Экскурсоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

В современное понятие сущности "экскурсия" (от латинского — поездка) вкладывается индивидуальное (или в составе группы) посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание.
Первые методисты экскурсионного дела (например, И.М. Гревс) сводили сущность экскурсии к "моторности", т. е. передвижению. Более полное определение экскурсии были даны Н.Б. Анциферовым, В.А. Гордом, Б.В. Емельяновым

Вложенные файлы: 1 файл

ekskursovedenie.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

      родных  достопримечательностей; занятии теми видами туризма, которые человеку по душе: водным, велосипедным, пеше-

      ходным  и пр. При получении туристских и экскурсионных ус-

      луг происходит удовлетворение потребности  человека в физи-

      ческой, психической, материальной и духовной связях с дру-

      гими  людьми (общение). Причем если познание есть связь

      субъекта  с объектом, с которого он снимает  информацию, то

      общение есть связь первого со вторым, с  которым он обменива-

      ется  информацией.

      Общаясь на экскурсиях, в походах, в других рекреацион-

      ных мероприятиях, люди контактируют друг с другом, что на-

      рушает  монотонность и однотипность общения  в сфере про-

      изводства. Смена информации для работников интеллектуаль-

      ного  труда наиболее эффективно достигается  в процессе актив-

      ного  отдыха, т. е. не изоляцией человека от источников инфор-

      мации, а сменой ее характера и впечатлений  от нее.

      Одна  из потребностей, которую призвана удовлетворять

      сфера туризма — это потребность  человека в движении. Недос-

      таток движения (гипокинезия) — еще одна болезнь XX века —

      является  первопричиной многих заболеваний. Удовлетворе-

      ние потребности в движении через  различного рода походы,

      прогулки, экскурсии в сочетании с эмоциональными и интел-

      лектуальными  нагрузками от них позволяет человеку хотя бы

      на  короткий срок ликвидировать дефицит  движения, а следо-

      вательно, и предупредить болезни.

      Кроме перечисленных выше потребностей, следует  остано-

      виться  на оздоровлении. И здесь как нельзя кстати сфера ту-

      ризма с ее базами отдыха, профилакториями, "оздоровленчес-

      кими" турами, общением с природой. Избирательность  челове-

      ка  в удовлетворении своих потребностей носит подсознатель-

      ный характер, хотя мы не можем с определенностью  сказать,

      что выбор каждый раз падает на наиболее эффективный вид

      туристских  услуг. Причем многие из них обладают возможнос-

      тью удовлетворять одновременно несколько потребностей, т.е.

      обладают  функциональной полнотой. Например, экскурсия

      выполняет функцию движения, общения, познания; просто

      прогулка  по незнакомому городу — движение и познание.

      Удовлетворение  потребностей человека находится в  пря-

      мой зависимости от количественного  и качественного совме-

      щения форм и видов экскурсионного обслуживания. Очевид-

      но, что чем больше совмещений, тем  эффективнее протекает

      их  удовлетворение.

      Экскурсионное обслуживание является частью комплек-

      сной  туристской услуги, которую следует рассматривать как

      результат деятельности туристских учреждений или  предпри-

      ятий  по удовлетворению запросов и потребностей экскурсан-

      тов. Организация (создание новой, либо совершенствование

      уже имеющейся системы с точки  зрения ее функционирова-

      ния) экскурсионного обслуживания как часть  туристской ус-

      луги  имеет ряд особенностей. В процессе организации экскур-

      сионного  обслуживания отсутствуют объективные  и четкие

      границы затрат труда, что присуще материальному  производ-

      ству. Экскурсионное обслуживание направлено на создание

      потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворе-

      ния потребностей экскурсанта.

      Спрос на экскурсионное обслуживание непосредственно

      связан  с категорией потребительского спроса.

      Согласно "Временным правилам деятельности в сфере ту-

      ризма на территории Республики Беларусь" организацией эк-

      скурсионнно-познавательного  туризма для жителей Беларуси

      следует считать проведение экскурсий при  наличии методи-

      ческой  разработки для граждан нашей  республики и иных го-

      сударств, организацию для наших сограждан  отдыха, экскур-

      сионных поездок и путешествий с посещением исторических,

      культурных, природных и иных объектов, также  реализацию

      путевок по агентским соглашениям с туроператором  по терри-

      тории Республики Беларусь.

      Согласно  данным правилам к проведению экскурсии  допус-

      кается  экскурсовод (гид), прошедший специальную  подготов-

      ку  или переподготовку, сдавший каждую тему проводимой эк-

      скурсии. Подтверждающим документом о профессиональной

      квалификации  экскурсовода (гида) служит диплом (свиде-

      тельство).

