Управление транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:24, реферат

Краткое описание

Транспорт традиционно считается источником повышенной опасности, поэтому крайне важно обеспечить безопасность его функционирования - безопасность дорожного движения, пассажиров, грузов и т.д. В связи с этим выделяются следующие особенности в организации государственного управления транспортом: а) высокая степень централизации управления, единым координирующим органом выступает Министерство транспорта РФ; б) наличие специализированного контроля за обеспечением безопасности движения; в) наличие специальных актов - уставов о дисциплине работников транспорта, кодексов, правил и т.д.

Содержание

Введение.

1.Организационно-правовая система управления
транспортно-дорожным комплексом……………………………...стр.3-23
2. Сущность и значения государственного контроля и надзора
в области транспорта………………………………………...……стр.24-35
3. Полномочия органов местного самоуправления
в сфере управления коммуникациями……………………………стр.36-38

Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление транспортом.docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

Управление транспортом

Содержание.

 

Введение.

 

1.Организационно-правовая  система управления

транспортно-дорожным комплексом……………………………...стр.3-23

2. Сущность и значения  государственного контроля и  надзора

в области транспорта………………………………………...……стр.24-35

3. Полномочия органов местного  самоуправления

в сфере управления коммуникациями……………………………стр.36-38

 

Заключение.

Список использованной литературы.

 

1.Организационно-правовая система  управления транспортно-дорожным  комплексом.

Транспорт традиционно считается  источником повышенной опасности, поэтому  крайне важно обеспечить безопасность его функционирования - безопасность дорожного движения, пассажиров, грузов и т.д. В связи с этим выделяются следующие особенности в организации  государственного управления транспортом: а) высокая степень централизации  управления, единым координирующим органом  выступает Министерство транспорта РФ; б) наличие специализированного  контроля за обеспечением безопасности движения; в) наличие специальных  актов - уставов о дисциплине работников транспорта, кодексов, правил и т.д.

Перевозочный процесс  на железнодорожном транспорте регламентирован  утвержденным Федеральным законом  «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г.1

Сфера действия Устава железнодорожного транспорта распространяется на отношения: возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами  инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных  путей не общего пользования, другими  физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и  железнодорожного транспорта не общего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Управление перевозочным процессом  на железнодорожном транспорте осуществляется централизовано и относится к  компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Таковым является Министерство путей сообщения РФ (МПС России). Оно осуществляет проведение государственной  политики в сфере железнодорожного транспорта, а также регулирование  хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждение железнодорожного транспорта в области  организации и обеспечения перевозочного  процесса.

В настоящее время, в результате проходящей реформы на железнодорожном  транспорте происходит изменение формы  собственности – железнодорожный  транспорт из федеральной собственности, переходит в частную собственность, в результате акционирования ряда предприятий  железнодорожно-транспортной инфраструктуры. Данный процесс еще не завершился, а потому о его конечных результатах  говорить еще трудно. Но уже происходит и набирает свои обороты процесс  формирования в рамках открытого  акционерного общества «Российские  железные дороги» самостоятельных  структурных подразделений для  осуществления отдельных видов  предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, отдельных  специализированных грузовых перевозок  и т.д.). После этого, предполагается реорганизация открытого акционерного общества «Российские железные дороги»  путем выделения в дочерние акционерные  общества самостоятельных структурных  подразделений, осуществляющих отдельные  виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте (услуги по ремонту технических средств  и производству запасных частей, перевозки  пассажиров в пригодном сообщении  и дальнем следовании и т.д.); переход  к свободному ценообразованию в  конкурентных секторах; создание условий  для приобретения компаниями-операторами  магистральных локомотивов; привлечение  инвестиций для развития железнодорожного транспорта и т.д.

Законодателем введен новый  субъект, который обеспечивает осуществления  перевозочного процесса в нашей  стране – владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта. Им может  являться любое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, которые имеют инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию, на основании лицензии или договора.

