Туристический бизнес как отрасль экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является изучение понятия туризма, а так же изучения проблем связанных с низким уровнем развития туризма в России и решения этих проблем.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику туристического бизнеса;
- изучить виды туристического бизнеса;
- рассмотреть особенности развития туризма в России;
- выявить проблемы, существующие в туризме в России;
- раскрыть основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма;
- проанализировать развитие туристской инфраструктуры;
- рассмотреть продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном рынках;
- раскрыть вопрос совершенствования статистики в сфере туризма;
- выявить степень повышения качества туристских и сопутствующих услуг;

Содержание

ведение 3
ГЛАВА 1. ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Основные характеристики и особенности туристического бизнеса 5
1.2 Виды туристического бизнеса 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
И ЕГО ПРОБЛЕМЫ 17
2.1 Особенности развития туризма в России 17
2.2 Проблемы развития туризма в Российской Федерации 19
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА 25
3.1 Развитие туристской инфраструктуры 25
3.2 Продвижение России как туристского направления на внутреннем
и международном туристских рынках 30
3.3 Совершенствование статистики в сфере туризма 34
3.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг 35
3.5 Совершенствование нормативного правового регулирования в
сфере туризма 37
3.6 Развитие международного сотрудничества 38
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 42
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по туризму+++.docx

— 86.02 Кб (Скачать файл)

Однако этого явно недостаточно. Необходимо  развитие туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах, что требует формирования раздела по развитию туристской инфраструктуры  ФЦП «Развитие историко-культурных зон  в России». В исторических городах, перспективных для привлечения  туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории  и культуры, но и объекты, предоставляющие  туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного  обслуживания и др. Особенностью таких  зон является их использование как  туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов  в целом. Таким образом, вопросы  создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями  в развитии исторических городов.

Одним из перспективных направлений  расширения культурно-познавательного  туризма  является комплексное развитие пространства между Москвой и  Санкт-Петербургом. Мощный транзитный туристский поток, проходящий между  двумя столицами России, пока мало затрагивает Тверскую и Новгородскую области. Формирование единого туристического пространства, объединяющего все виды ресурсов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей станет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо России», интегрируемого за счет автомобильных и водных путей. Основой для развития на территории Тверской области могут стать  такие региональные маршруты, как «Пушкинское кольцо Верхневолжья»  (Тверь, Торжок, Старица), «Московское море» (Конаковский и Калининский районы), Селигер и исток Волги (Осташковский и Пеновский районы), «Русская Венеция» (Вышний Волочек, Вышневолоцкий, Бологовский и Фировский районы), «Жемчужная нить», включающая города Кашин, Калязин и Кимры. Перечисленные маршруты в сочетании с ресурсами Новгородской области (Валдай, Великий Новгород) позволяют сформировать разноплановую и насыщенную экскурсионную программу для транзитных потоков туристов, посещающих Москву, Санкт-Петербург и города Золотого кольца России.

Несомненно, важным является развитие сельского туризма, способствующего сокращению безработицы в российских деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышения престижности повышения проживания в сельской местности.  Богатый опыт развития сельского туризма в европейских странах (Австрия, Ирландия, Испания, Швейцария, Венгрия и др.) показывает его высокую социальную эффективность, и в целом развитие сельского туризма рассматривается как социальная программа для поддержки фермерских и крестьянских хозяйств в свободное от сельскохозяйственных работ время.  Так, в настоящее время более 40% фермерских хозяйств  в Венгрии задействованы в организации сельского туризма, предоставляя проживание туристам и формируя программы их пребывания. Доля сельских гостиниц по отношению к общему количеству средств размещения в Венгрии составляет 5%.  В Австрии, несмотря на незначительную роль сельского туризма по сравнению с горнолыжным, культурно-познавательным или оздоровительным, 10% фермерских хозяйств получают дополнительные доходы благодаря организации туризма в сельской местности.  В альпийских районах эта доля составляет 31,6%.  Создание условий для развития сельского туризма в России требует государственной поддержки, которая может быть достигнута в  рамках ФЦП «Социальное развитие села».

Развитие современных туристских комплексов в регионах Дальнего Востока  и Забайкалья несет не только экономическую, но и социальную нагрузку.  В настоящее  время туристы из этих регионов массово  выезжают на отдых в КНР, где курорты  характеризуются высоким уровнем  качества сервиса. С целью снижения объема выездного туризма в пользу внутреннего необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Забайкалье, обладающих высоким туристским потенциалом. В связи с этим целесообразно  ввести раздел  «Развитие туристско-рекреационного комплекса» в действующую ФЦП  «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2013 г.».

