Туристический бизнес как отрасль экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является изучение понятия туризма, а так же изучения проблем связанных с низким уровнем развития туризма в России и решения этих проблем.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику туристического бизнеса;
- изучить виды туристического бизнеса;
- рассмотреть особенности развития туризма в России;
- выявить проблемы, существующие в туризме в России;
- раскрыть основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма;
- проанализировать развитие туристской инфраструктуры;
- рассмотреть продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном рынках;
- раскрыть вопрос совершенствования статистики в сфере туризма;
- выявить степень повышения качества туристских и сопутствующих услуг;

Содержание

ведение 3
ГЛАВА 1. ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Основные характеристики и особенности туристического бизнеса 5
1.2 Виды туристического бизнеса 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
И ЕГО ПРОБЛЕМЫ 17
2.1 Особенности развития туризма в России 17
2.2 Проблемы развития туризма в Российской Федерации 19
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА 25
3.1 Развитие туристской инфраструктуры 25
3.2 Продвижение России как туристского направления на внутреннем
и международном туристских рынках 30
3.3 Совершенствование статистики в сфере туризма 34
3.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг 35
3.5 Совершенствование нормативного правового регулирования в
сфере туризма 37
3.6 Развитие международного сотрудничества 38
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 42
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по туризму+++.docx

— 86.02 Кб (Скачать файл)

- некоммерческое рекламное продвижение  российского туристского продукта  на направляющих зарубежных и  внутреннем, с целью увеличения въездного и внутреннего туристского потока и создания благоприятного имиджа России;

- подготовка некоммерческой рекламно-информационной  печатной и иной продукции  для распространения ее на  крупнейших международных туристических  выставках и через российские  загранпредставительства, в том  числе через  представительства,  создаваемые при федеральном  органе исполнительной власти  в сфере туризма;

- распространение информации о  России как о привлекательном  туристском направлении в глобальной  сети Интернет;

-  проведение иных акций, например, информационная поддержка фестивалей  и событийных мероприятий, проводимых  в стране, презентации новых российских  туристских направлений за рубежом, организация инфо-туров для зарубежных и отечественных СМИ, проведение крупных международных конференций, симпозиумов, конгрессов и других мероприятий на базе двустороннего и многостороннего  международного сотрудничества, а также сотрудничества с крупнейшими межправительственными организациями.

Опыт реализации государственных  рекламно-информационных стратегий  указывает на необходимость диверсификации туристского продукта: наряду с традиционным туристским предложением следует обеспечить показ новых туристских продуктов, распространение более широкой информации о национальных традициях, промыслах и ремеслах, новых музеях и экспозициях, событийных мероприятиях и туристских услугах.

Все это требует разработки долгосрочной информационной кампании, направленной на формирование позитивного образа страны в целях содействия  развитию въездного и внутреннего туризма.

3.3 Совершенствование статистики  в сфере туризма

Россия  входит в число стран, где до настоящего времени  отсутствует  национальная система статистического  учета  при помощи так называемых сателлитных счетов, представляющих собой систему показателей, характеризующих  динамику и структуру спроса и  предложения туристических товаров  и услуг. Сателлитные счета позволяют  оценить роль туризма в экономике  страны с учетом показателей смежных  отраслей и таким образом определить долю сферы туризма в ВВП, занятости, инвестициях, бюджетных доходах. Решение  этой задачи позволит  получить  достоверные данные о совокупном вкладе туризма в отечественную  экономику и послужит весомым  аргументом для привлечения в  эту сферу государственных и  частных инвестиций.  

В связи с этим на первом этапе  реализации Стратегии необходимо  проведение полного комплекса работ  по формированию системы показателей, всесторонне характеризующих развитие сферы туризма. Это требует следующих  мероприятий:

- проведения работ по совершенствованию существующих классификаторов экономической и производственной деятельности (ОКВЭД и ОКПД) с целью внедрения в них показателей сферы туризма,

- определения объемов и параметров  внутреннего туристского потока,

- проведения экспериментальных расчетов  по  определению доли туризма в формировании макроэкономических показателей развития регионов России,

- совершенствования форм существующей статистической отчетности,

- расширения расчетов таблиц «затраты-выпуск» по полному кругу отраслей с целью создания дополнительной  основы для построения сателлитных счетов,

- постоянного мониторинга мирового и внутреннего туристского рынка,

- содействия субъектам Российской Федерации в вопросах совершенствования  отраслевой статистики.

