Управление на ж/д транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:13, реферат

Краткое описание

организация перевозок на ж/д транспорте, органы регулирующие деятельность

Содержание

Введение 2

1. Основные принципы, структура, государственные органы, координирующие работу железнодорожного транспорта 3

2. Документы, рекулирующие деятельность ж/д транспорта 13

3. Правовые основы международных железнодорожных перевозок 15

Заключение 16

Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Железнодорожный транспорт.docx

— 50.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

1. Основные принципы, структура, государственные органы, координирующие работу железнодорожного транспорта 3

2. Документы, рекулирующие деятельность ж/д транспорта 13

3. Правовые основы международных железнодорожных перевозок 15

Заключение 16

Список использованной литературы 18

 

 

 

Введение

 

Железнодорожный транспорт, в силу целого ряда причин и обстоятельств, о которых вкратце будет сказано  ниже, стал и по сей день является основой транспортной системы Российской Федерации. Нет сомнений и в том, что и в будущем железным дорогам  будет принадлежать лидирующее положение  в транспортной системе страны. Но дальнейшая глобализация мировой экономики  бросает вызов Российским железным дорогам, подобный тем, с которым  уже пришлось столкнуться другим транспортным компаниям. Постоянный рост экспортно-импортных операций и  вовлечение предпринимателей в мировую  торговлю, требуют адекватных мер  со стороны транспортных компаний, и, прежде всего крупнейшего грузового  перевозчика страны – ОАО «РЖД».

Вхождение России в мировую  экономику не представляется возможным  без вхождения ее транспортных сетей, в том числе и железных дорог. Не случайно в принятой в 2003 году «Транспортной  стратегии России» поставлена задача интеграции железных дорог нашей  страны в мировую транспортную систему  и формирования единого транспортного  пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные принципы, структура, государственные органы, координирующие работу железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт - один из видов транспорта общего пользования. Он находится в ведении Российской Федерации и представляет собой единый производственно-технологический комплекс, с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения.

Железнодорожный транспорт  составляет основу транспортной системы  Российской Федерации. Он во взаимодействии с другими видами транспорта призван  своевременно и качественно обеспечивать потребности в перевозках грузов, формирование рынка перевозок и связанных с ними услуг, эффективное развитие предпринимательской деятельности.

Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок грузов на рынке транспортных услуг достигает 60%.

Производственно-технологический  комплекс железнодорожного транспорта представляет собой сложную инфраструктуру, в основе которой лежит сеть железных дорог, непосредственно обеспечивающих потребности в перевозках. В настоящее время сеть железных дорог на территории Российской Федерации состоит из следующих дорог:

  1. Восточно-Сибирская железная дорога
  2. Горьковская железная дорога
  3. Дальневосточная железная дорога
  4. Забайкальская железная дорога
  5. Западно-Сибирская железная дорога
  6. Калининградская железная дорога
  7. Красноярская железная дорога
  8. Куйбышевская железная дорога
  9. Московская железная дорога
  10. Октябрьская железная дорога
  11. Приволжская железная дорога
  12. Сахалинская железная дорога
  13. Свердловская железная дорога
  14. Северная железная дорога
  15. Северо-Кавказская железная дорога
  16. Юго-Восточная железная дорога
  17. Южно-Уральская железная дорога

Общая протяженность железнодорожных  дорог России составляет 86,2 тыс. км. Железные дороги имеют в своем составе железнодорожные пути. Железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные линии, на которых расположены железнодорожные станции, открытые для выполнения соответствующих операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, производству маневровой работы.

Железнодорожная станция  может быть разделена на места  общего и не общего пользования.

Места общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие железной дороге и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов.

Места не общего пользования - крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие железной дороге или сданные ею в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов. Места не общего пользования могут располагаться и вне железнодорожной станции.

Железнодорожные пути, в  свою очередь, включают железнодорожные  подъездные пути, примыкающие к железнодорожным  путям общего пользования и предназначенные  для обслуживания определенных грузоотправителей, грузополучателей.

Железнодорожный транспортный процесс — это совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых грузоотправителями, железной дорогой, грузополучателями при подготовке, осуществлении и завершении железнодорожных перевозок.

