Конституционное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат

Краткое описание

В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ.docx

— 140.75 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить наличие весьма спорных прецедентов расшире-ния конституционных полномочий Президента актами текущего законода-тельства. Так, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государ-ственной власти субъектов Российской Федерации» установлен целый ряд полномочий Президента в отношении высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в случае издания ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам, и неиспол-нения решения суда, установившего такие противоречия. В этом случае Президент РФ уполномочен законом выносить этому должностному лицу предупреждение, отстранять его от должности, назначать временно испол-няющего обязанности этого высшего должностного лица.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены сходные полно-мочия Президента в отношении глав муниципальных образований.

4. Роль Президента РФ  как главы государства и координатора  всех ветвей и органов государственной  власти не снимает вопроса  о контроле за его деятельностью, являющемся обязательным элементом системы сдержек и противовесов властных структур.

План-конспект лекционного курса 43

 

 

Помимо контроля со стороны гражданского общества существуют две основные формы контроля со стороны государственных органов – судеб-ный и парламентский.

Основным инструментом судебного контроля является Конституци-онный суд РФ, имеющий возможность рассматривать нормативные акты Президента РФ с точки зрения их соответствия Конституции, а также споры о разграничении компетенции между Президентом РФ и иными органами государственной власти.

Парламентский контроль выражается в согласовании или утвержде-нии палатами Федерального собрания представляемых Президентом кан-дидатур для назначения на высшие государственные должности. Кроме того, важной формой контроля является обязательное ознакомление Парламента с указами Президента РФ о введении военного или чрезвычайного поло-жения, а также решение Парламентом вопроса о возможности использова-ния Вооруженных сил РФ за пределами территории страны.

Формой парламентского контроля является и возможность отрешения Президента РФ от должности Советом Федерации на основании выдвину-того Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Соответствующая процедура регулируется ст. 93 Конституции РФ и является достаточно сложной. Для предотвращения возможных нарушений конституционной процедуры и ошибок в принимаемых решениях в конституционной процедуре отре-шения Президента от должности важное место отводится Верховному и Конституционному судам РФ.

В Конституции РФ не оговаривается порядок наступления соответст-вующей уголовной ответственности за эти правонарушения. Однако можно полагать, что в случае отрешения Президента от должности и, как следст-вие, прекращения статуса его неприкосновенности, такая ответственность может наступать в общем порядке, установленном уголовным законода-тельством.

Анализ полномочий Президента РФ в соотношении с полномочиями органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации показывает, что Конституцией РФ установлена президентско-парламентская форма правления. Учитывая дополнительное усиление федеральными законами президентских полномочий в отношении органов и должностных лиц субъектов Российской Федерации, можно констатиро-вать, что подобная конструкция российской государственной власти явля-ется уникальной и в значительной степени дискуссионной с точки зрения мирового опыта организации власти в федеративных государствах с рес-публиканской формой правления.

 

Подробнее см.: 2, 4, 6. Конституционное право России 44

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основные вопросы темы

1. Конституционно-правовой  статус и структура Федерального  собрания.

2. Компетенция палат Федерального  собрания.

3. Законодательный процесс.

1. Согласно ст. 94 Конституции  РФ Федеральное собрание – Парла-мент Российской Федерации является представительным и законодатель-ным органом Российской Федерации.

Это означает, что формой государства в Российской Федерации явля-ется представительная, т.е. опосредованная выборами парламентская демократия и что принятие законов входит в исключительную компетен-цию Парламента.

Рассмотрение полномочий палат Федерального собрания позволяет сделать вывод и о наличии у него определенных, хотя и ограниченных контрольных функций за деятельностью главы государства и исполни-тельной власти. К ним могут быть отнесены: принятие государственного бюджета, осуществление текущего контроля за его исполнением и утвер-ждение итогов его исполнения Правительством, ратификация междуна-родных договоров, участие палат Федерального собрания в реализации кадровой политики Президента РФ, одобрение указов Президента о введе-нии военного и чрезвычайного положения, решение вопросов о доверии и недоверии Правительству РФ, возможность отрешения Президента РФ от должности, направление депутатских запросов в органы государствен-ной власти и некоторые другие функции.

В соответствии со ст. 95 Конституции РФ Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Рос-сийской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти этого субъекта. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В силу установленного Конституцией РФ и фе-деральными законами порядка формирования палат Федерального собра-ния, при решении общефедеральных вопросов Государственная Дума представляет интересы населения страны, отдельных социальных групп и общественных объединений, а Совет Федерации – интересы субъектов Федерации.