Межведомственная  и межрегиональная  координация играет особую роль  в деятельности по   определению  вклада туризма в экономику страны на основе сателлитных счетов. Эти  работы  должны быть завершены на первом этапе реализации Стратегии. Апробированные методики сателлитных  счетов должны быть внедрены на втором этапе реализации Стратегии. 

3.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг

В настоящее время мировой туристский рынок характеризуется высокой  степенью конкурентной борьбы, одним  из главных инструментов которой  на сегодняшний день является повышение  качества  туристских услуг.

С целью  повышения качества туристских услуг необходимо  проводить стандартизацию (аттестацию) деятельности инструкторов – проводников в области обеспечения безопасности путешествий, связанных с прохождением туристами (экскурсантами) маршрутов, представляющих повышенную опасность для их жизни и здоровья (горная и труднопроходимая местность, спелеологические и водные объекты и другие). С этой же целью необходима стандартизация (аттестация) деятельности экскурсоводов, гидов, гидов (переводчиков)  в целях укрепления единства культурно-информационного пространства Российской Федерации,  в том числе доведения  до российских и иностранных туристов и экскурсантов полной и достоверной информации о материальных и духовных ценностях нашей страны, ее историческом и культурном наследии, а также роли и месте туризма в современном мире. 

Проблема повышения качества туристских услуг является комплексной и  должна решаться  как за счет  мер по совершенствованию  системы  категорийности гостиниц и других средств  размещения, внедрения систем классификации  пляжей и горнолыжных склонов, разработки профессиональных стандартов обслуживания, так и путем создания соответствующих  требованиям  работодателей образовательных  стандартов и повышения уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма. Это соответствует  целям Правительства Российской Федерации по привлечению трудовых ресурсов и обеспечению занятости  населения, повышению профессиональной подготовленности кадров, а также  повышению доступности и качества предоставляемых населению услуг.  

Для совершенствования туристского  образования необходима корректировка  существующих и создание новых образовательных  стандартов, отвечающих потребностям отрасли и значительно расширяющих  объем специализированных  дисциплин  и практических занятий. При этом должен быть существенно изменен  состав преподавательских кадров в  направлении привлечения практических работников из туристской индустрии  с целью повышения уровня преподавания специализированных дисциплин. Целесообразно  широко использовать методический опыт и учебные программы профильных зарубежных учебных заведений, в  течение многих лет, успешно работающих на образовательном рынке в Европе.

В ближайшие годы основная задача состоит в необходимости совершенствования  деятельности существующих учебных  заведений в целях создания условий  для повышения квалификации работников туристского и гостиничного бизнеса, а также прохождения курсов повышения  квалификации по наиболее актуальным вопросам практической деятельности.  Кроме этого,  данные учебные заведения  должны заниматься переподготовкой  специалистов, начинающих работать в  индустрии туризма,  при этом  необходимо передавать как базовые  теоретические знания, так и практические  навыки.

Повышение квалификации персонала  должно предусматривать  обучение без  отрыва от основной деятельности, а  именно, регулярный внутригостиничный  и внутрифирменный тренинг. Именно такая система повышения квалификации показала наибольшую эффективность  в зарубежных странах, успешных в  области развития туризма.  Для  менеджеров высшего управленческого  звена  наиболее целесообразным является повышение квалификации в рамках специализированных программ, в том  числе организации зарубежных стажировок.

Для подготовки работников смежных  отраслей, обслуживающих туризм, необходимо формирование специальных программ обучения и соответствующих стандартов.  Для определения направлений  подготовки специалистов необходим  регулярный мониторинг   потребностей  в выпускниках профильных учебных  заведений.

Необходима разработка критериев  и внедрение системы рейтинговой  оценки профильных учебных заведений, что позволит обеспечить молодежь достоверной  информацией о состоянии рынка  образовательных услуг в сфере  туризма.

