Регулирование труда спортсменов и тренеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:09, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в исследовании публично-правовых и частно-правовых отношений, возникающих в рамках регулирования труда спортсменов и тренеров.
В связи с этим требуется разрешение следующих задач:
- исследование развития и становления публично-правовых отношений возникающих из регулирования труда спортсменов и тренеров и их правовой режим, а также проанализировать специфику этих правоотношений в современных условиях;
- анализ особенностей регулирования труда спортсменов и тренеров в общем и выяснить все тонкости при этом возникающие, а также провести анализ законодательства в области регулирования труда спортсменов и тренеров в современных условиях

Содержание

Список сокращений______________________________________________________4
Введение_______________________________________________________________5
Глава 1. Организационные основы регулирования трудовых и связанных с ними общественных отношений в профессиональном спорте
. Нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения спортсменов и тренеров___________________________________________________________9
. Трудовые отношения между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией________________________________________________________10
Глава 2. Правовая природа и сущность трудового договора со спортсменами и с тренерами
2.1. Особенности заключения трудового договора со спортсменом и с тренером______________________________________________________________13
2.2. Содержание, права и обязанности спортсменов. Медицинские осмотры (обследования)_________________________________________________________16
2.3. Особенности трудового договора спортсменов и тренеров______________________________________________________________18
2.4. Особенности расторжения трудового договора со спортсменом и с тренером. Дисквалификация_______________________________________________________26
Глава 3. Особенности и классификация спортивных споров
3.1. Спортивные конфликты и их природа__________________________________31
3.2. Спортивные споры: понятия и особенности_____________________________38
3.3. Классификация спортивных споров____________________________________41
3.4.Формы разрешения спортивных споров: понятия и виды___________________49
3.5. Дифференциация и дискриминация трудовых прав спортсменов____________56
Заключение____________________________________________________________63
Список использованных источников_______________________________________66

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_Regulirovanie_trudovykh_otnosheny_sports.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Вопросы дисквалификации  спортсменов в связи с применением  допинга регулируются Приказом Госкомспорта РФ от 20 октября 2003 г. N 837 «Об организации и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в Российской Федерации».

В некоторых видах  спорта приняты соответствующие  дисциплинарные регламенты, конкретизирующие случаи применения ответственности.

Так, согласно Дисциплинарному  регламенту Российского футбольного  союза (РФС) дисквалификация налагается на матчи и определяется на сроки. Если не оговаривается иное, она не может превышать двадцати четырех матчей или двух лет. Пожизненная дисквалификация может применяться только при рецидиве применения допинга. Эта норма корреспондирует со Всемирным антидопинговым кодексом.

Характер этого вида санкций заключается в ограничении  и лишении спортсмена субъективных прав и обязанностей, включая не только право на участие в соревнованиях, но и на подготовку к ним.

Таким образом, Трудовой кодекс РФ, содержащий норму о дополнительных основаниях расторжения трудового договора со спортсменом (ст.348.11), ограничивает право этого работника на труд не федеральным законом, а правилами, разрабатываемыми общероссийской спортивной федерацией, в которых и определяется порядок дисквалификации спортсмена

Согласно статье 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» общероссийская спортивная федерация - это общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. В силу статьи 16 Федерального закона № 329-ФЗ только общероссийские спортивные федерации вправе разрабатывать с учетом норм, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, устанавливать права и обязанности, спортивные санкции для субъектов физической культуры и спорта.

Получается, что государство  делегирует часть своих полномочий по регулированию спортивных отношений общественному объединению, создавая так называемое мягкое право. Вместе с тем единых требований к таким правилам не устанавливает.

Складывается ситуация, что, с одной стороны, ТК РФ в статье 3 содержит норму, предусматривающую, что ограничение прав работников устанавливается лишь федеральным законом, с другой стороны, в статье 348.11 предоставляет возможность общероссийским спортивным организациям вводить такие ограничения к спортсменам в части их права на труд в связи с дисквалификацией.

Полагаю, что в этой части присутствует дискриминация  прав спортсменов, поскольку согласно статьи 3 ТК РФ введение различий, исключений, предпочтений и ограничение прав работника может быть продиктовано только требованиями двоякого рода: во-первых, свойственными данному виду труда и, во-вторых, обусловленными особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Перечисленные же выше случаи дисквалификации, порядок и применение которой определяют общероссийские федерации по видам спорта, никоим образом не связаны с заботой государства.

