Туристический бизнес как отрасль экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является изучение понятия туризма, а так же изучения проблем связанных с низким уровнем развития туризма в России и решения этих проблем.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику туристического бизнеса;
- изучить виды туристического бизнеса;
- рассмотреть особенности развития туризма в России;
- выявить проблемы, существующие в туризме в России;
- раскрыть основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма;
- проанализировать развитие туристской инфраструктуры;
- рассмотреть продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном рынках;
- раскрыть вопрос совершенствования статистики в сфере туризма;
- выявить степень повышения качества туристских и сопутствующих услуг;

Содержание

ведение 3
ГЛАВА 1. ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Основные характеристики и особенности туристического бизнеса 5
1.2 Виды туристического бизнеса 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
И ЕГО ПРОБЛЕМЫ 17
2.1 Особенности развития туризма в России 17
2.2 Проблемы развития туризма в Российской Федерации 19
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА 25
3.1 Развитие туристской инфраструктуры 25
3.2 Продвижение России как туристского направления на внутреннем
и международном туристских рынках 30
3.3 Совершенствование статистики в сфере туризма 34
3.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг 35
3.5 Совершенствование нормативного правового регулирования в
сфере туризма 37
3.6 Развитие международного сотрудничества 38
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 42
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по туризму+++.docx

— 86.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                                   3

ГЛАВА 1. ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ       5

1.1 Основные характеристики  и особенности  туристического бизнеса          5

1.2 Виды туристического  бизнеса                                                                        11

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА  В РОССИИ

И ЕГО ПРОБЛЕМЫ                                                                                              17

2.1 Особенности развития туризма  в России                                                      17

2.2 Проблемы развития туризма  в Российской Федерации                               19

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И  МЕХАНИЗМЫ 

РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА                                       25

3.1 Развитие туристской инфраструктуры                                                          25

3.2  Продвижение России как  туристского направления на внутреннем

 и международном туристских  рынках                                                               30

3.3 Совершенствование статистики  в сфере туризма                                       34

3.4 Повышение качества туристских  и сопутствующих услуг                         35

3.5 Совершенствование нормативного  правового регулирования в 

сфере туризма                                                                                                        37

3.6 Развитие международного сотрудничества                                                  38

Заключение                                                                                                             40

Список использованных источников и литературы                                          42

Приложения 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На  современном этапе проблема развития туризма в России становится очень актуальной, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки.

 Туристический бизнес  стимулирует развитие других  отраслей хозяйства: строительства,  торговли, сельского хозяйства, производства  товаров народного потребления,  связи и т.д.

Сегодняшнее состояние российской туристической  отрасли  можно  определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что нынешний туристический бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с государством.

Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров.

Устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска  привел к тому, что в настоящее  время на нашу страну приходится 3 % мирового туристского потока. 

Объектом исследования является развитие туристического бизнеса в России.

Предметом исследования являются проблемы и перспективы развития туристического бизнеса в России.

Цель данной курсовой работы является изучение понятия  туризма, а так же изучения проблем связанных с низким уровнем развития туризма в России и решения этих проблем.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- дать характеристику туристического бизнеса;

- изучить виды туристического бизнеса;

- рассмотреть особенности развития туризма в России;

- выявить проблемы, существующие в туризме в России;

- раскрыть основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма;

- проанализировать развитие туристской инфраструктуры;

- рассмотреть продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном рынках;

- раскрыть вопрос совершенствования статистики в сфере туризма;

- выявить степень повышения качества туристских и сопутствующих услуг;

- изучить совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма;

- проанализировать развитие международного сотрудничества 

Для решения задач исследования были изучены  разнообразные  источники.

Теоретической и методологической основой исследования послужили  монографии зарубежных и российских ученых по изучаемой проблеме, теоретические и практические разработки, материалы статистики, Госкомстата РФ, ресурсы сети Интернет. 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС

 КАК ОТРАСЛЬ  ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Основные характеристики  и особенности  туристического бизнеса

Туризм - один из наиболее динамично развивающихся видов хозяйственной деятельности. Коллективное потребление физическими лицами общественно значимых продуктов для удовлетворения биологических и других потребностей в ходе активного отдыха, связанного с перемещением из мест проживания в места временного пребывания - это туризм.

Туроператор несет предусмотренную законодательством  Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Если  туроператор нарушил сроки оказания услуги или их качество, потребитель по своему выбору вправе:

- потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

- отказаться от исполнения договора об оказании услуги;

- потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги1.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.

Осуществление туристической деятельности без лицензии влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты2.

Договор страхования ответственности туроператора либо банковская гарантия должны обеспечивать надлежащее исполнение туроператором  обязательств по всем договорам о  реализации туристского продукта, заключаемым с туристами.  

