Конституционное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат

Краткое описание

В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ.docx

— 140.75 Кб (Скачать файл)

Избирательное законодательство детально регламентирует источники и максимальные размеры соответствующих средств, их целевое назначе-ние, предельные суммы расходов кандидатов, право и порядок распоряже-ния средствами.

Кандидаты представляют в установленные сроки в соответствующие избирательные комиссии финансовые отчеты с указанием источников денежных поступлений в избирательные фонды и всех совершенных затрат.

Финансовые отчеты избирательных комиссий представляются в уста-новленные сроки в вышестоящие комиссии, а также (соответственно уровню выборов) – в представительные органы местного самоуправления, в органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Феде-рации, в палаты Федерального собрания РФ. План-конспект лекционного курса 33

5. Законодательством о  гарантиях избирательных прав  граждан, а также о порядке  проведения конкретных выборов  устанавливаются необ-ходимые правовые  и организационные гарантии избирательных прав граждан – как избирателей, так и кандидатов.

К основным из них относятся:

гарантии реализации вышеперечисленных конституционных прин-ципов проведения выборов;

обязательности проведения выборов, в том числе досрочных, а также в отсутствие необходимого избирательного законодатель-ства субъектов Российской Федерации;

соблюдения прав избирателей на участие в выборах, в том числе при невозможности их непосредственного присутствия на соответ-ствующем избирательном участке;

соблюдения законодательства при формировании и деятельности всех избирательных комиссий;

соблюдения законодательства при формировании и использовании финансовых средств на подготовку и проведение выборов;

равного статуса зарегистрированных кандидатов;

соблюдения установленных законодательством форм и методов проведения предвыборной агитации, обеспечения равных условий доступа кандидатов к СМИ;

достоверности учетных и итоговых данных о волеизъявлении избирателей.

 

Действующее федеральное законодательство предусматривает уго-ловную и административную ответственность за нарушение законодатель-ства о выборах.

Уголовная ответственность предусмотрена специальными статьями Уголовного кодекса: о воспрепятствовании осуществлению гражданином Российской Федерации избирательных прав либо работе избирательных комиссий; о подлоге, подделке избирательных документов, заведомо неправильном подсчете голосов или установлении результатов выборов; о нарушении избирательного законодательства лицом, ранее подвергав-шимся административному взысканию. По этим статьям предусматрива-ются различные сроки лишения свободы.

Большой перечень статей, предусматривающих административную ответственность лиц за правонарушения при организации и проведении выборов, содержится в Кодексе об административных правонарушениях.

Подробнее см.: 2, 6. Конституционное право России 34

КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основные вопросы темы

  1. Понятия органа и системы органов государственной власти.

  1. Конституционные принципы организации и деятельности системы органов государственной власти в России.

  1. Единая система и виды государственных органов.

  1. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государ-ственной власти субъектов Федерации.

1. Орган государственной власти – организационно и структурно обособленная часть государственного механизма (аппарата), образуемая в установленном законом порядке и наделенная законом государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления задач и функций государственной власти.

Государственно-властные полномочия – это полномочия, связанные с принятием решений, обязательных для исполнения всеми субъектами, на которых распространяется компетенция данного органа, организацией исполнения принятых решений, охраной принятых решений от нарушения.

Органы государственной власти Российской Федерации указаны в Конституции РФ. Так, государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 11 Конституции государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Все соответствующие органы власти указаны в конституциях (уставах) субъектов Федерации.

В то же время наличие ветвей власти – законодательной, исполни-тельной и судебной – и относящихся к ним органов власти не исключает наличия иных самостоятельных государственных органов (Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Прокуратура РФ и др.). Это определяется необходимостью реализации дополнительных функций, обеспечивающих деятельность государственной власти как целостной системы. Федераль-ные государственные органы, как правило, также прямо поименованы в Конституции РФ со ссылкой на необходимость принятия соответствую-щих законодательных актов, регламентирующих их статус, порядок формирования и деятельности. Исключение составляют органы исполни-тельной власти, состав которых утверждается Президентом РФ по пред-ставлению Председателя федерального Правительства.

