Экскурсоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым

Вложенные файлы: 1 файл

ekskursovedenie.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

      скурсия-массовка; экскурсия-спектакль; экскурсия-прогул-

      ка  и др.

      Учебные экскурсии следует рассматривать  как часть учебно-воспитательного  процесса. Их проведение особенно акту-

      ально для слушателей различных курсов, семинаров, учащей-

      ся  молодежи. Проведение данного типа экскурсий служит

      средством закрепления знаний, содействует  более глубокому

      изучению  дисциплин. Для того, чтобы экскурсия  действитель-

      но  стала органической частью учебно-воспитательного процес-

      са, в начале и конце каждого этого  мероприятия вводятся не-

      обходимые логические переходы, связывающие их между со-

      бой. По окончании экскурсии подводятся итоги, формулиру-

      ются  новые задачи.

      Рекламные экскурсии проводятся с целью  включения в об-

      служивание  населения новых маршрутов, презентации  турис-

      тских предприятий.

      Экскурсия может рассматриваться как форма  учебной ра-

      боты  для различных групп туристов. В этом качестве могут

      выступать: экскурсия-лекция, экскурсия-массовка, экскур-

      сия-консультация, экскурсия-демонстрация.

      К примеру, экскурсия-лекция представляет собой форму

      получения знаний в аудитории в четком соответствии с учеб-

      ной программой. Для проведения этого  мероприятия в ка-

      честве  аудитории используются явления  действительности и

      естественные условия (природа, предприятия, музеи, выс-

      тавки и т.д.). Причем для их проведения можно привлекать

      специалистов.

      Экскурсия-массовка носит характер массовости, ее учас-

      тники передвигаются по маршруту одновременно на 2 автобу-

      сах и более или на других транспортных средствах. Примера-

      ми  в наше время может быть организация  маршрутов для посе-

      щения массовых мероприятий: для городских  жителей — вы-

      езд на праздник-фестиваль народного  творчества "Дожинки",

      сельские  жители могут выехать на праздник города; посеще-

      ние фестивалей: "Славянский базар" (Витебск), "Золотой шля-

      гер" (Могилев), театральный фестиваль (Брест) и др. Эти же

      экскурсии можно рассматривать как экскурсии-спектакли,

      экскурсии-концерты.

      В качестве экскурсии-прогулки выступают  маршруты с

      элементами  отдыха, участия в празднествах (например, в Зас-

      лавль по случаю праздника Купалы).

      По  способу передвижения экскурсии  подразделяются на

      пешеходные, транспортные и комбинированные.

      Пешеходные  экскурсии становятся все более  популярными

      вследствие ряда их особенностей: они обеспечивают маневрен-

      ность группы на маршруте, дают возможность  участникам это-

      го  мероприятия глубже изучить, исследовать  объекты, пред-

      ставить себя участником событий. Маршрут пешеходной экскурсии — логический, последова-

      тельный зрительный ряд. Длина маршрута пешеходных город-

      ских  экскурсий не должна превышать 6 км, а загородных —

      10—12 км. Пешеходную экскурсию не следует  превращать в

      прогулку  с элементами пассивного отдыха. Незначительные

      денежные  затраты для организации и проведения пешеходных

      экскурсий готовит им хорошее будущее.

      Для проведения экскурсий с использованием транспорта

      могут применяться автобусы, наземный и  подземный тран-

      спорт (трамвай, троллейбус, метро), электрички, вертолеты и

      ДР-

      Экскурсии с использованием транспортных средств носят

      характер  массовости и требуют тщательной проработки мар-

      шрута, оценка полезности которого может быть получена с по-

      мощью коэффициента познавательности.

      Комбинированные экскурсии позволяют сочетать в  себе два

      их  вида: в экскурсию с использованием транспортных средств

      включаются  пешеходные. Такое сочетание чаще всего прису-

      ще  обзорным и загородным, не исключая и все другие виды эк-

      скурсий.

      По  цикличности проведения экскурсии  подразделяются на

      единичные (охватывают одну тему) и тематические (объеди-

      ненные  общим названием). Такая их классификация  имеет

      большое значение для организации экскурсионной  деятель-

      ности туристскими предприятиями, способствует специализа-

      ции экскурсоводов, содействует качественной подготовке, раз-

      работке мероприятий и их проведению.

      Тематика  экскурсий — это совокупность тем, позволяю-

      щих туристскому предприятию поставить  организацию мероп-

      риятий  от эпизодических к цикловым Создание новых тем

      обусловлено различными причинами: дифференцированным

      подходом  к обслуживанию разных групп, спросом  на опреде-

      ленные  экскурсии, дальнейшим развитием деятельности в

      этом  направлении.

