Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:48, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Вложенные файлы: 1 файл

Menedzhment_shpory.docx

— 108.17 Кб (Скачать файл)

1.Сущность, главные  задачи и предмет изучения  менеджмента. Виды менеджмента.

Менеджмент как вид деятельности – это особая форма управленческой деятельности возможное в условиях рынка предполагающий обусловленность действий руководящий ситуацией его право и обязанность проявлять инициативу принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их результаты.

 Главные задачи менеджмента:

1) Стратегическое заключается  в развитии организации и переводе  её в качественно новое состояние.

2) Тактическое – заключается  в поддержании устойчивости функционирования  организаций и её элементов.

  Менеджмент – это  система знаний об управлении  которая возникла в конце 19 нач. 20 веков.

 Предметом изучения  менеджмента является особая  разновидность организации отношений  м/у людьми существующих в форме  информации обмена и связанных  с руководством, деловыми и хозяйственными  процессами в условиях рынка.

 Виды менеджмента:

1) Организационный предполагает  управление процессами создания  организации формирования или  преобразования её структуры  и механизации управления.

2)Производственный обеспечивает  эффективное осуществление основной  деятельности предприятия. Объектами  производственного менеджмента  являются постановка целей, выбор  стратегий, планирование, оптимизация  объёма и структуры выпускаемой  продукции, организация трудового  и технического процессов их  регулирование и контроль.

3) Снабженческо-сбытовой  управляет процессами заключ. Хозяйственных  договоров, закупки, доставки  и организация хранения, сырья,  материалов, комплектующих, готовой  продукции и т.д.

4)Инновационный осуществляет  управление нововведениями –  это контроль научных исследований, создание программ и инновационной  деятельности, организация их ресурсного  обеспечения.

5) Маркетинг управляет  поведением компании на рынке,  изучение текущей или рыночной  конъюнктуры отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта выработка  ценовой политики.

6)Кадровый менеджмент  – это менеджмент обеспечивающий  эффективный подбор расстановку,  обучение кадров создание благоприятного  морально-психологического климата

7) Финансовый менеджмент  – связан с составлением бюджета  и финансового плана организации  с формированием и распределением  фонда ресурсов с оценкой текущего  и перспективного состояния.

 

2.Функции и  принципы менеджмента.

Под функцией менеджмента  понимают во первых относительный самостоятельный  вид управленческих действий во вторых определяют сферу управл. В результате разделения управленческого труда  в третьих ту или иную общую  задачу, которую решает менеджмент.

 Общие функции менеджмента  отражают его содержание, планирование, реализацию. Функцию планирования  на основе всестороннего анализа  ситуации или отдельных направлений  деятельности и прогноза развития  формирования текущие перспективные  цели и задачи, разработать стратегию  действий, составляет необходимые  планы и программы. 

 Организационная функция  обеспечивает практическое воплощение  замыслов, стратегиях. Данная функция  реализуется через проектирование  и создание организационных структур, определение порядка их функционирования  и взаимодействия, а так же  обеспечения необходимой документацией.

 Мотивационная функция  – связана с определением интересов  работников и выбора наиболее  подходящего в данной ситуации  способа воздействия на них.

 Контрольная функция  – необходима для проверки  оценки и корректировки результатов  деятельности организации, подразделений  или отдельных сотрудников.

 Координационная функция  - позволяет реализовывать цели  организ. Посредством упорядоченного  согласования и направления совместной  деятельности.

 Информационная функция  – обеспечивает сбор, обработку  и анализ информации.

 Основные принципы  менеджмента:

1) Научность в сочетании  с элементами искусства

2) Целенаправленность

3) Специализация в сочетании  с универсальностью

4) Непрерывность 

5) Оптимальное сочетание  централизованного регулирования  и самоуправления отдельных элементов  организации

6)Учет интеллектуальной  особенности психики работников  а так же закономерностей межличностных  отношений и группового поведения

7) Обеспечение единства  права и ответственности каждого  субъекта управления

8) Максимально ранние  вовлечение исполнителей в процесс  решений 

 

3.Понятие управления. Типы хозяйственного управления.

В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения  его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет  упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.