 

ТЕМА 8 План-конспект лекционного курса 35

 

 

Вся совокупность взаимодополняющих и взаимодействующих госу-дарственных органов Российской Федерации и субъектов Федерации обра-зует единую систему (органов) государственной власти, основы которой регулируются нормами одного из основных конституционно-правовых институтов.

2. Система органов государственной  власти является механизмом реализации  власти народа – носителя суверенитета  и единственного источника власти  в Российской Федерации. В той  же степени система органов  государственной власти должна  обеспечивать реализацию всех  основ конституционного строя  России – демократического федеративного  правового государства с республиканской  формой правления. Обеспечение основ  конституционного строя является  целью функционирования, а сами  основы – принципами организации системы органов государственной власти. Такими принципами являются:

  • принцип реализации полновластия народа в республиканском государстве: органы государственной власти формируются либо непосредственно народом, либо представительными органами – по мандату народа. Так, Президент Российской Федерации и Госу-дарственная Дума избираются посредством прямых всеобщих выборов на определенный, установленный Конституцией срок, а все остальные федеральные органы власти формируются Прези-дентом и парламентом в соответствии с их конституционными полномочиями. Этот же принцип распространяется и на субъекты Федерации;

  • принцип разделения власти и самостоятельности органов законо-дательной, исполнительной и судебной властей. Этот принцип является общим как для организации власти на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации;

  • принцип организации системы государственной власти в федера-тивном государстве – децентрализация, территориальная организа-ция и самостоятельное формирование Федерацией и ее субъектами своих властных структур;

  • принципы организации власти в правовом государстве – законность деятельности органов государственной власти, осуществление властных полномочий в интересах соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

  •  

  • 3. Единство системы органов государственной власти является, наряду с рассмотренными принципами, одной из основ конституционного строя России: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ... единстве системы государственной власти...» (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).

    Конституционное право России 36

     

     

    Принцип разделения государственной власти на самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную – должен быть дополнен принципом их взаимного уравновешивания и взаимодействия. Это необходимо для исключения узурпации власти каким-либо государст-венным органом либо должностным лицом, для эффективной реализации всей совокупности государственно-властных полномочий, для организа-ции единой системы государственной власти.

    Единство этой системы должно выражаться:

      • в совокупной компетенции имеющихся государственных органов, охватывающей все вопросы и полномочия, необходимые для осу-ществления государственной власти;

      • исключении предписания различными органами государственной власти одним и тем же субъектам в одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающих правил поведения.

      • Конституция РФ предусматривает определенные правовые основы такого единства:

      • система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и об-щими принципами организации представительных и исполнитель-ных органов государственной власти, установленными федераль-ным законом (ч. 1 ст. 77);

      • Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке обеспе-чивает согласованное функционирование и взаимодействие орга-нов государственной власти (ч. 2 ст. 80);

      • Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъ-ектов Российской Федерации, а также между органами государст-венной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 85);

      • Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 125);

      • в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Россий-ской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77);

    План-конспект лекционного курса 37

     

      • Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему (ч. 1 ст. 129);

      • Конституция РФ (ст. 46–54 гл. 2, а также гл. 3) устанавливает еди-ные принципы правосудия и основы единой судебной системы Российской Федерации; ст. 71 (п. «о») предусматривает также, что судоустройство, уголовно-процессуальное, гражданско-процессу- альное, арбитражно-процессуальное законодательства относятся к исключительному ведению РФ;

      • как системообразующий фактор, создающий необходимые условия для согласованного взаимодействия ветвей власти, следует рас-сматривать и законодательную процедуру, установленную ст. 104 – 109 Конституции РФ.

    4. Конституционные принципы  организации системы государствен-ной  власти должны развиваться и  конкретизироваться текущими законода-тельными  актами. В частности, конкретизации  федеральным законом подлежит порядок разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государст-венной власти субъектов Федерации. Такой закон принят 24 июня 1999 г. Федеральным законом РФ от 20 мая 2002 г. № 52-ФЗ внесены изменения в ст. 13 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

    В соответствии с этим законом при заключении договоров между федеральными органами государственной власти и органами государст-венной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также при заключении соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъ-ектов Федерации о передаче друг другу права осуществления части своих полномочий должны соблюдаться следующие принципы:

    Информация о работе Конституционное право в России