Туристический бизнес как отрасль экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является изучение понятия туризма, а так же изучения проблем связанных с низким уровнем развития туризма в России и решения этих проблем.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику туристического бизнеса;
- изучить виды туристического бизнеса;
- рассмотреть особенности развития туризма в России;
- выявить проблемы, существующие в туризме в России;
- раскрыть основные направления и механизмы решения задач развития сферы туризма;
- проанализировать развитие туристской инфраструктуры;
- рассмотреть продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном рынках;
- раскрыть вопрос совершенствования статистики в сфере туризма;
- выявить степень повышения качества туристских и сопутствующих услуг;

Содержание

ведение 3
ГЛАВА 1. ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Основные характеристики и особенности туристического бизнеса 5
1.2 Виды туристического бизнеса 11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
И ЕГО ПРОБЛЕМЫ 17
2.1 Особенности развития туризма в России 17
2.2 Проблемы развития туризма в Российской Федерации 19
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ
РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА 25
3.1 Развитие туристской инфраструктуры 25
3.2 Продвижение России как туристского направления на внутреннем
и международном туристских рынках 30
3.3 Совершенствование статистики в сфере туризма 34
3.4 Повышение качества туристских и сопутствующих услуг 35
3.5 Совершенствование нормативного правового регулирования в
сфере туризма 37
3.6 Развитие международного сотрудничества 38
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 42
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по туризму+++.docx

— 86.02 Кб (Скачать файл)

В 2005 – 2007 гг. наступил период насыщения потребительского спроса на рынке туристических услуг. Однако доля выездных туров остается довольно высокой, что свидетельствует о  большей привлекательности для  российских туристов зарубежных туров  и о недостаточной популярности российских туристических зон для  иностранцев.

Уровень цен на многие туристические  программы внутренних направлений  сравнялся и даже превысил аналогичные  предложения по выездному туризму. Представляется, что именно этот фактор сдерживает развитие внутреннего туризма  и делает его не конкурентоспособным  с международным. Здесь нужно, в  частности, разработать наиболее эффективную  ценовую политику.

Для сравнения можно привести следующие данные.

Ситуация на рынке туристических  услуг такова: средняя цена путевки  на курорты Турции в июле 2008 г. составляла 15918 руб. (8дней/7 ночей); цена аналогичного пляжного тура в Испанию на побережье  Средиземного моря и Канарские острова  – 23 786 руб. За пять предыдущих лет средняя  стоимость тура в Турцию возросла на 15 %, в Испанию – на 35 %, отдых  в российском санатории – в 2 раза. В среднем день пребывания в России на полном пансионе с экскурсионной  программой и проживанием в отеле  категории три – четыре «звезды» сегодня обходится не дешевле 200-250 евро.

Повышение цен - крайне негативная тенденция, которая наблюдается  в течение многих лет. Это обусловлено  стремлением туристических фирм максимизировать потенциальный доход, не учитывается платежеспособный спрос, кроме этого имеет место переоценка своих возможностей.

Рост туристических потоков  также сдерживается диспропорциями в развитии коллективных средств  размещения по экономическим регионам России и острой нехваткой недорогих  гостиниц.

Хотя в последнее время  темпы гостиничного строительства, например, в Москве и Санкт–Петербурге, как и в целом по России, возросли, в основном преобладает строительство  дорогостоящих гостиниц и пансионатов, а заполняемость остается наиболее высокой среди всех сегментов. Хотя российские гостиницы даже высшей категории  не отвечают мировым стандартам обслуживания туристов.

Важной тенденцией российского  туристического бизнеса является процесс  консолидации, в первую очередь, организаторов  туризма и авиаперевозчиков. Количество независимых туристических фирм неуклонно сокращается, увеличиваются  темпы роста туристических сетей. На каждом направлении работают три  – пять компаний, контролирующих до 50 % рынка. Появились так называемые «чартерные пулы», позволяющие объединять в одну программу несколько туроператоров.