 Управление – это  труд людей, направленный на  организацию и координацию деятельности  трудовых коллективов и отдельных  работников в процессе производства  продукции, оказания услуг. Оно  связано прежде всего с организацией  совместной деятельности людей,  с налаживанием согласованных  действий в рамках предприятия,  с регулированием отношений между  личностью и предприятием.

 Цель управления заключается  в эффективном использовании  рабочей силы и ограниченных  ресурсов для достижения желаемого  и возможного состояния производства. При управлении всегда возникают  вопросы: что, кому, где, когда,  сколько, из чего? Число таких  вопросов все время растет. Растет  и плата за ошибку.

 Управление предприятием  призвано решать две основных  задачи:

 Поддерживать нормальный  ход производства, обеспечивать  его цикличность и стабильность;

 Обеспечивать развитие  производства, совершенствование продукции,  введение технических и технологических  новшеств.

 

4.Этапы развития теории и практики управления в 19 веке.

Историю возникновения и  развития менеджмента можно разделить  на шесть периодов.

 Первый период охватывает  первую половину XIX века (1775 - 1850). Его  начало Его начало было связано  с таким событием, происшедшем  в Шотландии и Англии, как промышленный  переворот, который заключался  в резком ускорении развития  производительных сил и переходе  от мануфактуры к более высокопроизводительному  машинному производству. Этот переворот  привел к необходимости создания  менеджмента как управления в  наиболее развитой в то время  текстильной промышленности, производившей шотландские ткани и английское сукно.

 Этот период характеризуется  начавшимися концентрацией производства, разделением и специализацией  труда, технологических операций. Основными функциями управления  являлись контроль и учет в  таких сферах, как запасы сырья  и готовой продукции, незавершенное  производство, качество товара и  затраты на производство ее  единицы. Родоначальником раннего  этапа называют Р.Оуэна – шотландского  фабриканта, которого можно отнести  к менеджерам-практикам.

 Второй период относится  ко второй половине XIX века (1850 - 1900) и характеризуется возникновением  так называемой школы научного  менеджмента. Основоположник этой  школы – американский инженер-механик  Ф.У.Тейлор, изучавший управление  производством и организацию  труда в условиях машинного  производства. Ф.У.Тейлор впервые  разделил операцию на составные  элементы – комплексы приемов,  приемы, движения, а также провел  исследования затрат живого труда  и его производительности при  использовании различных инструментов. В качестве основной функции  управления он рассматривал контроль  и считал, что разделение рабочего  задания на элементы позволяет  устранить ненужные, нерациональные  из них, изменить последовательность  их выполнения и усилить контроль  над всем трудовым процессом.

 В качестве основных  Тейлором были сформулированы  пять управленческих задач :

- Использование научных  методов, базирующихся на изучении  времени повторяющихся рабочих  операций и их элементов, типизации  и стандартизации рабочих инструментов;

- Осуществление отбора  рабочих, обладающих не только  физическими качествами, но и  умственными способностями;

- Проведение подготовки, обучения и развития способностей  рабочего, позволяющих точно следовать  разработанным стандартным приемам  и движениям;

- Разработка экономических  методов стимулирования труда,  которые призваны гарантировать  качество и сроки выполнения  задания;

- Осуществление планирования  и организации работы, ответственность  за которые возлагается на  менеджеров, а не рабочих.

 Следовательно, Тейлором  были определены в качестве  приоритетных такие функции, как  организация труда, планирование, учет и контроль, а в качестве приоритетных методов управления – организационно-распорядительные и экономические. К сферам управленческой деятельности, подлежащим совершенствованию, были отнесены производство, трудовые ресурсы (рабочие и менеджеры), запасы, потоки ресурсов и продукции во внутренней среде.

 

5.Рационалистическая  школа менеджмента.

Фредерик Тейлор (1856-1915). Свою карьеру он начал с простого рабочего, а затем, получив заочно высшее образование, за 8 лет дослужился до должности  главного инженера сталелитейной компании в г. Бетлехеме.

 Свой первый эксперимент  Тейлор провел в 1898-1901 гг. в  Бетлехемской сталелитейной компании, где с помощью секундомера  исследовал процесс подрезки  чугунных чушек, выполнявшийся  самыми сноровистыми рабочими. Он  разделил операции на отдельные  элементы и на основе хронометража  определял их продолжительность.  В результате были выведены  средние нормы, распространенные  на всех рабочих. Они обеспечили  рост производительности труда  в 3,5-4 раза.

