Шпаргалка по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит подсказки для зачета по дисциплине "Менеджмент"

Вложенные файлы: 1 файл

Копия шпоры.менеджмент.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

 

30.Сущность стратегического  управления.

Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое: опираясь на человеческий потенциал как основу организации ,ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей ,

осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ .

Это в совокупности позволяет  организации выживать и достигать  своей цели в долгосрочной перспективе.

Хотя стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся  конкурентной борьбе, тем не менее  постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе.

Видение долгосрочной перспективы  — очень важная составляющая управления. Однако это ни в коей мере не должно означать экстраполяции существующей практики и существующего состояния  окружения на много лет вперед.

В случае стратегического управления в каждый данный момент фиксируется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение и условия жизни организации будут изменяться, т.е. при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее. Определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем..

Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, так это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она может осуществить. Объем производства и величина издержек не дают ответа на вопрос о том, насколько созданный фирмой продукт будет принят рынком — какое количество будет куплено и по какой цене, определит рынок.

Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд  недостатков и ограничений по его использованию, которые указывают  на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не обладает универсальностью применения в любых ситуациях для решения любых задач.

Стратегическое управление дает представление:

· в каком состоянии должна находиться организация в будущем,

· какую позицию занимать на рынке и в бизнесе,

· какую иметь организационную культуру, входить в какие деловые группы и т.п.

При этом все это в  совокупности должно составлять то, что  определит, выживет или нет организация  в будущем в конкурентной борьбе.

Однако в целом стратегическое управление — это:

- симбиоз интуиции  и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям,

- высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, а также реализацию текущих планов,

- активное включение  всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей.

В-третьих, требуются  огромные усилия и большие затраты  времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Необходимо создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким, он должен реагировать на изменения внутри и вне организации, а для этого требуются очень большие усилия и большие затраты. Необходимо также создание служб, осуществляющих отслеживание окружения и включение организации в среду. Службы маркетинга, общественных отношений и т.п. приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат.

На самом же деле важнейшей  составляющей стратегического управления является реализация стратегического плана. Это предполагает в первую очередь создание организационной культуры, позволяющей реализовать стратегию, создание систем мотивирования и организации труда, создание определенной гибкости в организации и т.п.

3.Харктеристика функций менеджмента.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре основные взаимосвязанные  функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

3.1. Планирование.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы  достичь этих целей.

Функция планирования разделяется  на две взаимосвязанные подфункции:

стратегическое планирование;

оперативное планирование.

Из стратегического  планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое строится достаточно детально. В соответствии с годовым планом по каждому направлению деятельности организации

▪ определяется объем  деятельности,

▪ составляются планы  по привлечению рабочей силы и  капитальных вложений,

▪ создаются планы  выпуска продукции.

Оперативное планирование деятельности предприятия осуществляется, как правило, на основе бизнес-плана. В бизнес-плане должен быть определен  курс, которого намерена придерживаться организация в определенный промежуток времени (обычно год, но в настоящих условиях нестабильности российской экономики — 1-3 месяца).

3.2. Организация

Следующей функцией управления является организация, рассматриваемая в менеджменте и как построение организации, и как организация  управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на 1) основные, 2) вспомогательные и 3) обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, документы.

Операция направленная на изменение параметров предмета труда, является основной.

Процессы накопления, контроля и передачи предмета труда относятся к обслуживающим.

Операции, в результате которых создаются нормальные условия  для выполнения основных и обслуживающих  процессов относятся к вспомогательным.

3.3. Мотивация

Мотивация — процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.

Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они это или нет. В древние  времена для этого служили  хлыст и угрозы, для избранных  — награды. 3.4. Контроль.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения  и разрешения возникающих проблем  раньше, чем они станут слишком  серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит  из установки стандартов, изменения  фактически достигнутых результатов  и проведения корректировок в  том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных  стандартов.

Контроль – это  непрерывный процесс, который устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины. Как правило, контролируются не только количественные показатели, но и качественные.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего, он применяется по отношению  к трудовым, материальным и финансовым ресурсам.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в виде контроля работы подчиненного его непосредственным начальником.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенное для нее время.

 

18. Процесс стимулирования.

Мотивация —

это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые

побуждают человека к  деятельности,

задают границы и  формы деятельности

и придают этой деятельности направленность,

ориентированную на достижение определенных целей

Мотивирование — это  процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем активизации в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

Стимулы- это «рычаги» материального или морального воздействия  с целью усилить или ослабить мотивы. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.

Процесс использования  различных стимулов для мотивирования  людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные  формы. В практике управления одной  из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика. Однако очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избегать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и не однозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.

Стимулирование принципиально  отличается от мотивирования. Суть этого  отличия состоит в том, что  стимулирование — это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование.


 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

     


Информация о работе Шпаргалка по менеджменту