Конституционное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат

Краткое описание

В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ.docx

— 140.75 Кб (Скачать файл)
    • конституционности: никакие нормативные правовые акты, прини-маемые на уровне Федерации или ее субъектов, не могут перерас-пределять и (или) исключать установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов, изменять конституционно-правовой статус субъектов Федерации, ущемлять конституцион-ные права и свободы человека и гражданина, нарушать государст-венную целостность Российской Федерации и единство системы государственной власти;

Конституционное право России 38

 

  • верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов: договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъ-ектов Федерации должны соответствовать положениям федераль-ного законодательства, принятым по предметам ведения Россий-ской Федерации и предметам совместного ведения; в случае такого несоответствия действуют федеральные нормы;

  • равноправия субъектов Российской Федерации: все субъекты Рос-сийской Федерации равноправны во взаимоотношениях с феде-ральными органами государственной власти, в том числе при подготовке и заключении договоров и соглашений;

  • недопустимости ущемления прав и интересов субъектов Россий-ской Федерации: при разграничении предметов ведения и полно-мочий в отношении одного из субъектов Российской Федерации недопустимо нарушение прав и интересов других субъектов;

  • добровольности заключения договоров и соглашений: договоры и соглашения заключаются на добровольной основе;

  • по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к предметам совмест-ного ведения Федерации и ее субъектов, издаются федеральные законы, устанавливающие основы (общие принципы) правового регулирования; в случае принятия федеральных законов исчерпы-вающего характера (кодексов и других законов прямого действия) должны быть предусмотрены процедуры полноценного участия в их разработке законодательных органов субъектов Федерации; до принятия соответствующих федеральных законов субъекты Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулиро-вание.

  • Таким образом, приведенные положения Конституции РФ и текущего федерального законодательства создают определенные правовые предпо-сылки для единства и целостности системы государственной власти в Рос-сии; остальные вопросы курса, посвященные конституционно-правовому институту «Основы системы органов государственной власти», следует рассматривать прежде всего под углом зрения достаточности этих предпо-сылок для эффективного и согласованного функционирования государст-венной власти.

  •  

    Подробнее см.: 1, 2, 4, 5.

    ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Основные вопросы темы

    1. Конституционно-правовой статус Президента РФ.

    1. Порядок избрания, срок и порядок прекращения полномочий Прези-дента РФ.

    1. Полномочия Президента РФ.

    1. Контроль за деятельностью Президента РФ.

     

    ТЕМА 9 План-конспект лекционного курса 39

     

     

    1. Институт президентства  был учрежден в РСФСР в составе  СССР в 1991 г. Первоначально статус Президента РСФСР определялся специ-альным законом о Президенте РСФСР, основные положения которого за-тем были включены в действовавшую в тот период Конституцию РСФСР 1978 г. В настоящее время правовой статус, порядок избрания, полномо-чия и порядок прекращения полномочий Президента РФ регулируются гл. 4 Конституции РФ. Принятие специального закона о Президенте РФ Конституцией не предусматривается. Основы правового статуса Президента РФ отражены в ряде конституционных положений.

    В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ:

  • является главой государства;

  • гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

  • в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимо-сти и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

  • в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней поли-тики государства.

  • Президент РФ в соответствии с ч. 4 ст. 78 Конституции РФ обеспечи-вает осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

  • Президент РФ обладает неприкосновенностью. Для Президента РФ не предусмотрена политическая ответственность, т.е. ответственность за про-водимую им политику, подобная той, которая существует в отношении Правительства. Однако Президент может нести государственно-правовую ответственность в форме отрешения его от должности. Основанием для ее наступления являются совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления.

    2. Порядок избрания Президента  РФ регулируется ст. 81 Конституции  РФ и Федеральным законом «О  выборах Президента РФ». Президент  РФ избирается на четыре года  гражданами Российской Федерации  на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосова-нии. Безальтернативные  выборы Президента в Российской  Федерации недопустимы. Российским  Президентом может быть избран  гражданин Российской Федерации  не моложе 35 лет, постоянно проживающий  в Рос-сии не менее 10 лет. Ограничение  по максимально возможному возрасту  для Президента не установлено. Одно и то же лицо не может  занимать должность Президента  РФ более двух сроков подряд.