Размер  финансового обеспечения определяется в договоре страхования  ответственности  туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее: 10 миллионов  рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма; 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма; 30 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма3.

Туроператор и турагентство по отношению к туристам являются направляющей стороной, а организации и владельцы объектов туристского профиля в местах пребывания и обслуживания туристов - принимающей стороной.

Принимающая сторона в туре выполняет лишь часть  функций  оператора: обеспечивает документальное сопровождение (визовая поддержка, медицинская помощь и, возможно, дополнительное страхование), формирование  программ и маршрутов путешествий с опорой на услуги местных транспортных, гостинично - ресторанных и экскурсионных организаций. Впрочем, экскурсионные программы все чаще рекламируются как возможность участия в них, а потому в стоимость туристической путевки не входят.

Поэтому свою основную задачу отечественные  менеджеры видят в активном привлечении  клиентов в тур, своевременном оформлении документов при оказании визовой поддержки и в обеспечении транспортного перемещения туристов к месту отдыха и обратно. В этих условиях достоверно судить о качестве предлагаемого турпродукта можно лишь отчасти. Данный подход к проблемам выездных туристов характеризуется, как стремление турфирм получить дешевую перевозку и выгодное размещение.

При описании потребляемого в туре продукта различают  термины  «обслуживание  туристов» и «обеспечение туров»:

Обслуживание- работа по удовлетворению каких- либо нужд, потребностей.

Обеспечение-предоставление для чего- либо в достаточном количестве материальных средств, создание необходимых условий для осуществления чего-либо.

Компоненты  обеспечения - это разнообразные материальные и духовные блага и условия из одновременного или последовательного потребления для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности или группы лиц во время досуга.

Компоненты  обслуживания соотносятся только с процедурами потребления материальных и духовных благ и имеют в виду непосредственное взаимодействие производителя с потребителями компонентов.

Компоненты  обеспечения и обслуживания определяют ассортимент  и качество присутствующих на рынке турпродуктов. Если турпродукт присутствует на рынке в недостаточном  ассортименте, то ни исследования эффективности рекламы и интенсивности сбыта, ни оценки эффектов коммуникации не дадут существенного прироста числа туристских отправлений и прибытий.

Объектами туристского назначения принимающей стороны  могут быть:

- оздоровительные учреждения (санатории, дома отдыха, пансионаты, базы отдыха и туризма, природно-климатические зоны, иные объекты рекреации);

- объекты познавательного назначения (природные заповедники, объекты культурно-исторического наследия, исторические, архитектурные и археологические памятники, музейные собрания, другие объекты туристского интереса);

- объекты делового характера (объекты любительского или профессионального интереса) и др.

Перечисленные объекты общего и туристского  назначения — это туристские ресурсы. Производимый индустрией туризма товар именуют турпродуктом. Исходя из особенностей структуры индустрии туризма, турпродукт условно можно разделить:

- активную или потребляемую, делимую часть, к которой относятся работы, компоненты обслуживания и товары туристского назначения (то есть снаряжение, путеводители, справочники, карты-схемы и т. п. продукцию);

- пассивную или неделимую часть, а потому и остающуюся неизменяемой в ходе потребления туристских услуг. Следовательно, туристские ресурсы являются неубывающая частью туристского продукта.  Описаннаяструктура турпродукта позволяет более четко различать поставщиков компонентов обеспечения и производителей компонентов обслуживания.

Поставщиками  компонентов обеспечения являются те организации и учреждения, которые предоставляют туристам материальные блага для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности или группы лиц во время досуга и формируют (или ими уже подготовлены) условия для одновременного или последовательного потребления духовных благ.

Производителями компонентов обслуживания являются те организации, которые выполняют отдельные действия, процедуры или осуществляют процессы, непосредственно связанные с потреблением материальных и духовных благ путем непосредственного или опосредованного взаимодействия персонала производителя с потребителями компонентов, то есть с туристами.

В общем случае и поставщики, и производители  являются непосредственными участниками  производства туристских продуктов.

Реализация  турпродукта определяется спросом, но он, являясь отображением широкого спектра потребностей людей в организованном отдыхе или путешествии, может быть удовлетворен  не столько теми или иными методами сбыта, сколько самими потребительскими свойствами  всех составляющих турпродукт компонентов и образующих именно этот предмет продажи.

Успешную  деятельность в организации туризма  обычно связывают  с систематическим  маркетингом, который предполагает исследование:

- присутствующих на рынке туристских продуктов (маршруты, программы, другие виды обслуживания, а также товары туристского назначения);

Информация о работе Туристический бизнес как отрасль экономики