Сама инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные  пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации  и блокировки, информационные комплексы  и систему управления движением  и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

За МПС России сохранены  функции хозяйственного управления, которые осуществляются при проведении государственной политике в области  железнодорожного транспорта, исходя из требований экономики, обороноспособности и безопасности страны, потребностей населения; при разработке, утверждении  и надзоре над исполнением  нормативных документов; при лицензировании, сертификации и стандартизации на железнодорожном  транспорте в пределах полномочий; при руководстве мобилизационной  подготовки и гражданской обороны; при регулировании в области  перевозок для государственных  нужд и социально значимых перевозок  пассажиров и .т.д.

Железнодорожный транспорт  составляет основу транспортного комплекса  Российской Федерации и имеет  большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение.

В систему МПС России можно  отнести: железные дороги; отделения  железных дорог; их линейные предприятия; промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприятия; предприятия, обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожного транспорта. Главным  оперативным звеном этой системы  является железная дорога.

Согласно закону в настоящее  время на основании лицензии в  сфере обеспечения перевозочного  процесса могут предоставляться  следующие виды услуг и осуществляться следующие виды деятельности:

- перевозка грузов железнодорожным  транспортом;

- перевозка грузобагажа железнодорожным транспортом;

-деятельность по предоставлению  инфраструктуры железнодорожного  транспорта общего пользования  для осуществления перевозок;

Таким образом, наше государство  путем постепенной приватизации и разгосударствлении ряда предприятий  железнодорожно-транспортной инфраструктуры, расширяет виды предпринимательской  деятельности, которые могу предоставляться  отдельными юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями, а значит, создается  основа для формирования конкурентного  сектора в сфере обеспечения  населения транспортными услугами.

Согласно новому закону о  железнодорожном транспорте имущество  железнодорожного транспорта может  находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Под железнодорожными путями общего пользования понимаются железнодорожные  пути на территориях железнодорожных  станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.

Железнодорожные пути необщего пользования это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

На железнодорожном транспорте действуют специальная служба, осуществляющая контроль за обеспечением безопасности движения поездов, а также аварийно-восстановительные  подразделения, ликвидирующие последствия  аварий на железных дорогах. Положения  об этих подразделениях, а также  порядок классификации, служебного расследования и учета нарушений  безопасности движения утверждает МПС  РФ.2

МПС РФ с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию  естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей  компетенции разрабатывает и  в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным  транспортом и правила перевозок  пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

В области перевозочного  процесса на МПС России возложено: обеспечивать координацию работы железных дорог  в целях предупреждения затруднений  с пропуском поездов, регулировать погрузки грузов; разрабатывать и  утверждать нормативные акты по эксплуатации железных дорог, эксплуатации, обслуживанию и ремонту технических средств, связанных с перевозочным процессом; обеспечивать регулирование движения поездов в условиях чрезвычайных ситуаций.

По вопросам, затрагивающим  интересы других видов транспорта, МПС России координирует свою деятельность с органами управления ими (например, с Минтрансом России).

МПС России обеспечивает устойчивое и безопасное функционирование железнодорожного транспорта; создает многопрофильную  сферу услуг, предоставляемых транспортными  предприятиями, подведомственными  ему; разрабатывает стандарты и  нормы, определяющие порядок работы железнодорожного транспорта; руководит  железными дорогами, предприятиями  и объединениями в области  перевозочного процесса; организует оперативное управление этим процессом; разрабатывает и утверждает графики  движения поездов по сети железных дорог, нормативы использования  вагонов и контейнеров, нормативные  документы по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок.

На МПС России возложен контроль за состоянием безопасности движения поездов, за сохранностью перевозимых  грузов. Этот орган также утверждает обязательные для всех предприятий, организаций и граждан нормативные  акты по вопросам правил и условий  перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны порядка, пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном  транспорте.

В области технической  политики Минтранс: определяет совместно  с подведомственными предприятиями  и учреждениями приоритетные направления  технической политики на железнодорожном  транспорте; координирует с Министерством  транспорта РФ вопросы технической  политики в области взаимодействия с другими видами транспорта; определяет структуру и типаж подвижного состава и других технических  средств, используемых на железнодорожном  транспорте; подготавливает предложения  по постановке продукции на серийное производство; и др.

