Конституционное право в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:47, реферат

Краткое описание

В плане-конспекте лекционного курса «Конституционное право Рос- сии» последовательно раскрываются основные характеристики и содержа- ние российского конституционного права – от общих вопросов о его месте и роли в системе национального права, о значении и структуре Конститу- ции РФ – к конкретным характеристикам и содержанию основных консти- туционно-правовых институтов. Порядок изложения соответствует струк- туре Конституции РФ и общей логике построения основ конституционного строя правового государства.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ.docx

— 140.75 Кб (Скачать файл)

верховенство в системе права, высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации; эти свойства российской Конституции, необходимые для реализа-ции доктрины правового государства, прямо закреплены в ч. 2 ст. 4 и в ч. 1, 2 ст. 15 самой Конституции и обеспечиваются специаль-ными средствами правовой охраны Конституции (см. тему 14);

стабильность – это свойство Конституции создает условия для устойчивости системы российского права, сохранения правопорядка и законности в стране и обеспечивается особой процедурой пере-смотра Конституции и внесения в нее поправок (см. ниже);

реальность, преемственность, итоговый характер и перспектив-ность конституционных предписаний – через эту совокупность качеств Конституции реализуется ее сущность как конституцион-но-правовой модели общества.

 

Конституция является не только основным источником, но и систе-мообразующим ядром российского права, а также юридической базой для нормотворческой деятельности органов государственной власти. Эти свой-ства обеспечиваются тем, что Конституция непосредственно устанавливает исходные начала основных институтов права, которые развиваются и кон-кретизируются в текущем законодательстве, определяет основные виды нормативных правовых актов, разграничивает нормотворческую компе-тенцию органов государственной власти и регламентирует основы нормо-творческого процесса, наконец, создает базу для систематизации законода-тельства.

Структура Конституции РФ – это ее внутренняя организация, опре-деляемая ее содержанием документа, предметом конституционно-правового регулирования, требованиями юридической техники и нацио-нальными традициями в праве.

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула содержит основные цели, устремления российского народа, его принципы и идеалы, подтверждает преемственность исторически сложившегося государственного единства и приверженность гражданскому миру и согла-сию. Конституционное право России 8

Первый, основной раздел Конституции в соответствии с составом конституционно-правовых институтов и логикой их взаимосвязей содер-жит следующие главы:

Глава 1. Основы конституционного строя.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.

Глава 3. Федеративное устройство.

Главы 4–7. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Глава 8. Местное самоуправление.

Завершает первый раздел глава 9 – Конституционные поправки и пе-ресмотр Конституции.

Второй раздел «Заключительные и переходные положения» не имеет деления на главы. Он обеспечивает вступление Конституции в действие, опре-деляет правопреемство органов государственной власти, устанавливает осо-бенности действия Конституции и законодательства в переходный период.

3. Российская Конституция  относится к так называемым  «жестким» конституциям, для которых  характерен особый, усложненный  порядок внесения в них изменений, обеспечивающий стабильность конституционно-правовых  институтов. В отношении Конституции  РФ вышеназванный порядок характеризуется  следующими основными особенностями:

сужен круг субъектов, имеющих право вносить предложения о по-правках и пересмотре положений Конституции;

положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Для этого в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции, либо раз-рабатывает проект новой Конституции. Новый проект может быть принят самим Конституционным собранием либо вынесен на все-народное голосование;

поправки к главам 3–8 Конституции принимаются в порядке, пре-дусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но, в отличие от него, вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъ-ектов Российской Федерации;

изменения в ст. 65 Конституции, определяющую состав РФ, вно-сятся на основании федерального конституционного закона о при-нятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении правового статуса субъекта Российской Федерации. В то же время ч. 2 ст. 65 Конституции устанавливает, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном феде-ральным конституционным законом.

План-конспект лекционного курса 9

4. Часть 2 ст. 5 Конституции  РФ устанавливает, что в соответствии  с федеративным устройством России  республика (государство) в составе  РФ имеет свою конституцию  и законодательство, а иные субъекты  Российской Федерации имеют свои  уставы и законодательство. Таким  образом, в Рос-сийской Федерации  действует система конституций. При этом конститу-ции и уставы  субъектов Российской Федерации  в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции  РФ не должны противоречить  ей самой, а в соответствии  с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ они  не должны также противоречить  и федераль-ным законам, принятым  по предметам ведения Российской  Федерации и по предметам совместного  ведения Российской Федерации  и ее субъектов.

При наличии общих задач и черт у Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов Федерации последним присущи специфические осо-бенности в содержании, предмете регулирования, юридической силе норм, территории действия, процедуре принятия, определяемые особенностями конкретного субъекта. Конституционная система России находится в ста-дии становления, и пока этот процесс протекает неоднозначно. Так, например, конституции некоторых республик в составе Российской Феде-рации содержат положения, в той или иной степени противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству. Безусловно, подобные явления несут реальную угрозу государственному суверенитету России, ее единству и территориальной целостности.