Дополнительный импульс  для  въездного и внутреннего туризма  может придать  развитие индустрии  развлечений, в том числе  создание  игорных зон. В настоящее время  уже подписаны распоряжения Правительства  Российской Федерации о создании  игорных зон в Калининградской  области, Алтайском крае и на границе  Краснодарского края и Ростовской области.

Создание условий для развития круизного туризма возможно путем  разработки комплекса мер, включающих  реконструкцию и строительство  морских вокзалов, портовых причалов, пристаней, а также закупку пассажирских судов. 

Для  повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма  в России, в частности, улучшения  ситуации с туристским транспортом, необходимо принятие комплексных мер  по снижению или отмене таможенных пошлин на закупку круизных судов, туристических автобусов, не производимое в Российской Федерации оборудование гостиниц, ресторанов, горнолыжных комплексов и т.д. В настоящее время оборудование для горнолыжных подъемников (несущие опоры, двигатели, тормозные системы, опорные и направляющие башмаки, элементы подвижного состава: кресла, кабины и вагоны закрытого типа, натяжные устройства и системы безопасности и др.) не производится. Высокие ввозные пошлины на закупку канатных дорог и доставку в целом увеличивают сроки окупаемости и стоимость туристских услуг на отечественных горнолыжных комплексах. Кухонное (плиты, системы вентиляции, морозильные и холодильные шкафы, барное и прочее оборудование) и лифтовое гостиничное оборудование, соответствующее международным стандартам, предъявляемым к гостиницам высокого класса (4-5 «звезд»), также закупается у зарубежных поставщиков. Автобусы туристического типа в России не производятся. Это вынуждает транспортные и туристические компании брать в лизинг подержанные автобусы устаревшего образца, что часто делает автобусные туры небезопасными  для потребителей.

Основу российского пассажирского  флота составляют трех-,  четырехпалубные  круизные суда, построенные в 70-х  гг. в ГДР, Чехословакии и Австрии.  Последняя закупка относилась к  началу 80-х гг.  Отечественное  производство  относилось к двух-, трехпалубным круизным судам и завершилось  в 60-70 гг. Импорт новых круизных судов  российскими пароходствами и  круизными компаниями сдерживается высокими таможенными пошлинами.

Повышенному интересу иностранных  туристов к новым неизведанным территориям может соответствовать создание туристского предложения в арктических и труднодоступных районах России (Земля Франца Иосифа, Командорские острова, остров Русский).  Это требует подготовки  специальных предложений для государственной поддержки с целью   привлечения туристов на северные островные территории.

Особую ответственность на туристскую индустрию налагает  проведение в 2014 году Зимних Олимпийских игр  в Сочи. Это требует высокого уровня  подготовки гостиничных средств  размещения и  соответствующего качества обслуживания.

Задачи диверсификации туристского  продукта должны решаться и через  расширение туристского предложения, включая  создание условий для  развития внутреннего и въездного  туризма на особо охраняемых природных  территориях и культурных объектах, в том числе в национальных парках, природных парках и музеях-заповедниках.

Неудовлетворительное состояние  пляжей на курортах страны требует  государственной поддержки при  проведении мероприятий по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, строительству  искусственных насыпных сооружений, повышению качества услуг и экологической  безопасности. Резкое ежегодное увеличения туристского потока на побережье  Черного моря в Краснодарском  крае требует  рассмотрения возможностей  расширения территорий для развития пляжного отдыха и оздоровления за счет использования других морей  Юга России: Каспийского и Азовского. Оба моря имеют огромные рекреационные  ресурсы. Они требуют современной  туристской инфраструктуры, средств  размещения, подготовленных кадров.

Создание туристских комплексов на побережье Азовского моря, привлекающего  не только теплым морем, но и лечебными  грязями, поможет   повысить уровень  жизни населения на этих территориях, обеспечить занятость  и, как следствие, увеличить, поступления в бюджеты  всех уровней. Что касается Каспийского  побережья, наибольшую ценность представляют территории, находящиеся в Республике Дагестан, обладающие не только великолепными  песчаными пляжами, но и богатым  историко-культурным наследием. Главным  историко-культурным объектом мирового значения, в перспективе интересным не только для внутреннего, но и для  въездного туризма,  является город  Дербент, внесенный в Список мирового наследия ЮНЕСКО и насчитывающий пять тысяч лет  с момента основания.  Фактором, сдерживающим интенсивное развитие  Каспийского побережья Дагестана, до настоящего времени является низкий уровень безопасности, однако успешный пример развития туристских центров  в Египте и ряде других стран показывает на возможность и целесообразность подобной работы. Создание таких центров будет способствовать  также политической стабильности в данном регионе. В связи с этим необходимо заблаговременное проведение широкомасштабных работ по созданию туристских комплексов на указанных территориях.