Специальные функции охраны железнодорожного транспорта осуществляются Федеральной службой железнодорожных  войск.

Открытие для постоянной эксплуатации железнодорожных путей  общего пользования осуществляется по решению МПС России на основании  предложений отдельных юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, которым принадлежат указанные  железнодорожные пути.3

Одновременно планируется  формирование в этой сфере конкурентного  сектора, что предусмотрено утвержденной Правительством РФ 15 мая 1998 г. Концепцией структурной реформы железнодорожного транспорта. Развитие конкуренции перевозок  предполагается преимущественно в  области организации доставки грузов и пассажиров.

Концепция исходит из необходимости  создания централизованной железнодорожной  компании по организации хозяйственной  деятельности железных дорог с функциями  хозяйственного регулирования. В качестве результата реформы — передача объектов жилищно-коммунального хозяйства  в муниципальную собственность, акционирование и приватизация предприятий  непрофильной сферы железнодорожного транспорта.

Должна будет проводиться  работа по закрытию убыточных малодеятельных линий или приниматься меры по изысканию источников для покрытия их убыточности.4.

Основной объем перевозок  в нашей стране приходится на железнодорожный  транспорт. В целом со своими задачами железнодорожный транспорт справляется, но в силу причин, от него не зависящих, ежегодно происходит снижение объема грузооборота.

После распада СССР в организации  управления железнодорожным транспортом  возник ряд проблем. Единая транспортная сеть пока сохраняется, а для решения  вопросов, требующих согласования между  странами СНГ, создан Межгосударственный координационный комитет по железнодорожному транспорту. Органы СНГ договариваются о принципах управления перевозочным процессом, обновления и содержания подвижного состава, оплаты перевозок, таможенного контроля, охраны перевозимых грузов, возмещения ущерба и др. В условиях перехода к рыночным отношениям крайне важными задачами стали задачи по всемерному сокращению расходов и улучшению качества обслуживания клиентов.5

Министерство транспорта действует на основании положения о Министерстве транспорта Российской Федерации от 30 декабря 2000г.6

В соответствии с этим положением Министерство транспорта Российской Федерации  является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную  политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса, а также в случаях, установленных  законодательством РФ, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных  органов исполнительной власти.

Полномочия упраздненной федеральной службы воздушного транспорта России и Российского дорожного  агентства, в соответствии с указом Президента, перешли к Минтрансу  РФ.

Транспортный комплекс включает в себя гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический (включая  метрополитен), промышленный (кроме  отнесенного к ведению Министерства путей сообщения Российской Федерации) транспорт и дорожное хозяйство  с входящими в них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют: перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность; работы (услуги), связанные с обслуживанием  пассажиров, грузов, транспортных средств  и их экипажей; и др.

В ведении Министерство транспорта Российской Федерации находятся  федеральные объекты морского и  речного транспорта. Соответственно в его структуре функционируют  отраслевые службы морского и речного  флота.

Руководители названных  служб являются по должности первыми  заместителями Министра транспорта Российской Федерации.

Внутренний водный транспорт  Российской Федерации представляет собой один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего  собой производственно-технологический  комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и  иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации

Основным нормативно-правовым актом регулирующим отношения в  данной области является Кодекс внутреннего  водного транспорта РФ

В области внутреннего  водного транспорта Минтранс осуществляет координацию и взаимодействие с  другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  по вопросам строительства, эксплуатации и содержания внутренних водных путей  и судоходных гидротехнических сооружений.

Министерство транспорта РФ непосредственно или через  территориальные органы и государственные  организации осуществляется контроль за соблюдением законодательства в  области внутреннего водного  транспорта Российской Федерации, охраной  человеческой жизни на внутренних водных путях, дипломированием членов экипажей судов, безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, состоянием внутренних водных путей, обеспечением экологической безопасности при эксплуатации судов, государственной регистрацией судов и прав на них, лоцманской службой.

Информация о работе Управление транспортом