      Руководством  для экскурсовода (гида) является методичес-

      кая разработка. Методическая разработка экскурсии — обяза-

      тельный документ, который при наличии  текста экскурсии да-

      ет  право на проведение ее по данной теме и оплату.

      Методическая  разработка определяет тему и цель, маршрут

      и объекты экскурсии, ее продолжительность, методические

      приемы  ведения. Составляется методистами  или экскурсово-

      дами  на каждую тему экскурсии по общепринятой схеме:

      Схема 2

      Мар- Оста- Объекты Продол- Наиме- Органи- Мето- 

      шрут  эк- новки показа житель- нование заци- дические 

      скурсии   ность эк- подтем и онные указания 

                        скурсии, перечень указания  

                        час основ-   

                              ных воп-   

                              росов

      Составление методической разработки и текста экскурсии

      осуществляется  в соответствии с "Практическими  рекоменда-

      циями по составлению методической разработки и текста эк-

      скурсии" (приложение 1). Методическая разработка и текст

      экскурсии утверждаются в установленном порядке.

      Экскурсионное обслуживание определяется местом экскур-

      сии:

      * как части туризма (гостиница,  кемпинг, туристская ба-

      за, путешествие, поход, маршрут);

      • как части оздоровления и отдыха (дом отдыха, пансио-

      нат, санаторий);

      • как самостоятельной формы обучения (экскурсия-кон-

      сультация во время проведения тематических вечеров, диспу-

      тов, конференций);

      * как формы воспитания.

      Организация экскурсионного обслуживания населения

      должна  носить целенаправленный характер. Вся  работа по ох-

      вату  населения экскурсионными услугами может осущес-

      твляться  в следующих направлениях:

      местожительство; учебные заведения, учреждения, пред-

      приятия; турбазы, дома отдыха, пансионаты и  т.п.; дома и

      дворцы  культуры, клубы; симпозиумы, заседания, различного

      рода  семинары и курсы; аэропорты, вокзалы, фестивальные

      площадки.

      Каждая  форма организации экскурсионного обслуживания

      являет  собой совокупность направленных действий, имеющих

      определенную  цель — удовлетворение запросов туристов.

      К основным показателям экскурсионного обслуживания

      относятся:

      объем экскурсионных услуг, предоставляемых населению

      (в  денежном выражении); объем экскурсионного  обслужива-

      ния (количество экскурсантов); количество человеко-дней; при-

      быль  от экскурсионных услуг.

      Оценочные показатели служат критерием совершенствова-

      ния организации экскурсионного обслуживания населения.

      Организация экскурсионного обслуживания — одно из важ-

      нейших  направлений деятельности туристского  предприятия.

      Для оказания экскурсионных услуг целесообразно  иметь сле-

      дующее: список телефонов и адресов организаций  — потенци-

      альных  заказчиков экскурсий; список телефонов  и адресов ор-

      ганизаций, связанных с обслуживанием экскурсантов; пере-

      чень  тем экскурсий; карты-схемы экскурсионных  маршрутов

      110 городу, району, области, республике; список телефонов и

      домашних  адресов экскурсоводов.

      Для полноты информации туристское предприятие  должно

      быть  обеспечено различного вида картотеками. Ими могут быть:

      картотека транспортных предприятий (автохозяйств, ав-

      тостанций, железнодорожных вокзалов, аэропортов); картоте-

      ка  гостиниц, пансионатов, туристских баз и др.; картотека

      предприятий питания (кафе, бары, рестораны и  т. п.); картоте-

      ка  культурно-просветительных учреждений (музеев, театров,

      концертных  залов и др.), посещение которых  предусмотрено

      организаторами  экскурсий; картотека предприятий, являю-

      щихся объектами экскурсионного показа; картотека  экскур-

      сий. Причем перечисляются темы проводимых экскурсий сог-

      ласно классификации, указывается их продолжительность,

      способ  передвижения; места начала и окончания  экскурсии,

      стоимость.

      Документом  строгой отчетности является диспетчерский

      "Журнал  учета проведения экскурсий"  и экскурсионная пу-

      тевка (ваучер). Ведение данного вида документов осуществля-

      ется  согласно инструкции Министерства спорта и туризма Бе-

      ларуси (приложение 2). Весь перечень изложенной выше доку-

      ментации  может получить компьютерную обработку  и хра-

      ниться  в компьютере.

      Экскурсионное обслуживание осуществляется туристски-

      ми  фирмами (предприятиями) на территории (город, район),

Информация о работе Экскурсоведение