    Конституционное право России 40

    2 Условия и процедуры установления первых двух обстоятельств остаются до сих пор законо-дательно не урегулированными, хотя прецедент отставки уже создан первым Президентом России Б.Н. Ельциным, по собственной инициативе сложившим с себя полномочия до истечения конституцион-ного срока их окончания.

    3 Порядок дальнейших действий на случай неспособности Председателя Правительства исполнять обязанности Президента Конституцией не предусмотрен.

     

    Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации на первое вос-кресенье после истечения конституционного срока полномочий предыду-щего Президента. Досрочные выборы в случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий назначаются на последнее воскресенье до истечения трехмесячного срока с момента прекращения полномочий.

    Право на выдвижение кандидатур на пост Президента имеют инициа-тивные группы избирателей, избирательные объединения, избирательные блоки при наличии не менее 1 млн подписей в поддержку этого выдвиже-ния, причем на один субъект Федерации должно приходиться не более 7% подписей. Выборы считаются состоявшимися при участии более чем 50% избирателей. Избранным считается кандидат, набравший более 50% голо-сов избирателей, принявших участие в голосовании при условии, что это число голосов больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. В случае, если ни один из кандидатов не наберет этого коли-чества голосов, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование не более чем через 15 дней по двум лидирующим кандидатам по результатам голосования в первом туре. При повторном голосовании избранным считается кандидат, набравший большее число голосов при условии, что это число больше числа голосов, поданных против обоих кандидатов.

    Вновь избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления результатов выборов. До этого момента действующий Президент исполняет свои полномочия.

    Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности2. Во всех случаях, когда он не в состоянии выполнять свои обязанности, их времен-ное исполнение возлагается на Председателя Правительства РФ3.

    3. Полномочия Президента  РФ можно классифицировать по  следую-щим группам:

  • как главы государства: В дополнение к полномочиям, перечис-ленным выше, Президент РФ представляет Российскую Федера-цию внутри страны и в международных отношениях; назначает референдумы; решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государст-венными наградами Российской Федерации; осуществляет помило-вание; назначает полномочных представителей Президента РФ;

  • План-конспект лекционного курса 41

     

  • в отношениях с исполнительной властью: Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ, в случае отсутствия Председателя Правительства может временно возгла-вить его, как это было в марте 1998 г., когда Б.Н. Ельцин возглавил Правительство после отставки В.С. Черномырдина и до назначе-ния С.В. Кириенко; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности замести-телей председателя Правительства РФ, федеральных министров; утверждает по представлению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федерального Правительства, а также приостанав-ливать действие актов исполнительной власти субъектов Россий-ской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (в последнем случае – до решения этого вопроса соответствующим судом);

  • в отношениях с законодательной властью: Президент РФ назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу; вносит законопроекты в Государственную Думу; обращается к Федеральному собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики госу-дарства; подписывает и обнародует федеральные конституционные и другие законы; имеет право на отклонение федеральных законов;

  • в отношениях с судебной властью: Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей высших федеральных судов; назначает судей других феде-ральных судов; обращается в Конституционный суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ законов, иных нормативных пра-вовых актов органов государственной власти Федерации и субъек-тов Федерации;

  • в сфере обороны, безопасности, сохранения суверенитета и цело-стности государства: Президент РФ является Верховным главно-командующим Вооруженными силами РФ; утверждает военную доктрину Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ; формирует и возглавляет Совет безопасности РФ; вводит на территории Российской Феде-рации или в отдельных ее местностях военное положение, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (режимы военного и чрезвычайного положения должны определяться конституцион-ными законами, которые пока не приняты);

  • Конституционное право России 42

     

  • в сфере внешней политики и международных отношений: Прези-дент РФ осуществляет руководство внешней политикой Россий-ской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; назначает и отзывает после консультаций с комитетами палат Федерального собрания и по согласованию с государством или организацией аккредитации дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и междуна-родных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей.

  • По вопросам, входящим в его компетенцию, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным и конституционным законам. В связи с установленными таким образом Конституцией РФ нормотворческими полномочиями Пре-зидента особо стоит вопрос об издании им указов «законозаменяющего» характера. Этот вопрос был урегулирован решением Конституционного суда РФ следующим образом: «Президент РФ является гарантом Консти-туции РФ и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей-ствие органов государственной власти. В силу этого не противоречит Кон-ституции РФ издание им «законозаменяющих» указов при условии, что они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их дейст-вие ограничивается во времени периодом до принятия соответствующих федеральных законов».

  • Информация о работе Конституционное право в России