Шпаргалка по "Туристическому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:19, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Туристическому менеджменту".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы туристский менеджмент.docx

— 72.32 Кб (Скачать файл)

Тейлор считает, что специализация  труда одинаково важна как  на управленческом уровне, так и  на исполнительном. Он считает, что  планирование необходимо осуществлять в плановом отделе чиновниками, которые  всесторонне подготовлены и могут  выполнять все функции планирования.

Фредерик Тейлор создал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Основным побудительным фактором работающих людей является возможность зарабатывать деньги, увеличивая производительность труда.

 

  1. Использование классического метода (А. Файоль) в менеджменте туризма.

Функции менеджмента по Файолю [Файоль. "Общее и промышленное управление" стр.5]:

  1. Предвидение
  2. Организация
  3. Распорядительство
  4. Координация
  5. Контроль

Файолем были сформулированы получившие широкое распространение четырнадцать принципов управления. Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи — сформулированы впервые[1].

Принципы управления по Файолю:

  1. Разделение труда — перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение производительности труда, ввиду того что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
  2. Полномочия и ответственность — право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их последствия.
  3. Дисциплина — необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
  4. Единоначалие — каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает распоряжения.
  5. Единство действий — группа работников должна работать только по единому плану, направленному на достижение одной цели.
  6. Подчинённость интересов — интересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов организации.
  7. Вознаграждение — наличие справедливых методов стимулирования работников.
  8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень централизации зависит от каждого конкретного случая.
  9. Иерархия — организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
  10. Порядок — рабочее место для каждого работника, а также каждый работник на своем рабочем месте.
  11. Справедливость — уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание доброты и правосудия.
  12. Стабильность персонала — текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого менеджмента.
  13. Инициатива — предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
  14. Корпоративный дух — сплочённость работников, единство силы.

 

  1. Использование психологии в управлении туристской организацией (школа человеческих отношений и школа поведенческих наук).

Школа человеческих отношений


Возникновение доктрины "человеческих отношений" обычно связывают с  именами американских ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, что известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений. 
"Школа человеческих отношений" стала реализацией новой попытки менеджмента рассматривать каждую промышленную организацию как определенную "социальную систему". Это незаурядное достижение управленческой мысли. 
Представители школы "человеческих отношений" рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав "благосклонности людей".

Школа поведенческих наук (бихевиористская школа)


Параллельное развитие психологии и социологии, а позже — соционики и усовершенствования методов исследований этих наук значительно усовершенствовали изучение поведения человека на рабочем месте, которое обусловило в 50-ые годы отход от школы человеческих отношений и создание нового направления, которое достало название школы поведенческих наук (бихевиористской школы). 
Представителями этой школы является К.Арджирис, Р.Лайнкерт, Д.Мак-Грегор, Ф.Герцберг, Честер Бернард. Представители поведенческой школы пытались оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей для самого выявления в процессе труда. Исходя из этого, строились концепции школы поведенческих наук относительно управления организациями повышения эффективности использования человеческих ресурсов. В 60-ые годы поведенческий подход стал чрезвычайно популярным и охватил почти всю сферу управления в экономически развитых странах. Как и предыдущие школы, сторонники школы поведенческих наук считали, что они нашли наиболее эффективный путь решения проблем успешного управления "от эффективности работника - к эффективности организации".

  1. Подходы к управлению туристской организацией. Маркетинговая концепция менеджмента туризма.

 Количественный подход – 1950 – по настоящее время (школа науки управления или школа количественных методов) – возникла в результате развития точных наук, создавших среду для использования в науке управления достижений компьютеризации, математики, физики и других. С 1980г. использование моделей процесса управления (модель – схематическое отображение будущей реальной ситуации, задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать большое число вариантов решения задачи и выбрать наилучший). Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволяет конструировать всё более сложные модели. (Наиболее известные модели: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития). 
2. Процессный подход - 20-е. годы 20-го. века по настоящее время. Основу данного подходазаложил А. Файоль. Управление рассматривается как непрерывный процесс, его основные базовые функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Эти функции – в постоянной взаимной связи, между собой объединены процессами принятия решений и передачи информации. 
3. Системный подход - 50-е. годы по настоящее время. Организация – это система, то есть единое целое, состоит из взаимосвязанных подсистем: отделов, сфер, уровней управления, социальных и технических составляющих.

Открытая система – взаимодействует  с внешней средой. Организация – система со своим входом (цели и задачи); выходом (результаты работы); обратными связями (между персоналом и руководителями, внешними снабженцами и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т.д.); внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т.д.). 
4 Ситуационный подход – 60-е. годы – по настоящее время. Выбор наиболее эффективных методов управления в зависимости от конкретной ситуации. Так как на организацию оказывают влияние множество различных внешних и внутренних факторов, то наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации. Главным моментом подходаявляется ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время. Так как существуют множество таких факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то отсутствует лучший единый способ управления деятельностью организации. Самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившейся ситуации. Следует определять значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности организации.

  1. Современные модели менеджмента.