Поскольку железнодорожные  перевозки относятся к естественной монополии, это определяет особые условия  развития и функционирования железнодорожного транспорта — весь транспортный процесс  от начала до конца регулируется транспортным законодательством.

В основе организации перевозочного  процесса на железнодорожном транспорте России лежат следующие принципы:

-организация движения  поездов по графику, координирующему  работу всех подразделений железных  дорог с рациональным использованием  пропускной способности линий,  устройств и сооружений;

-организация работы станций  на основе типовых технологических  процессов приема, отправления, пропуска  поездов, формирования и расформирования  составов, погрузки и выгрузки  грузов, посадки и высадки пассажиров;

-оперативное планирование  эксплуатационной работы для  выполнения графика движения  и технических норм на текущие  сутки и смену;

-организация вагонопотоков и маршрутизация перевозок;

-техническое нормирование  погрузки и выгрузки, размеров  движения на участках, передача  груженых и порожних вагонов  по стыковым пунктам, потребных  парков подвижного состава и  др.;

-диспетчерское руководство  выполнением заданий по перевозкам;

-обеспечение безопасности  движения поездов при проведении  любых видов работ.

Качество эксплуатационной работы дорог оценивается следующими показателями: использованием подвижного состава, себестоимостью перевозок  и производительностью труда.

Использование подвижного состава  характеризуют следующие показатели: скорости движения поездов (техническая, участковая, маршрутная); время нахождения поездов и вагонов на станциях; использование грузоподъемности вагонов; производительность, среднесуточный пробег локомотивов.

Показатели работы станций: время обработки транзитного  поезда; время обработки транзитного  вагона с переработкой; время обработки  местного вагона (погрузка, выгрузка).

Оперативное управление перевозочным процессом на железно-дорожном транспорте обеспечивается многоуровневой системой диспетчерского руководства.

Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте производится централизованно и является исключительной компетенцией федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Управлением сетью железных дорог раньше занималось  Министерство путей сообщения РФ. Распад СССР, деградация экономики непосредственным образом сказались на железных дорогах России. В 1990-е годы практически не строилось новых железных дорог, ухудшилось состояние вокзалов, пригородных поездов и поездов дальнего следования. Осознавая социальное значение убыточных пассажирских перевозок, МПС субсидировало их за счёт грузовых. В то же время, в конце 1990-х и в начале 2000-х годов, на волне роста благосостояния населения МПС предприняло меры по повышению доходов от пассажирских перевозок: был усилен контроль за безбилетным проездом (ограждение перронов, установка турникетов), запущены пригородные поезда-экспрессы повышенной комфортности, начаты т. н. мультимодальные перевозки аэроэкспрессами в аэропорты.

В эти годы МПС осуществляло также вложения в непрофильные проекты, такие как создание альтернативного  оператора дальней связи (вдоль  Транссиба был проложены оптические линии связи), поддержка футбольного  клуба «Локомотив», в том числе  строительство нового стадиона на северо-востоке  Москвы.

В 2001 Правительством РФ была утверждена Программа структурной  реформы на железнодорожном транспорте до 2010 года, предусматривавшая на первом этапе (2001—2002) проведение работ по разграничению  видов деятельности и преобразование МПС в ОАО «РЖД», но втором этапе (2003—2005) — создание АО на базе самостоятельных видов деятельности, рост конкуренции в грузовых перевозках, сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок, на третьем (2006—2010) — переход большей (60 %) части грузового парка в частную собственность, развитие частной собственности на магистральные локомотивы, развитие конкуренции на рынке грузовых перевозок, продажа акций АО, осуществляющих ремонт и обслуживание, частным собственникам, создание Федеральной пассажирской компании, создание совместно с субъектами РФ пригородных пассажирских компаний и их вывод на безубыточную деятельность.

