Экскурсоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым

Вложенные файлы: 1 файл

ekskursovedenie.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

      начальный облик объекта. Если постройка вообще не сохрани-

      лась, экскурсовод может использовать наглядные пособия: фо-

      тографии, схемы, репродукции картин и т.д.

      Одним из вариантов методического приема реконструкции яв-

      ляется  прием зрительного монтажа, когда  объект создается пу-

      тем суммирования внешнего облика нескольких зданий или нес-

      кольких памятников, а также их отдельных  элементов, частей.

      Прием локализации событий — это  способ показа истори-

      ческого события, явления в точной локальной  обстановке, в

      которой они протекали.

      Прием зрительного сравнения основывается на сравнении

      объектов  по сходству или различию между ними.

      Показ наглядных пособий позволяет  восполнить недоста-

      ющий  зрительный ряд или более конкретно  воспринять эк-

      скурсионный объект и связанные с ним события. В трехчасо-

      вой экскурсия не должно использоваться более 15 наглядных

      пособий. Наглядные пособия должны быть четкими, ясными,

      аккуратно выполненными. Размеры схем, рисунков, фотогра-

      фий должны быть: 18 х 24 см, 24 х 30 см.

      Наглядные пособия можно классифицировать следующим

      образом:

      естественные  пособия: коллекции насекомых, минералов;

      отдельные растения и т. д.;

      изобразительные: карты, схемы, открытки, рисунки и  т.д.;

      технические средства: диапозитивы, кинофильмы и  т.д. Показ объекта по ходу движения требует предварительной

      подготовки  экскурсантов.

      При показе мемориальной доски читать надпись  на ней,

      если  она находится в пределах видимости  экскурсантов, не ре-

      комендуется.

      Все перечисленные приемы показа в отдельности  почти не

      применяются и в экскурсии всегда тесно связаны с рассказом.

      Средствами  показа экскурсионных объектов являются рас-

      сказ  и жест. Главная особенность жеста  на экскурсии состоит в

      том, что он не связан с рассказом, а  является составной частью

      показа  объекта. В экскурсии жесты имеют самый разнообраз-

      ный рисунок: вертикальное и свободное  движение руки, пере-

      числение  по пальцам, движение указательного  пальца по кру-

      гу, в сторону объекта, движение одной  руки, скрещивание рук

      и др. Жест несет смысловую и эмоциональную  нагрузку.

      В экскурсионной практике принята  следующая класси-

      фикация жестов:

      основная  группа — жесты указательного  характера. Указа-

      тельный жест может быть прямым, дугообразным, ломаным и

      производиться в разных направлениях: снизу вверх, сверху

      вниз, слева направо и наоборот. Жест-указка обычно направ-

      лен в сторону объекта;

      иллюстративные  жесты, дают представление о границах

      осматриваемых объектов, размерах показываемой террито-

      рии. Жест словно очерчивает объект, останавливается  на от-

      дельных деталях;

      подчеркивающие (пространственные) жесты дают нагляд-

      ное представление о размерах и форме  экскурсионных объек-

      тов;

      реконструирующие  жесты помогают зрительно восстано-

      вить  несохранившиеся части зданий, сооружений, т. д.;

      побудительные жесты, которые позволяют экскурсоводу

      правильно размещать группу у экскурсионного объекта;

      наглядные жесты дают возможность правильно  демонстри^

      ровать  пособия;

      эмоциональные жесты, выражающие эмоции экскурсово-

      да, его психологическое состояние  в момент проведения эк-

      скурсии.

      Неотъемлемая часть экскурсии — рассказ экскурсовода.

      По  отношению к показу он вторичен, подчинен показу.

      Рассказ имеет следующие особенности:

      зависимость рассказа от движения экскурсионной  группы.

      Вне маршрута и вне конкретных объектов показа экскурсион-

      ный рассказ не существует;

      убедительность  рассказа птсту-тяетс.я с. прмот,ью зритель-

      ных доказательств;

      последовательность  представления объектов определяет

      последовательность  и логичность рассказа;

      ограниченность  рассказа во времени и по подтемам.

      Лимит времени определяется рядом обстоятельств: коли-

      чеством и сохранностью объектов; удаленностью объектов

      друг  от друга; историко-художественной ценностью  объектов.

      Приемы  рассказа должны соотноситься с приемами пока-

      за. Задача любого приема рассказа — обеспечение лучшего

      уяснения  экскурсантами сути демонстрируемых  объектов.