Кроме того, существует несогласованность  норм ТК РФ и Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Так, в статье 348.5 ТК РФ говорится о том, что работодатель отстраняет спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, в то время как в статье 2 Закона о спорте устанавливается, что отстранение спортсмена осуществляется общероссийской спортивной федерацией.

Здесь необходимо отметить, что в настоящее время планируется внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Предлагается статья 3.11.1 «Ограничение права на труд в области спорта». Однако эта статья направлена лишь на лишение права определенным лицам занимать в физкультурно-спортивных организациях руководящие должности, а также должности тренера, врача, иного специалиста в области физической культуры и спорта. Административное наказание в виде ограничения права на труд в области спорта назначается судьей.

В указанной статье ничего не говорится о спортсменах, а также общероссийских спортивных организациях, которые, применяя санкции о дисквалификации, ограничивают права спортсменов на труд.

Следует полагать, что выходом из сложившейся ситуации должны стать нормы, по аналогии применимые к руководителю организации.

Пунктом 14 статьи 81 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем «в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами». Таким случаем для руководителя организации является статья 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях о дисквалификации.

Для спортсменов также  должна быть введена норма о дисквалификации  в Кодекс РФ об административных правонарушениях, но устанавливать эту меру наказания  должны суды, в том числе специализированные спортивные суды, а никак не общественные организации.

Следующим случаем дискриминации  прав спортсменов, является применение санкций, включая дисквалификацию, международными спортивными организациями. И здесь существует серьезная проблема, неурегулированность вопроса нормами законодательства.

Так, согласно статьи 348.2 ТК РФ спортсмены обязаны соблюдать лишь локальные нормативные акты, разработанные с учетом норм общероссийских спортивных федераций. В статье ничего не говорится о соблюдении международных требований. Спортсмен заключает трудовой договор с клубом, а санкции к нему применяет международная спортивная федерация, ограничивая его право на труд.

Новая редакция Всемирного антидопингового кодекса, вступившая в силу с 1 января 2009 года, увеличила срок дисквалификации уличенных в применении допинга спортсменов с двух до четырех лет; узаконила пункт о том, что дисквалификации подлежат и те спортсмены, которые лишь подозреваются в употреблении допинга на основании взятых у них проб. Дисквалифицированный спортсмен обязан вернуть МОК не только свои медали, но и призовые деньги, и подарки, которые прилагаются к завоеванной награде.

Применять указанные  выше меры ответственности в отношении  спортсменов могут не только общероссийские спортивные организации, но и международные. Так, например, в соответствии с регламентами, принятыми в легкой атлетике, вердикт о дисквалификации спортсмена, уличенного в применении запрещенных препаратов, выносит национальная федерация. Далее санкции должны быть утверждены Международной федерацией легкой атлетики (ИААФ), которая может скорректировать сроки наказания. Скандальный случай с российскими легкоатлетками, которых ИААФ за восемь дней до старта Олимпиады в Пекине отстранила от участия во всех соревнованиях под своей эгидой по подозрению в подмене допинг-проб, а позже увеличила срок дисквалификации, установленный национальной федерацией, показал несовершенство спортивного законодательства и отсутствие всяких возможностей по защите прав спортсменов. Данный вопрос обсуждался на заседании комиссии по спортивному праву АЮР 01.12.2008. Участие в соревнованиях предполагает участие в отношениях, имеющих правовую природу. Вместе с тем правовая форма таких отношений в настоящий момент не объективирована, т.е. не находит воплощения в общеобязательных для всех правовых нормах.

Но законодателю следует  определиться, каким образом регулировать труд спортсменов. В противном случае мы сталкиваемся с проблемой дискриминации в правовом регулировании труда спортсменов.