 Целью второго эксперимента  Тейлора в той же компании  было определение оптимальной  скорости резания металла и  способов постановки заготовок  на станки. За 26 лет Тейлор провел 50 тысяч опытов, предполагавших необходимость  расчета влияния на конечный  результат 12 независимых переменных. Для облегчения этого титанического  труда ему пришлось даже изобрести  специальную счетную линейку.

 Первые эксперименты  Тейлора вызвали по вполне  понятным причинам ожесточение  рабочих, что заставило его  уже на ранних стадиях пересмотреть  свои излишне технократические  взгляды, хотя рабочего как  личность он так никогда и  не рассматривал, несмотря на  то, что сам был выходцем этой  среды. В итоге Тейлор пришел  к выводу, что благосостояние  предпринимателей невозможно, если  оно не будет сопровождаться  благосостоянием рабочих.

 В своих книгах «Управление  предприятием» (1903г.) и «принципы  научного управления» (1911г.) Тейлор  изложил свои взгляды, которые  касались трех основных проблем:  нормирования труда, роли менеджеров, вознаграждения и стимулирования.

 Прежде всего он  доказал возможность разработки  на основе тщательного изучения  затрат времени, движений, усилий, оптимальных методов осуществления  производственных и трудовых  операций, норм расхода времени на них и необходимость неукоснительного следования разработанным стандартам.

 Далее Тейлор показал,  что каждый менеджер должен  осуществлять подбор, обучение и  расстановку рабочих на те  места, где они могут принести  наибольшую пользу, устанавливать  для них задания, распределять  материальные ресурсы, обеспечить  их рациональное расходование, мотивировать  высокую производительность исполнителей, своевременно контролировать их  действия и достигнутые результаты. Тейлор считал, что менеджер должен  определять для подчиненных точный  порядок, инструменты и механизм  выполнения работы, время ее завершения.

 

6.Классическая  школа менеджмента                                                    

Возникновение административн.школы  связано с именем Анри Файоля (1825—1925).Его 1ая статья, посвященная этой теории,вышла в 1900г., а книга «Общее и промышленное управление»~ в 1916 г.

Важную роль в развитии идеи этой школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни  и др., рассматривающие д-ть организаций с т. зрения широкой перспективы и пытающиеся опр-ть общие харак-ки и законом-ти организаций в целом.  Авторы  администр-ной школы имели непосредственный опыт работы в кач-ве  рук-лей высшего звена упр-ния в большом бизнесе:Файоль руководил большой француз.компанией,Урвик был консульт-том по вопросам управления в Англии,Муни работал в компании«Дженерал Моторс». В связи с этим их гл. заботой была  эффектив-ть  управления  в более широком смысле слова — применительно к работе всей организации.

 Целью школы было создание универсальн.пр-пов упр-ния, следуя к-рым, по убеждениям создателей школы, организация достигнет успеха.Пр-пы управления — это осн.правила,опред-щие построение и ф-ционирование с-мы упр-ния;важнейшие требования,соблюдение к-рых обеспеч-ет эффектив-ть упр-ния.

Файоль сформулировал 14 пр-пов упр-ния применительно к д-ти высшего звена упр-ния:1)Разделение труда, 2) Власть и ответ-ть.3)Дисциплина.4)Единоначалие.един-во точки зрения, един-во действия и един-во распорядительства.5)Един-во рук-ва, д.иметь 1го рук-ля и руководств-ся единым планом.6)Подчинение частных интересов общим.7)Вознаграждение.8)Централизация.Конкретные обстоят-ва б.опр-ять,какой вариант«даст лучший общий рез-тат».9)Скалярн.цепь,т.е «цепь нач-ков» от самого высшего до самого низшего ранга.10) Порядок, т.е. «всему свое место». 11)Справедливость-преданность персонала д.обеспеч-ся уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.12)Стабильность рабоч.места для персонала. 13)Инициатива т.е., обдумывание и выполнение плана.14)Корпоративный дух, т.е. принцип «в единении — сила».

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"