Экскурсоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым

Вложенные файлы: 1 файл

ekskursovedenie.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

      где они расположены. Экскурсионное обслуживание групп,

      выезжающих  в другие города (даже в пределах одной области),

      осуществляют  туристские учреждения или предприятия, рас-

      положенные  в этих городах. Экскурсовод, выехавший  с груп-

      пой туристов в эти города, проводит путевую информацию и

      выполняет обязанности руководителя группы.

      Основой всей работы по организации обслуживания групп

      должен  быть экскурсионно-финансовый план предприятия,

      составленный  с учетом изучения спроса и предложения  эк-

      скурсионных услуг на туристском рынке. План составляется

      по  видам экскурсий и тематике с  учетом состава группы. Тем

      самым решается вопрос о дифференцированном подходе к ор-

      ганизации экскурсионного обслуживания различных  групп

      населения. Термин "дифференциация" означает разделение,

      расслоение  целого на различные части. Дифференцированный

      подход  требует организации различных  групп населения с уче-

      том их запросов, особенностей, увлечений.

      Дифференцированный  подход к обслуживанию и организа-

      ции определенных групп имеет немаловажное значение для

      экскурсионного обслуживания в целом, так как решает следу-

      ющие  задачи:

      способствует  максимальному удовлетворению разносторон-

      них запросов экскурсантов; создает возможность  изыскания

      новых резервов в расширении экскурсионного обслуживания;

      повышает  эффективность всей работы в этой области.

      Такая постановка вопроса требует определения  основных

      критериев экскурсантов, выделения конкретных групп по их

      обслуживанию. Согласно "Временным правилам деятельности

      в сфере туризма на территории Республики Беларусь" экскур-

      сант  — временный посетитель, пребывающий в той или иной

      стране (местности) с целью посещения  достопримечательных

      мест, музеев и т.д. с учебными или культурно-просветительс-

      кими  целями не менее 24 часов.

      В практике экскурсионного обслуживания сложилось нес-

      колько видов классификации экскурсантов. Причем в основу

      положено  отношение этих людей к экскурсии  как форме куль-

      турного досуга, отдыха, пополнения знаний. Условно  можно

      выделить  три основные категории экскурсантов, ко-

      торые:

      хотят все знать — им интересно все новое в экономике, нау-

      ке, технике, искусстве, архитектуре и  т.д. Для них почти каж-

      дая экскурсия — открытие; уточняют свою точку зрения, как

      правило, они посещают экскурсию по конкретной теме; ис-

      пользуют  экскурсию как досуг.

      По  своему существу экскурсионная деятельность рассчита-

      на  обычно на группу участников, хотя сейчас распространение

      получают  и экскурсии для индивид уалов.

      Экскурсионная группа — совокупность людей, сформиро-

      ванная  с учетом определенных признаков (или  без их учета) с

      целью получения экскурсионных услуг. Представленная схе-

      ма  группировки туристов не дает возможности  качественно

      оказывать экскурсионные услуги. Достижению этой цели бу-

      дет способствовать деление экскурсантов по следующим при-

      знакам:

      создание  экскурсионных групп с учетом возраста (дети, мо-

      лодежь, люди среднего возраста, пенсионеры).

      Экскурсии для возрастных групп отличаются одна от дру-

      гой по содержанию, методике изложения  материала, по про-

      должительности, по способу передвижения:

      в основу формирования групп экскурсантов положен род

      их  занятий, создаются группы для различных  профессий: пе-

      дагогов, медицинских работников, рабочих, архитекторов,

      учащейся  молодежи и т.д. При проведении экскурсии  учиты-

      ваются  профессиональные интересы каждой из групп;

      создание  групп в зависимости от проведения культурного

      досуга  участников экскурсии: для любителей  театра, музыки,

      кино, фото и различного рода искусства, коллекционирова-

      ния, природы, спорта и т. д.;

      . формирование групп с учетом  формы обучения, т. е. прове-

      дение экскурсий для слушателей различных семинаров, кур-

      сов, отделений.

      Организация и проведение экскурсий с учетом указанных

      признаков требует особой подготовки и специализации  эк-

      скурсоводов.