Все же представляется, что  туристический бизнес в России можно  и нужно развивать, учитывая рекреационные  ресурсы нашей страны, что будет  довольно доходной статьей доходов  в бюджете. Необходимо работать над  ценовой политикой, усовершенствованием  гостиничного, сервисного обслуживания, разработкой культурно – оздоровительных  программ и отзывов туристов, отели.

2.2 Проблемы развития туризма в Российской Федерации

Эта тема является актуальной, так как поток туристов в нашей стране и за рубежом растет с каждым годом в огромных количествах. Задачей рассмотрения данной работы можно назвать поиск оптимальных путей решения проблемы российского и зарубежного развития туризма.

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном  уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой7.

Частнопредпринимательский сектор никогда  не сможет покрыть потребности в  крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры и неспособен выполнять отдельные функции Национальной Туристской Администрации. Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: в Великобритании – BTA(British Tourist Authority), в Ирландии – Irish Board, в Испании – Turespana, в Италии – ENIT, в Норвегии – NORTRA и т. д. Именно они содержат представительства по туризму в других странах, они разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации.

Специфика туризма связана с  интернациональным характером и  широким спектром отношений, в которые  приходится вступать лицам, так или  иначе участвующим в организации  отдыха и путешествий. Разнообразие этих отношений порождает определенную сложность правового регулирования.

В любом государстве взаимоотношения  сторон «турист – турфирма», «турист  – государство», «турфирма – государство», регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства и большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон8.

По доходам от иностранного туризма  Россия находится сейчас во втором десятке европейских стран. Доля туризма в валовом внутреннем продукте России ничтожно мала – около 1,5%.

Выделим основные проблемы российского  туризма.

Одна из проблем российского  туризма – это дороговизна  отдыха в собственной стране. Это  касается как высоких цен на проживание в гостиницах и пансионатах, так и дорогой авиаперевозке. И этими проблемами умело пользуются зарубежные операторы, выпуская на российский рынок огромное количество предложений недорого отдыха в странах Греции, Италии, Испании, где уровень сервиса, как правило, превосходит тот, что могут предложить курорты Краснодарского края, причем цены из-за жесточайшей конкуренции туроператоров порой кричаще низкие.

Решение данной проблемы может заключаться  в пересмотре тарифов на внутренние авиаперевозки. А также формирование турпакетов по образу создание зарубежных туров, что должно удешевить в  целом стоимость тура.

Решение это задачи крайне актуально, т.к. рынок туризма будет расти, соответственно будет происходить  и пополнение бюджета страны.

Вторая проблема – это слабая законодательная база. После отмены лицензирования на рынке появилось  много новых туристических агентств, которые повлекли за собой необоснованные скидки для закрепления на рынке. Непрофессиональные агентства –  это бич российского туризма.

Один способов решения данной проблемы – это создание саморегулирующей организации. С другой стороны законодательно закрепить работу турагентств только по прямым договорам от туроператоров.

Третья проблема – появление  он-лайн бронирования. С одной стороны  удобство для туриста очевидно, но с другой – к кому обращаться за компенсацией, если туристу не будет  оказана та или иная оплаченная услуга.

Требуются законодательные решения  в этом вопросе.

Четвертая проблема – туроператорский  демпинг. В борьбе за рынок операторы  готовы продавать туры ниже себестоимости, тем самым разрушая этот рынок  собственными силами.

Данный вопрос очень сложный  еще и потому, что нет единого  видения по решению этого вопроса. Разногласия между Роспотребнадзором  и Минспорттуризма очевидны.

Пятая проблема – плохая инфраструктура в стране. Нехватка недорогих гостиниц в России, плохая инфраструктура отпугивает иностранцев от посещения нашей  страны.

Бюджет страны мог значительно  пополниться за счет туризма. Но дальше Москвы и Санкт-Петербурга иностранные  туристы практически не выезжают. Алтай, Байкал, Дальний Восток –  красивейшие территории нашей страны могут поразить своим великолепием любого туриста.