В конце 2003 в рамках программы по разделению регулирующих и хозяйствующих функций МПС РФ все основные активы последнего были переданы во вновь созданное ОАО «Российские железные дороги». Само МПС, просуществовав ещё непродолжительное время, было упразднено, а оставшийся персонал перешёл в Министерство транспорта РФ. ОАО «РЖД», принадлежащее на 100 % Российской Федерации, и его дочерние общества являются основными железнодорожными операторами России. Прочие перевозчики имеют практически незаметную долю рынка, несущественную (по сравнению с РЖД) сеть дорог (в ряде случаев — изолированную от сети железных дорог России) или вовсе не имеют своей инфраструктуры (а только собственный парк вагонов). В 2008 Правительство РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, в которой описан комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог, модернизации и введению новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог. Программа разбита на два этапа: 2008—2015 (1-й этап) и 2016—2030 (2-й этап) и содержит два сценария развития: минимальный (ориентированный на ресурсно-сырьевое развитие России) и максимальный (инновационное развитие). Стратегия, в частности, предусматривает строительство 5,1 тыс. км дорог на 1-м этапе и от 10,8 до 15,5 тыс. км (в зависимости от сценария) — на втором этапе. Так, до конца 2015 должны быть завершены участки Полуночное — Обская — Салехард (856 км), Прохоровка — Журавка — Батайск (748 км), Кызыл — Курагино (460 км), Томмот — Якутск (сдача правобережного участка намечена на 31 декабря 2011 года — укладка «золотого рельса») (включая участок на левом берегу Лены) (450 + 105 км), Нарын-1 — Лугокан (375 км), Паюта — Бованенково (331 км),Обская — Салехард — Надым — Пангоды (~530 км) (с 08.2011 начато строительство моста через Надым) и др.

В случае реализации Стратегии  общая протяжённость железных дорог  России достигнет к 2030 величины от 102,9 (+18 %) до 107,6 (+24 %) тыс. км. В стратегии подчёркивается роль железных дорог в рамках задач укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек экономики. Примечательно в этой связи, что железнодорожный транспорт — единственный, для которого была написана и утверждена отдельная стратегия, которая действует наряду с утверждённой в 2008 Транспортной стратегией РФ до 2030 года.

Планируется реализация совместного  проекта России, Украины, Словакии и  Австрии по строительству железной дороги с колеёй 1520 мм от украинской границы по территории Словакии до Вены. Осуществление этого проекта позволит ускорить развитие транспортных связей между Евросоюзом, странами СНГ и Китаем.

В начале 2011 Правительство РФ продлило реформу железнодорожного транспорта до 2015. К этому времени, как предполагается, произойдет консолидация рынка грузовых перевозок в руках 3-4 крупнейших перевозчиков примерно с равной долей рынка. Кроме того, услуги локомотивной тяги будут частично переданы рыночным игрокам локального уровня (локальным перевозчикам), которые, как предполагается, будут заниматься перевозками на отдельных участках сети железных дорог, в том числе конкурируя с РЖД. Кроме того, планируется перевод отношений между государством и РЖД на т. н. «сетевой контракт». Примечательно, что целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок, представленная Министерством Транспорта Правительству, была разработана РЖД совместно с компанией McKinsey.

Запущены и планируются  системы электронных билетов  и несколько новых пассажирских проектов: высокоскоростное движение (Сапсан), аэроэкспрессы, городские электрички и использование нового вида подвижного состава — рельсовых автобусов.

В настоящее время железные дороги России эксплуатируются тремя группами игроков. В первую группу входят компании холдинга ОАО «Российские железные дороги». Вторая группа — это независимые или условно независимые от ОАО «РЖД» операторы, владеющие как собственной инфраструктурой (железнодорожные пути, сигнальная аппаратура и т. д.), так и парком вагонов. Третья группа состоит из компаний, владеющих только подвижным составом.

В состав ОАО «РЖД» входят 16 железных дорог — филиалов компании. Кроме того, в группу ОАО «РЖД» входит ряд дочерних компаний:

  • ОАО «Федеральная пассажирская компания»
  • ОАО «Первая грузовая компания» (до ноября 2011)
  • ОАО «Вторая грузовая компания»
  • ОАО «ТрансКонтейнер»
  • ООО «Аэроэкспресс» и других.

Информация о работе Управление на ж/д транспорте