2. Значительная часть  вопросов, входящих в компетенцию  Федераль-ного собрания, отнесена  Конституцией РФ к исключительному  ведению той или иной палаты  Парламента. В то же время есть  ряд вопросов, отно-сящихся к совместному  ведению палат Федерального собрания, по кото-рым Конституция разграничивает  полномочия между Советом Федерации 

ТЕМА 10 План-конспект лекционного курса 45

и Государственной Думой. К таким вопросам относятся: принятие феде-ральных законов, федеральных конституционных законов, рассмотрение предложений о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ; обра-зование Счетной палаты для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета; осуществление процедуры отрешения от должно-сти Президента РФ. Такое разделение компетенции создает определенную систему сдержек и противовесов внутри Федерального собрания, а следо-вательно, и между интересами, представляемыми палатами парламента.

Согласно ст. 102 Конституции РФ, к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использова-ния Вооруженных сил РФ за пределами страны; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ; назначение на должность и освобождение от должности Гене-рального прокурора РФ, а также заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Пра-вительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России, председателя Счетной палаты и половины состава ее ауди-торов, уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

3. Законодательная функция является основной для Федерального собрания в целом и для каждой из его палат. Реализация этой функции осуществляется в рамках законодательного процесса – специальным обра-зом организованной деятельности уполномоченных на то государственных органов по разработке законодательных инициатив и их внесению в Пар-ламент, рассмотрению законопроектов, принятию, одобрению, подписа-нию и официальному опубликованию законов.

Законодательная процедура, т.е. официальный порядок осуществле-ния законодательного процесса, устанавливается Конституцией РФ, феде-ральными законами, регламентами палат Федерального собрания, а также решениями Конституционного суда РФ, касающимися вопросов законода-тельного процесса.

Общий порядок осуществления законодательного процесса и взаимо-действия в его рамках уполномоченных органов и должностных лиц госу-дарственной власти содержится в ст. 104–108, а также 84 (п. г, д), 114 (ч. 1, Конституционное право России 46

п. а), 134, 135 (ч.2), 136 Конституции РФ. Конституция РФ устанавливает различные процедуры для федеральных конституционных законов и феде-ральных законов, конституционных поправок к гл. 3–8 и пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ.

Важным источником законодательной процедуры являются федераль-ные законы, например, о порядке опубликования и вступления в силу феде-ральных конституционных и федеральных законов, актов палат Федераль-ного собрания. Федеральное законодательство устанавливает для отдельных видов законов особые процедуры их внесения, рассмотрения и принятия в палатах Федерального собрания. Такие процедуры характерны, например, для законов о федеральном бюджете, о международных договорах Россий-ской Федерации, а также для специального именного закона об автономной области или автономном округе.

Регламенты палат Федерального собрания занимают особое место в системе источников законодательной процедуры. Так, в Регламенте Государственной Думы устанавливаются условия внесения законопроек-тов в эту палату субъектами права законодательной инициативы, количе-ство и назначение каждого из чтений законопроекта, порядок подготовки и рассмотрения законопроектов в каждом из чтений, возможные виды принимаемых решений, характер и формы участия иных субъектов зако-нодательного процесса в законотворческой работе Думы; кроме того, определяется порядок повторного рассмотрения законов, принятых Госу-дарственной Думой, но отклоненных Советом Федерации или Президен-том РФ. Здесь же регламентируется наработанная парламентской практи-кой такая форма совместной законодательной работы различных органов государственной власти, как специальные согласительные комиссии по законам, отклоненным Президентом РФ.

В то же время, в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4. ст. 101) и процедурой его принятия, регламент каждой палаты устанавливает внут-ренний распорядок деятельности палаты и является ее внутренним доку-ментом. Между тем, например, в регламенте Государственной Думы затрагиваются интересы практически всех органов государственной власти – субъектов законодательного процесса. В ряде случаев нормы регламента имеют по отношению к внешним субъектам обязывающий характер, т.е. выходят за пределы компетенции, отведенные Думе Конституцией. Поэтому вопросы взаимодействия различных органов государственной власти в законодательном процессе требуют регламентации на уровне федерального закона. Такой законопроект о порядке принятия федераль-ных конституционных и федеральных законов принят в настоящее время Государственной Думой в первом чтении.

Подробнее см.: 3–6. План-конспект лекционного курса 47

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

Основные вопросы темы

  1. Порядок формирования и прекращения полномочий палат Федерального собрания.

  1. Организация деятельности палат Федерального собрания.

  1. Правовые основы статуса члена Совета Федерации и депутата Государ-ственной Думы.

  1. Государственные органы, формируемые палатами Федерального соб-рания.

1. В соответствии со  ст. 96 и 97 Конституции РФ Государственная Дума избирается сроком на четыре года; порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанав-ливаются федеральными законами; депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право уча-ствовать в выборах; одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы; депутат Государственной думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы» Президент РФ назначает выборы депутатов Госу-дарственной думы в первое воскресенье после истечения полномочий Государственной Думы предыдущего созыва. Срок проведения выборов назначается не позднее чем за четыре месяца до дня выборов.

Информация о работе Конституционное право в России