Решение данных задач позволит  России существенно повысить свою конкурентоспособность  на внутреннем и мировом туристских рынках.

3.2 Продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках

Для формирования конкурентоспособного туристского рынка усилий по развитию только инфраструктуры недостаточно. Необходима эффективная стратегия  по продвижению отечественного туристского  продукта, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках и носящая  агрессивный характер, что позволит сделать въездной и внутренний туризм  доходной составляющей всей  экономики  России.

Одним из главных законов рекламы  являются значительный объем, регулярность и продолжительность воздействия. Рекламная кампания начинает приносить  экономический эффект с определенного  минимального порога.

С этой целью необходима имиджевая  рекламно-информационная  кампания в СМИ, как в России, так и за рубежом,  участие в крупнейших международных профильных и иных выставках, презентации туристских возможностей России.

Для повышения конкурентоспособности  российского туристского продукта и создания благоприятного имиджа страны необходима организация выпуска рекламной некоммерческой печатной продукции на иностранных языках основных направляющих рынков.

Многое из этого уже осуществляется. Вместе с тем при существующем в настоящее время бюджетном  финансировании деятельность по продвижению  российского национального турпродукта  может лишь минимально изменить параметры  существующего туристского потока.

Большинство государств мира, осознавая  важность туризма для своих экономик, вкладывают значительные средства в  продвижение национального туристского  продукта с учетом специфики основных направляющих и принимающих рынков. 

Широкая рекламная кампания туристских возможностей страны способствует росту  количества иностранных и отечественных  туристов, а, следовательно, и росту  поступлений в экономику страны.

 Данные ЮНВТО показывают, что  для дополнительного привлечения  одного иностранного туриста,  обеспечивающего поступление в  экономику страны в среднем  1000  евро, государства затрачивают  от 3 до 10 евро на некоммерческую  рекламу туристского продукта. В  соответствии с этим средний  объем бюджетных средств, выделяемый  в европейских странах на продвижение  туристского продукта, составляет 31,7 млн. евро.

К сожалению, при действующем в  настоящее время  бюджетном финансировании, которое составляет 0,69  евро на привлечение  одного иностранного туриста, меры по продвижению российского национального  турпродукта могут лишь минимально изменить параметры существующего  туристского потока.

Только широкая имиджевая некоммерческая рекламная кампания туристических  возможностей страны, сосредоточенная  на ключевых направляющих внешних и  внутренних туристских рынках и носящая  стабильный характер, позволит сделать  въездной и внутренний туризм  доходной составляющей всей туристской сферы  России.

Особое внимание необходимо уделить  всестороннему продвижению российского  туризма  в странах СНГ, способствовать не только возрождению традиционных туристских маршрутов, но и представлению  новых туристических продуктов.

Проводниками активного продвижения  туристского продукта на основных направляющих рынках за рубежом   могут и  должны стать  представительства  Российской Федерации  по туризму  за рубежом, которые должны обеспечивать связь с туриндустрией этих рынков, со средствами массовой информации, другими  участниками туристского процесса.

Ранее планировалось, что эту работу возьмут на себя Торговые представительства  Российской Федерации за рубежом. К  сожалению, этого не произошло. Эффективность  подобных мер не вызывает сомнений, только в Российской Федерации в  настоящее время действует более 40 иностранных представительств по туризму.

Таким образом, задача государства  состоит в продвижении российского  туристского продукта на внутреннем и мировом рынках.

Частный бизнес не может проводить  некоммерческую имиджевую рекламную  кампанию всей страны, так как продвигает и продает только свой собственный  продукт,  а создание образа  России как страны, благоприятной для  туризма, является исключительно государственной  задачей. Это подтверждает мировая  практика.

На необходимость реализации этой задачи указывается в Федеральном  законе от 3 мая 2012 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»13.

Механизмами продвижения России как  туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках являются следующие виды деятельности, реализуемые государством и ориентированные как на потребителей, так и на туристскую индустрию. К ним следует отнести:

- участие в крупнейших международных  туристических и иных выставках  единым российским национальным  стендом с привлечением органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации; 

- поддержка и консолидация  профильной  выставочной деятельности в Российской  Федерации с целью создания  на отечественном туристском  рынке одной из крупнейших  мировых туристических выставок

Информация о работе Туристический бизнес как отрасль экономики