Характеристика основных типов  организаций(по Оучи)

Организация типа "А" (американская модель)

Организация типа "j" (японская модель)

Организация типа "Z" (маркетинговая  модель)

1. Найм работников на относительно короткое время

1. Пожизненный найм работников

1. Долгосрочный найм

2. Индивидуальное принятие решений

2. Коллективное принятие решений

2. Коллективное принятие решений

3. Индивидуальная ответственность

3. Коллективная ответственность

3. Индивидуальная ответственность

4. Быстрое развитие и продвижение

4. Медленное развитие и продвижение

4. Медленное развитие и продвижение

5. Механизмы явного, точного контроля

5. Механизмы косвенного контроля

5. Косвенный неформальный контроль  с точными, формализированными критериями

6. Способствование развитию специализированной  карьеры работников (по вертикали)

6. Способствование неспециализированной  карьеры работника (диверсифицированный  подход)

6. Умеренно специализированная  карьера работников

7. Избирательное (дифференцированное)отношение к работнику как к таковому

7. Холистический (целостный) подход к работнику как личности

7. Холистический подход, включая семью


 

Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в её границах (рациональной организации производства продукции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегииявляется непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структурастроится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху.  Суть японской модели менеджмента и организации деятельности сформулирована американским ученым японского происхождения У. Оучи в его так называемой теории.

Японская модель, являющаяся результатом  специфической культуры и экономической  системы, оценивается специалистами  как обеспечивающая наибольшую гармоничность  и мобильность организации, так  необходимую в современном динамическом мире. Особенности японской системы  проявляются в управлении персоналом и трудовыми ресурсами*, производством, сбытом, финансами. Система пожизненного найма и продвижения в зависимости от выслуги лет и возраста, организация групповой работы, оплата труда с учетом возраста, вклада в рационализацию и качество процесса, система непрерывного обучения преимущественно на производстве - основные характеристики этой модели управления. Принцип оптимизации работы всей производственной системы как целостности является определяющим в организации управления производством.

  1. Понятие и классификация организаций. Специфика организаций, функционирующих в сфере туризма.

Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.

Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.

Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.

организации могут быть классифицированы по следующим  признакам (рис. 3.3):

  • организационно-правовая форма (ОПФ);
  • форма собственности:
    • частная;
    • государственная;
    • муниципальная;
    • общественная;
  • целевое назначение:
    • производство продукции;
    • выполнение работ;
    • оказание услуг;
  • широта производственного профиля:
    • специализированные;
    • диверсифицированные;
  • характер сочетания науки и производства;
    • научные;
    • производственные;
    • научно-производственные;
  • число стадий производства:
    • одностадийные;
    • многостадийные;
  • расположение предприятия:
    • на одной территории;
    • на одной географической точке;
    • на разных географических точках.
  1. Внутренняя среда организации и классификация ее факторов.

Внутренняя среда организации  формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние  на осуществляемые в организации  процессы. Выделяют различные факторы  внутренней среды организации. Это структура, цели, задачи, технология, персонал, совместные ценности, стиль организации, финансовая система, информационная система, стратегия, навыки персонала, бизнес-процессы, власть, культура организации и др. 

  1. Взаимная связь целей организации, структуры организации, задач, технологии, персонала как факторов внутренней среды.

Организация существует в определённой среде. Перерабатывая ресурсы, оказывает  услуги, которые поставляются на рынок, обеспечивая покупателей соответствующей  информацией (свойства товара, места  продажи, гарантии). С рынка фирма  получает деньги и информацию (объёмы и темпы продаж, данные о товарах, конкурентах). Фирма взаимодействует  с поставщиками, финансовыми органами, посредниками (торговыми агентами, транспортными компаниями), рекламными агентствами, изучает общественное мнение. Для эффективного управления необходимо понимать действие факторов среды, уметь определять их влияние  и предвидеть это влияние. Факторы  среды принято называть переменными. 
Под внутренними переменными понимают ситуационные факторы внутри организации. 
1) Цель. У организации могут быть разные цели, но независимо от вида фирмы её главными общими целями будут направленные на выживание, прибыль, перспективы. Цели: стратегические, тактические, «сиюминутные». Цели подразделений координируются менеджерами в рамках общей цели. 
2) Задача –Задачи решаются для достижения целей. 
3) Структура – логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных подразделений, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации (образование структуры результат вертикального и горизонтального разделения труда. 
4) Технология – сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления преобразований в материалах, информации и людях. 
Технология – это средство преобразования сырья (будь то люди, информация или физические материалы) в искомые продукты и услуги. 
5) Люди (персонал). В менеджменте все внутренние переменные взаимосвязаны: изменение целей ведёт к уточнению задач, а также может повлечь изменение технологии и структуры управления. 
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить 5 групп функциональных процессов, охватывающих деятельность любой организации и являющихся объектом управления со стороны менеджмента: 
1) Производство; 
2) Маркетинг; 
3) Финансы; 
4) Работа с кадрами; 
5) Эккаунтинг (учёт и анализ хозяйственной деятельности); 
Менеджмент осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации, формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Туристическому менеджменту"