Одной из основных задач в ближайшие  годы является  подготовка квалифицированных  кадров для обслуживания гостей и  участников  Зимней Олимпиады в  Сочи. Для этого необходимо разработка и внедрение специальных образовательных  программ для подготовки и повышения  квалификации работников туристской индустрии  Сочи.

3.5 Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма

Основные направления совершенствования  нормативного правового регулирования  в сфере туризма предполагают разработку правовых актов, касающихся всех секторов развития индустрии туризма. 

К ним относятся  вопросы совершенствования  федерального и регионального законодательства, стимулирования инвестиционной активности,  повышения качества туристских услуг, государственной поддержки внутреннего туризма.

Меры по совершенствованию федерального и регионального законодательства включают  в себя следующие вопросы:

- ужесточение юридической ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере туризма;

- содействие унификации законодательства субъектов Российской Федерации  в сфере туризма;

- реализация государственной политики в области безопасности туризма, в том числе повышение юридической ответственности лиц и организаций, оказывающих услуги в области безопасности туризма.

Актуальным является принятие комплекса  мер, направленных на повышение культуры безопасности туризма и предполагающих формирование у туристов и экскурсантов сознательного отношения к обеспечению  личной безопасности, а также к  охране окружающей среды, культурно-историческому  и природному наследию.  

Необходима реализация действующих  норм законодательства в части создания в местах активного отдыха и туризма  условий для беспрепятственного доступа к средствам связи, а  также для страхования рисков, связанных с прохождением туристами  и экскурсантами маршрутов повышенной опасности.

3.6 Развитие международного сотрудничества

Международное сотрудничество должно обеспечивать  решение общих задач  развития туризма в Российской Федерации, таких как: содействие  привлечению инвестиций, продвижение туристского продукта, подготовка кадров,  совершенствование статистики туризма. Именно этой цели служат заключаемые нашей страной с другими странами межправительственные и межведомственные соглашения о сотрудничестве в сфере туризма, деятельность рабочих групп по туризму в рамках межправительственных комиссий. В ближайшие годы, на первом этапе реализации Стратегии, двустороннее сотрудничество должно осуществляться преимущественно с европейскими странами, традиционно направляющими туристов в Россию и наиболее опытными  в сфере туризма, с азиатскими традиционными и новыми направляющим рынками - Японией, Кореей, Сингапуром, Гонконгом, и принимающими рынками - Таиландом, Филиппинами, Индонезией, Вьетнамом, а также странами СНГ. Особое внимание следует уделить сотрудничеству с такими растущими направляющими рынками, как Китай и  Индия, а в перспективе, на втором этапе реализации Стратегии, с  Бразилией, другими странами Латинской Америки, а также  странами Ближнего Востока. 

Необходимо сохранение лидирующей  роли России на постсоветском туристском пространстве, в том числе в  рамках деятельности в рамках Совета стран СНГ по туризму. Сотрудничество  в многостороннем формате  должно укрепить позиции России в международных организациях, расширить взаимодействие  с программами Европейского союза, организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Евроазиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС).

Большое внимание необходимо уделить  взаимодействию со Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) как специализированным учреждением системы ООН,  особенно в связи с тем, что Россия с 2007 года входит в состав Исполнительного  совета ЮНВТО как главного рабочего органа этой организации.  Подготовка и проведение сессий выборных органов  ЮНВТО в России позволит  укрепить позиции нашей страны на мировом  туристическом рынке и привлечь дополнительный интерес, как со стороны профессионалов мирового туристического бизнеса, так и зарубежных потребителей14.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Туризм  принадлежит к сфере услуг  и является одной из крупнейших и  динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

Однако  местные власти не располагают сегодня  достаточной  материально-технической базой и не имеют практических механизмов управления экономическими и социальными процессами. Это в полной мере относится и к сфере отечественного туризма, успешное развитие которой возможно только на основе применения соответствующих принципов, методов и форм управления.   

Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.

Данный  бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.

Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли  можно  определить как  «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний туристический бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством.

Информация о работе Туристический бизнес как отрасль экономики