      Существует  несколько приемов рассказа: прием  цитирова-

      ния; прием комментирования; характеристика объекта; бесе-

      да; прием вопросов и ответов.

      Цитирование — это введение в рассказ выдержек из худо-

      жественных  произведений, исторических документов, мемуа-

      ров. Прием употребляется, когда цитируемый отрывок совпа-

      дает  с конкретным экскурсионным объектом и дополняет зри-

      тельные впечатления туристов.

      Комментирование используется в тех экскурсиях, в кото-

      рых объект показывается в движении, изменяется во время

      наблюдения.

      При характеристике экскурсионных объектов подчерки-

      вается  их специфика, приводятся наиболее характерные  их

      особенности.

      Прием беседы требует детального, продуманного подхода к

      каждому объекту и экскурсантам.

      Прием вопросов и ответов должен употребляться  уместно.

      Вопросы экскурсовода должны отличаться доступностью, точ-

      ностью, конкретностью. Этот прием является ступенькой в лес-

      тнице логического перехода. Кроме того, общие правила методи-

      ки  устанавливают, что в конечной точке  маршрута экскурсовод

      должен  обратиться к группе с просьбой задавать ему вопросы.

      Однако  давать ответы на вопросы, не имеющие  отношения к теме

      экскурсии, не входит в его обязанности. Он может  дать совет, на

      каких экскурсиях, в каких литературных или других источни-

      ках можно найти ответ на интересующие экскурсантов вопросы.

      1.3. ФОРМЫ И ВИДЫ  ЭКСКУРСИОННОГО

      ОБСЛУЖИВАНИЯ

      Туризм  как вид социально-экономической  деятельности

      объединяет  в себе интегрированные знания о закономерностях

      наиболее  ценимых социальных результатов (оздоровление, по-

      вышение физического и духовного потенциала человека, об-

      щение с природой, умение, уровень знаний). Что касается пос-

      леднего, то как нигде в другой отрасли, именно экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя туристской

      услуги  целый комплекс знаний ряда отраслей науки: экономи-

      ки, истории, географии, этнографии, экологии и пр.

      Формирование  интеллекта человека протекает в  рамках ра-

      бочего  и внерабочего времени, которые находятся в органичес-

      кой связи. Сокращение рабочего времени  на основе роста про-

      изводительности труда влечет за собой соответствующее  уве-

      личение свободного времени и наоборот, повышение  квалифи-

      кации и рост культурного уровня работников обусловливают

      повышение производительности труда и рациональное исполь-

      зование рабочего времени.

      Деятельность  в свободное время требует  определенных ма-

      териальных  затрат как членов общества, так  и общества в це-

      лом. Современные масштабы туризма выдвигают  на новый

      план  проблемы рациональной организации  экскурсионного об-

      служивания. Рост объема свободного времени еще  не означает

      рационального его потребления. Общество должно уметь  отды-

      хать, и в этом ему помощник — туризм.

      Свободное время не имеет таких жестких  регламентов, как

      требования  технологии и организации производства. Поэтому

      каждый  человек может и выбирает наиболее эффективный

      или наиболее быстрый способ восстановления психоэмоцио-

      нального  равновесия, нарушенного в процессе учебы, про-

      изводства. К сожалению, для некоторых эффективным  сред-

      ством снятия нервного напряжения выступает  алкоголь — на-

      иболее  дешевое и мгновенно действующее средство.

      Такая же причина растущего увлечения  азартными игра-

      ми, детективной литературой, кинобоевиками  и пр., так как

      острые  ощущения, сопровождающие подобного  рода"рекреа-

      ционные услуги" оказываются наиболее доступными и быстро-

      действующими  средствами психоэмоционального переключе-

      ния. Как видим, потребности в отдыхе, в определенных усло-

      виях  люди могут находить в социально неперспективных или

      асоциальных видах рекреационной деятельности, для пред-

      отвращения  чего нужны, разумеется, альтернативы.

      Такой альтернативой и является сфера  туризма. Именно

      данная  отрасль социальной инфраструктуры позволяет удов-

      летворить потребность человека в приобщении к духовным и

      нравственным  ценностям, в накоплении и углублении знаний,

      в том числе и профессиональных (однако не в регламентиро-

      ванном  процессе обучения), в режиме свободного выбора

      объекта, методов и средств познания. Как  раз такие познания

      достигаются при участии в экскурсионно-туристских мероп-

      риятиях: осмотре музейных и выставочных  экспозиций, исто-

      рических, культурных, инженерных, этнографических  и при-

Информация о работе Экскурсоведение