В связи с тем, что труд спортсменов закреплен в ТК РФ, правильным решением будет регламентация процедуры дисквалификации спортсменов в Кодексе РФ об административных правонарушениях или в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», как это действует в отношении руководителя организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На протяжении весьма длительного времени в российском законодательстве не уделялось должного внимания вопросам правового регулирования  отношений, складывающихся в области физической культуры и спорта, в частности, трудовых правоотношений, возникающих между субъектами спортивной деятельности. Необходимость разработки и внедрения современного понятийного аппарата, совершенствования государственного регулирования, а также устранения противоречий в данной области явилась предпосылкой для разработки и принятия нового закона, регулирующего вопросы физической культуры и спорта в России.

На основе проведенного исследования представляется возможным  сформулировать следующие основные теоретические положения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства:

1. Для регулирования трудовых отношений со спортсменами не имеет принципиального значения, признаются ли они спортсменами-профессионалами или нет.

2. Основания дифференциации в регулировании труда спортсменов и тренеров носят комплексный характер, поскольку учитывают систему следующих факторов: влияние регламентных норм общероссийских спортивных федераций; контроль за деятельностью спортсменов и тренеров помимо работодателя со стороны общероссийских спортивных федераций, которые вправе применять к ним меры спортивной ответственности.

3. Отстранение спортсменов от участия в соревнованиях, хотя и является существенной особенностью регулирования труда спортсменов, не может рассматриваться как частный случай отстранения работника от работы.

4. Ряд норм Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Трудового кодекса Российской Федерации требуют доработки в части регулирования труда спортсменов и тренеров:

а) в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в  Российской Федерации» необходимо:

- в п. 14 ст. 2 предусмотреть  возможность спортивной дисквалификации  не только спортсменов, но и  тренеров, а также указать на то, что спортивная дисквалификация наряду с общероссийскими спортивными федерациями может осуществляться международными спортивными федерациями;

- в п. 5 ч. 1 ст. 16 указать  на то, что общероссийские спортивные  федерации утверждают свои нормы в соответствии с нормами, принимаемыми международными спортивными организациями;

- части 3 и 4 ст. 27 признать  утратившими силу, а соответствующие  правила определения принадлежности  спортсмена к физкультурно-спортивной  организации установить в Положении о спортивном паспорте, которое должно быть разработано и утверждено Минспорттуризма России;

б) в Трудовом кодексе  Российской Федерации необходимо:

- дополнить ст. 348.2 положением об обязательном включении в трудовой договор со спортсменом, с тренером условия об уточнении места работы с указанием местности, в которой преимущественно выполняется работа, для правильного оформления отношений по командированию спортсменов, тренеров;

- дополнить ст. 348.3 нормой о том, что порядок проведения медицинских осмотров (обследований) спортсменов определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

- предусмотреть правовые  последствия спортивной дисквалификации тренеров. При этом предлагаю рассматривать право на осуществление деятельности тренера как специальное право. В этом случае достаточно лишь указать на это в главе 54.1 и каких-либо других дополнений в ТК РФ не потребуется, т.к. отстранение работника от работы и расторжение трудового договора с ним в случае утраты на тот или иной срок специального права уже предусмотрены ТК РФ (абз. 6 ч. 1 ст. 76 и п. 9 ч. 1 ст. 83).

5. Обосновывается, что установленное ст. 348-4 ТК РФ необходимое для временного перевода спортсмена к другому работодателю условие об отсутствии у работодателя возможности обеспечить участие спортсмена в спортивных соревнованиях не может быть отменено без адекватной замены его на другие ограничительные условия, исключающие превращение «аренды» в «торговлю» спортсменами. «Площадкой» для отработки этих условий могут стать регламентные акты спортивных федераций и спортивных клубов.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Нормативные правовые акты

 

      1. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод  [Электронный ресурс] // Европейский суд по правам человека: сайт. – URL: http://europeancourt.ru/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-drugie-oficialnye-dokumenty/konvenciya-o-zashhite-prav-cheloveka-i-osnovnyx-svobod (дата обращения 13.03.2013). 
      2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ: по состоянию на 29 декабря 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 1. – (Ч. 1) - Ст. 3.
      3. О физической культуре и спорте в Российской  Федерации: федеральный закон от 04 декабря 2007 г.  N 329-ФЗ: по сост. На 25. Декабря 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - N 50. - Ст. 6242.
      4. О Министерстве спорта Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 N 607 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - N 26. - Ст. 3525.

Информация о работе Регулирование труда спортсменов и тренеров