      Качественному экскурсионному обслуживанию способству-

      ет  группировка экскурсантов с учетом уровня общеобразова-

      тельной, профессиональной и другой подготовки. Учет степе-

      ни  подготовки, уровня развития участников дает возможность

      варьировать содержание экскурсии, излагать как  словесный,

      так и зрительный материал различной  степени сложности. Эк-

      скурсоводом используются усложненные методические при-

      емы. Данный вид группировки требует  серьезной специализа-

      ции экскурсоводов, особых знаний и умений.

      В зависимости от условий проведения экскурсий (требова-

      ния к технике безопасности, вместимость объектов и др.) опти-

      мальными  считаются группы туристов в составе 15—30 чело-

      век.

      Расширение  оказания экскурсионных услуг требует  от ту-

      ристских  предприятий изыскание новых  резервов. В настоя-

      щее время таковыми могут быть:

      разработка  новых тем экскурсий; новые экскурсионные

      объекты, включаемые в маршрут экскурсии; использование

      различных видов транспорта; новые формы  экскурсионного

      обслуживания; высокое качество экскурсионного обслужива-

      ния; организация новых маршрутов.

      Рассмотрим  некоторые из них. Общая продолжительность

      различных видов экскурсий определяется утвержденными  ме-

      тодическими разработками и указывается в  астрономических

      часах. При этом продолжительность непосредственного  веде-

      ния экскурсии экскурсоводом определяется в академических

      часах.

      В общую продолжительность экскурсии  не включается

      время, затраченное на пробег автобуса к  месту начала экскур-

      сии.

      Разработка  новых тем экскурсии требует  ряд дополни-

      тельных организационных моментов. Это —  привлечение к ра-

      боте  новых кадров, поиск дополнительных объектов, обеспече-

      ние транспортом для доставки новых  контингентов людей, и

      как следствие — рост объемов экскурсионных  услуг.

      Основой для разработки новой экскурсионной  темы служат

      и новые (для данной темы) экскурсионные  объекты, включае-

      мые в маршрут. Из имеющихся в Республике Беларусь более

      14 тысяч памятников истории, археологии, архитектуры в эк-

      скурсионных показах используется лишь около 10% . Поэтому

      было  бы целесообразно с целью использования  такого резерва

      экскурсионным учреждениям иметь "Своды памятников" и

      паспорта (картотеку) объектов.

      Использование различных видов транспорта (автобус,

      троллейбус, трамвай, микроавтобус, метро, электрички и др.)

      дает  значительную возможность расширения экскурсионного

      обслуживания. Хорошая организация работы данных видов

      транспорта  в современных условиях позволит привлечь боль-

      шее количество участников экскурсий.

      К новым формам экскурсионного обслуживания населе-

      ния следует отнести создание в настоящее  время интересных

      музейно-производственных комплексов, деятельность кото-

      рых обеспечивает проведение таких видов  экскурсий, как

      экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-пик-

      пик, учебная экскурсия. Не зря говорят: "Новое — это хоро-

      шо  забытое старое". Возвращение  организации таких форм

      работы, как экскурсионное обслуживание участников чес-

      твования  лучших людей по профессиям, свадеб, обслужива-

      ние в вечернее время, оказание экскурсионных  услуг в гос-

      тиницах как для групп, так и для  индивидуалов. Все это даст

      возможность поднять экскурсионное обслуживание на но-

      вый уровень.

      Говоря  о формах, не следует забывать о  многовариантности

      экскурсионной программы и циклах экскурсий. Многовари-

      антность  экскурсионной программы предполагает обслужива-

      ние туристов в гостиницах, пансионатах, на турбазах и т. п. с

      предоставлением права выбора тем экскурсий туристам.

      йсли  бы оплата экскурсий входила в  стоимость путевки, то

      такая форма обслуживания должна была соблюсти условия:

      стоимость полученных экскурсий не должна превышать  стои-

      мость экскурсий, предусмотренных путевкой.

      Развитию  экскурсионной работы среди населения  способ-

      ствуют  проводимые экскурсионными учреждениями циклы

      экскурсий.

      Экскурсионные циклы можно разделить на следующие  ви-

      ды:

      общеобразовательный (состав группы с разносто-

      ронним уровнем образования, без учета возраста, интересов),

      состоящий из разных тем; тематический— историчес-

      кий, литературный, архитектурно-градостроительный, рели-

      гиозныйит.д.;для  определенной группы участников.

      Организация вариантов циклов экскурсий по тематике и

      содержанию  для разных возрастных категорий  с использова-

Информация о работе Экскурсоведение