      Подготовка  новой экскурсионной темы — сложный  и про-

      должительный  процесс. Работа считается завершенной, когда

      по  теме будут подготовлены все необходимые материалы. К

      ним относятся.

      1. Список литературы по теме (перечисляются  все источни-

      ки  — книги, брошюры, статьи, использованные при подготов-

      ке  экскурсий);

      2. Карточки (паспорта) экскурсионных  объектов с их ха-

      рактеристикой: вид памятника; его наименование; если извес-

      тен автор — дата, событие, с которым  он связан; местонахож-

      дение; краткое описание; источники сведений, в каких экскурсиях используются; сохранность; охраняется ли памятник го-

      сударством.

      3. Контрольный текст — материал экскурсии, тщательно

      подобранный и выверенный по источникам, раскрывающий

      тему, все подтемы и основные вопросы; служит основой вступ-

      ления, логических переходов, заключения.

      4. Индивидуальный текст экскурсовода  — материал, изло-

      женный  в соответствии со структурой экскурсии, ее маршру-

      том, дающий характеристику объектов и событий. По фор-

      ме  — это готовый рассказ экскурсовода.

      5. Схема маршрута — путь следования  экскурсионной

      группы, вычерченный на отдельном листе. В ней обозначены

      начало  маршрута, объекты показа, остановки, места выхода

      группы  к объектам, конец маршрута.

      6. Наглядные пособия ("портфель  экскурсовода") — папка

      с фотографиями, схемами, рисунками, репродукциями, копи-

      ями документов и др.

      7. Методическая разработка — основной  документ экскур-

      сии, где излагаются рекомендации, как  провести мероприя-

      тие, последовательность и продолжительность  демонстрации

      объектов, наглядных пособий; называются и  описываются ме-

      тодические  приемы показа и рассказа; излагаются указания

      по  ведению экскурсии, по дифференцированному подходу к

      группам туристов.

      8. Материалы экскурсии — справки,  цифровой материал,

      картотеки источников, объектов (основных и дополнитель-

      ных), рефераты, копии документов, цитаты из литературных

      произведений  и др. Эти материалы должны систематически

      пополняться.

      9. Список (картотека) экскурсоводов.  В нем содержатся све-

      дения, когда проведена и кем принята  пробная экскурсия, кто

      одобрил индивидуальный текст, а также документ о допуске

      экскурсовода  к проведению этого мероприятия.

      10. Организация экскурсий для различных  групп туристов

      требует коррективов текстов их проведения (как контрольно-

      го, так и индивидуального), методической разработки, других

      материалов. А новые темы — это и есть важное направление

      экскурсионной деятельности, ее закономерность.

      В основе проведения экскурсии лежит  принцип: от показа

      к рассказу. Наличие показа, его главенствующая роль являют-

      ся  основой экскурсии.

      В практике получили распространение  следующие приемы

      показа:

      предварительный осмотр; экскурсионный анализ; зритель-

      ная реконструкция и монтаж; локализация  событий; зритель-

      ное сравнение; показ наглядных пособий. Экскурсоводу, кроме этих приемов, необходимо владеть ме-

      тодикой показа объектов по ходу движения автобуса и методи-

      кой показа мемориальной доски.

      Предварительный осмотр дает возможность направить

      внимание  туристов на объект, продолжается не более 1,5—2

      мин, не сопровождается рассказом экскурсовода и обычно ис-

      пользуется  при показе панорамы города, архитектурного ан-

      самбля, живописного ландшафта и т. д.

      Экскурсионный анализ — это прием показа, с  помощью ко-

      торого  происходит детальное наблюдение объекта  в целом или

      отдельных его частей. Зрительно воспринимаемый в данный

      момент  объект мысленно расчленяется на составные  части для

      более глубокого изучения их свойств. Существуют следующие

      виды  экскурсионного анализа: искусствоведческий, историчес-

      кий, естественнонаучный и производственно-экономический.

      Прием зрительной реконструкции необходим  для мыслен-

      ного  восстановления первоначального объема объектов. Дан-

      ный прием используется при показе: памятных мест, где про-

      исходили  знаменательные события; зданий и мест, связанных

      с жизнедеятельностью выдающихся личностей. По отдельным

      сохранившимся деталям экскурсовод восстанавливает  перво-

Информация о работе Экскурсоведение