Очень важно активизировать при  поддержке экспертов мировой  туриндустрии процесс формирования современного российского турпродукта, ориентированного и на российских, и на зарубежных туристов.

Необходимо расширение ассортимента столичных туристских и экскурсионных  программ, оптимизацию событийного  календаря, развитие туристской инфраструктуры, взаимодействия гостиниц, туроператоров, турагентов и музеев.

Препятствием для роста турпотока  в Россию остается визовая проблема. Проблемы зарубежного туризма носят  немного иной характер.

Одна из проблем - сезонность туризма в странах Средиземноморья и постоянно возрастающая концентрация в прибрежных районах.

Решение этой проблемы видится в  загрузке туристических объектов в  низкий сезон: оборудование гостиниц закрытыми  бассейнами, создание комбинированных  туров, используя экскурсионные  туры с последующим проживанием  в прибрежных гостиницах и т.д.

Вторая проблема - это падение доходов от туризма. И происходит это из-за того, что все больше иностранцев отдыхают в странах Европы не по туристическим путевкам в отелях, а «дикарем», разместившись в домах и квартирах, взятых в аренду у соотечественников. Политика по защите окружающей среды должна быть нацелена на долгосрочный период для обеспечения продолжительной туристской деятельности9.

В основе развития международного туризма  лежат следующие факторы-возможности:

1. Экономический рост и социальный  прогресс привели к расширению  объема не только деловых поездок,  но и поездок с познавательными  целями.

2. Совершенствование всех видов  транспорта удешевило поездки,  сделало их возможными для  многих слоев населения. 

3. Увеличение числа наемных рабочих  и служащих в экономически  развитых странах и повышение  их материального и культурного  уровня повысили их стремление  к духовным и познавательным  ценностям. 

4. Интенсификация труда и получение  трудящимися более продолжительных  отпусков предполагают необходимость  более содержательного отдыха.

5. Развитие межгосударственных  связей и культурных обменов  между странами привело к расширению  межличностных связей как между,  так и внутри регионов.

6. Развитие сферы услуг стимулировало  технологический прогресс в области  телекоммуникаций, увеличило заинтересованность  в посещении различных стран  и регионов.

7. Ослабление ограничения на  вывоз валюты во многих странах  и упрощение пограничных формальностей  также стимулирует развитие туризма. 

Любое цивилизованное государство  для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических  центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу10.

Хотя  международный туризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития, он не является панацеей от всех экономических проблем.

Правительство должно приложить немало усилий к оптимизации, а не максимизации прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь  за собой его развитие.

Следует отметить, что возможность  возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся  стран гораздо выше, чем для  процветающих.

Развитые страны по определению  обладают здоровой экономикой, которая  способна с легкостью покрыть  все издержки туризма. Обычно экономики  таких стран диверсифицированы, а правительственные инвестиционные программы сосредоточены не только на туризме.

Между тем, имея достаточно много проблем, международный туризм не спешит приостанавливать свои обороты.

Исследования Всемирной туристической  организации дают возможность утверждать, что тенденции роста туристической  индустрии будут сохраняться  и в дальнейшем.

В период с 2000 по 2020 года прогнозируется увеличение туристских прибытий на 200%11.

Что касается России, то в нашей  стране туристская деятельность реформируется  и развивается.

К сожалению, имеющиеся туристические  ресурсы используются не рационально, однако динамика развития туристического рынка России говорит о тенденциях к росту числа туристов, а иностранных  – в частности12.

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА

 

3.1 Развитие туристской инфраструктуры

Государственная поддержка развития туристской инфраструктуры должна осуществляться, прежде всего, в рамках федеральных целевых программ.  В настоящее время в наибольшей степени развитие туристско-рекреационного комплекса предусматривается на новом этапе реализации ФЦП «Юг России», рассчитанной  на 2008-2012 гг. Предусматривается реконструкция и модернизация существующей инфраструктуры, а также новое строительство в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и Адыгее. 

Информация о работе Туристический бизнес как отрасль экономики