Подробнее см.: 3–5.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ОСНОВЫ

Основные вопросы темы

1. Понятие конституционного  строя и его закрепление в  Конституции.

2. Характеристика основ  конституционного строя Российской  Федерации.

1. Традиционно под конституционным (государственным) строем понимаются способ и форма организации государства, закрепленные в конституции. Однако в современном конституционном праве, в том числе и российском, сформировалось несколько иное понятие, в соответствии с которым речь идет не о любом, а об определенном способе организации государства, обладающем признаками так называемого конституционного государства:

подчинение государства праву при наличии достаточных гарантий устойчивости этого подчинения;

правовой статус личности, соответствующий общепризнанным принципам и нормам международного права в этой сфере;

наличие гражданского общества, т.е. системы неопосредованных государством общественных институтов и отношений в правовой,

 

ТЕМА 3 Конституционное право России 10

 

моральной, экономической, политической, культурно-духовной сферах, обеспечивающих реализацию частных интересов и потреб-ностей индивидов и их коллективов.

 

Конституционный строй требует правового закрепления во всей сис-теме, всех отраслях права. В Конституции РФ закрепляются основы кон-ституционного строя, для которых предусматриваются особые гарантии стабильности. Так, Конституцией предусмотрен особо усложненный поря-док пересмотра и внесения поправок в ее первую главу, посвященную основам конституционного строя России (см. тему 2). Более того, в соот-ветствии с ч. 2 ст. 16 Конституции РФ, никакие другие положения Основ-ного закона не могут противоречить основам конституционного строя.

Основы (устои) конституционного строя – это основные способы, средства реализации вышеизложенных признаков конституционного госу-дарства. В соответствии с мировой практикой и российской Конституцией к ним относятся: демократия, правовое государство, признание государст-вом человека, его прав и свобод высшей ценностью, социальное государ-ство, светское государство. К основам конституционного строя России относятся также, хотя и не определяющие конституционное государство в принципе, но важные для российской специфики государственный суве-ренитет, федерализм и республиканская форма правления.

Все указанные основы конституционного строя прямо закреплены в Конституции РФ:

Российская Федерация есть демократическое федеративное право-вое государство с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1);

человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При-знание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2);

суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4);

Российская Федерация – социальное государство, политика кото-рого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7);

Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязатель-ной (ч. 1 ст. 14).

 

2. Демократия характеризуется рядом основных свойств организации общества и государства. Основные из них:

суверенитет народа – самостоятельное, независимое, свободное и неделимое осуществление власти народом в своих интересах. В условиях народовластия все осуществление власти конституиру-ется, легитимизируется и контролируется народом. Народ осуще-

План-конспект лекционного курса 11

 

ствляет свою власть непосредственно, а также через органы госу-дарственной власти и местного самоуправления. Высшими формами непосредственного выражения власти народа являются референ-дум и свободные выборы;

• разделение власти на самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. При этом ветви власти должны быть взаимно уравновешены для исключения возможности злоупотреб-ления властью с чьей-либо стороны. Разделенные и уравновешен-ные ветви власти должны образовывать единую систему власти, обеспечивающую эффективную реализацию всей совокупности властных полномочий;

• политическое и идеологическое многообразие – исключение в стране какой-либо обязательной, в том числе и государственной, идеологии при наличии гарантий для общественных объединений, действующих в рамках закона, возможности влиять на политиче-ские процессы;

• наличие местного самоуправления – самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения, исходя из собственных интересов и с учетом местных традиций.

 

Федеративное государство – государственно-правовое объединение в союзное государство – федерацию образующих ее частей (субъектов). В соответствии со ст. 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Феде-рации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов, равнопра-вии субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Федерализм дополняет характеристику демокра-тического государства, основанного на принципе разделения власти, поскольку он обеспечивает децентрализацию и демократизацию власти не только по горизонтали, но и по вертикали. Очевидно, что при этом суверенитет и полномочия субъектов Федерации должны быть ограни-чены, исходя из приоритета общефедеральных задач.

Правовое государство означает:

верховенство права, выраженного прежде всего в законе, принятие которого основано на демократической процедуре, обеспечиваю-щей согласование интересов государства и социальных групп общества, федерации и ее субъектов;

ограничение государства правом, подчинение его интересам лич-ности и общества и наделение ответственностью за их соблюдение;

равенство граждан перед законом и судом;

Конституционное право России 12

 

наличие действенных, в первую очередь судебных механизмов защиты прав граждан;

независимость суда, неукоснительное исполнение судебных реше-ний.

 

Республиканская форма правления – организация высших органов государственной власти на основе принципов выборности и сменяемости. В Российской Федерации глава государства и парламент избираются непо-средственно народом на определенный, установленный Конституцией срок, а все остальные органы власти формируются представительными органами в соответствии с их конституционными полномочиями.

Информация о работе Конституционное право в России