исполнением законов в досудебном производстве – планирование. Обычно планы предусматривают изучение и обобщение практики исполнения законов по категориям уголовных дел либо по отдельным вопросам (исполнение требований закона при задержаниях и применении иных мер процессуального принуждения за определенный период времени; исполнение требований закона при привлечении в качестве обвиняемого; обеспечение права на защиту и т.д.), проведение проверок на наиболее подверженных нарушениям требованиям закона участках работы дознавателей.

В сферу прокурорского надзора должно включаться выявление нарушений не только законов, но и подзаконных нормативных актов, принимаемых в разрезе совершенствования правовых основ, определение механизма реализации законодательных актов, а также недопущение действия положений ведомственных нормативно-правовых актов, противоречащих законам.

Согласно приказу Генерального прокурора РФ от 27 ноября 2007г. №189 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве" прокуратура обеспечивает на всех стадиях уголовного судопроизводства действенный надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, своевременное предупреждение, выявление и пресечение преступлений, быстрое реагирование направленное на восстановление нарушенных прав. Осуществляя надзор за законностью действий и решений органов следствия и дознания, особое внимание прокуроры уделяют правовому и фактическому положению потерпевших.

Генеральный прокурор РФ требует от подчиненных ему прокуроров всецело подчинить организацию и осуществление надзора решению задач обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования, неотвратимости ответственности за преступления, изобличения виновных, охраны прав и свобод участвующих в деле лиц, укрепления законности и правопорядка.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской  Федерации: офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2011. – 39 с

2. Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (с изменениями  от 7 декабря 2011 г.)//СЗ РФ. 2001. №52 (часть I). ст.4921

3. Федеральный закон от 23 июля 2010 г. №172-ФЗ "О внесении  изменений в Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации"//СЗ  РФ. 2010. №30. ст.4003

4. Федеральный закон от 2 декабря 2008 г. №226-ФЗ "О внесении  изменений в Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации"//СЗ  РФ. 2008. №49. ст.5724

5. Федеральный закон от 6 июня 2007 г. №90-ФЗ "О внесении изменений  в Уголовно-процессуальный кодекс  Российской Федерации"//СЗ РФ. 2007. №24. ст.2833

6. Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. №323-ФЗ "О внесении  изменений в Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации"//СЗ  РФ. 2007. №50. ст.6236

7. Федеральный закон от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ "О внесении изменений  в Уголовно-процессуальный кодекс  Российской Федерации и Федеральный  закон "О прокуратуре Российской  Федерации" (с изменениями от 28 декабря 2010 г.)//СЗ РФ. 2007 г. № 24 ст. 2830

8. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ "Об оперативно-розыскной  деятельности" (с изменениями  от 8 декабря 2011 г.)//СЗ РФ. 1995. №33. ст.3349

9. Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-I "О прокуратуре  Российской Федерации" (с изменениями  от 21 ноября 2011 г.)// Ведомости Съезда  народных депутатов Российской  Федерации и Верховного Совета  Российской Федерации. 1992. №8. ст.366

10. Приказ Генерального  прокурора РФ от 2 июня 2011 г. №162 № 162 "Об организации прокурорского  надзора за процессуальной деятельностью  органов предварительного следствия"//СПС "Гарант"

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие