Стратегия инновационного развития ОАО "Российские железные дороги" на период до 2015 года (Белая книга ОАО "РЖД")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:19, реферат

Краткое описание

Инновационное развитие ОАО "РЖД" осуществляется в соответствии с задачами, которые определены Стратегиейразвития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 г. N 887-р, а также внутренними нормативными документами общества - Стратегическими направлениями научно-технического развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года (Белая книга ОАО "РЖД") и Концепцией единой технической политики холдинга "РЖД".

Вложенные файлы: 1 файл

Белая книга ОАО РЖД.docx

— 59.37 Кб (Скачать файл)

[стр. 1 из 4]


Стратегия инновационного развития ОАО "Российские железные дороги" 
на период до 2015 года 
(Белая книга ОАО "РЖД") 

 

Введение 

 

Компания ОАО "РЖД" является крупнейшим системообразующим элементом  российской экономики, важнейшим звеном транспортной системы страны, осуществляющим более 40% грузооборота и свыше 35% пассажирооборота транспорта общего пользования в  России.

Железнодорожный транспорт  уже в ближайшем будущем должен стать лидирующим видом транспорта по экономической эффективности, качеству услуг и экологической безопасности при транспортировке массовых грузов и в пассажирских перевозках.

Проводимые в настоящее  время структурные преобразования железнодорожного транспорта коренным образом меняют механизмы управления процессами его функционирования.

Осуществляемая в настоящее  время в компании ОАО "РЖД" системная  реформа затрагивает все уровни управления и все сферы её деятельности. Выделяются дочерние компании, изменяется система управления с учетом требований рынка транспортных услуг, с одновременным  обеспечением единства управления и  безопасности функционирования ОАО "РЖД".

Такие масштабные изменения  затрагивают всю систему базисных принципов транспортного комплекса  России и требуют определения  новых целей, задач, новой стратегии  функционирования в современных  условиях и построения адекватной эффективной  системы управления компанией.

Инновационное развитие ОАО "РЖД" осуществляется в соответствии с задачами, которые определены Стратегиейразвития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 г. N 887-р, а также внутренними нормативными документами общества - Стратегическими направлениями научно-технического развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года (Белая книга ОАО "РЖД") и Концепцией единой технической политики холдинга "РЖД".

ГАРАНТ:

Здесь и далее  по тексту допущена опечатка. Номер  названного Распоряжения следует читать как "877-р"

Стратегические направления  научно-технического развития ОАО "РЖД" до 2015 года были разработаны в 2007 году и до настоящего времени являются основным программным документом, определяющим инновационное научно-техническое  развитие компании ОАО "РЖД".

Определенные руководством страны задачи инновационного развития экономики обусловили потребность  актуализации Белой книги ОАО "РЖД", внесения в нее уточнений и дополнений в соответствии с изменившимся уровнем научно-технического и технологического развития компании, машиностроительного комплекса страны, а также уже полученными результатами реализации инновационного развития ОАО "РЖД".

В 2010 году Поручением Президента Российской Федерации по результатам  работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 4 января 2010 N Пр-22 и решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 03.08.2010 N 4 п.4) перед государственными корпорациями и акционерными обществами с государственным участием поставлена задача разработки и реализации программ инновационного развития.

Для разработки программы  инновационного развития требуется  адекватная оценка существующего технологического уровня компании в сравнении с  конкурентами в России и за рубежом. Рекомендации по разработке программ инновационного развития, утверждённые решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, предусматривают проведение независимого комплексного и документированного анализа (технологического аудита), включая оценку относительно доступных лучших аналогов (в соответствии с мировым уровнем развития науки, техники, технологий). Если же в компаниях уже имеются разработанные ранее программы инновационного развития, при разработке которых уже был выполнен технологический аудит, повторного его проведения не требуется.

В ОАО "РЖД" технический  уровень развития компании был определён  в 2007 году с участием экспертов Российской академии наук, с учётом мировых  тенденций социально-экономического развития и долгосрочных технологических  прогнозов, разработанных Минобрнауки России и РАН и приведённых в "Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. N 877р. Результаты оценки существующего технологического уровня компании закреплены в "Стратегических направлениях научно-технического развития ОАО "РЖД" на период до 2015 г." (Белая книга ОАО "РЖД"), утвержденных президентом компании В.И. Якуниным 31.08.07, как основа дальнейшего инновационного развития.

ОАО "РЖД" при формировании программы инновационного развития будет стремиться максимально использовать все созданные к настоящему времени научно-технические достижения и имеющийся научно-технический и интеллектуальный потенциал. При этом программа инновационного развития должна быть интегрирована в бизнес-стратегию развития компании и содействовать решению общих задач расширения рыночного потенциала холдинга "РЖД", роста его конкурентоспособности, повышения доходности и эффективности производственно-хозяйственной деятельности, в том числе с учетом негативных макроэкономических условий.

Бизнес-подход к развитию холдинга, условия его сбалансированного  устойчивого развития и новая  система его управления определены Стратегией развития холдинга "РЖД" на период до 2030 года и основными приоритетами его развития на среднесрочный период до 2015 года.

Актуализация стратегических направлений научно-технического развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года (Белая  книга ОАО "РЖД"), утвержденных 31.08.2007 N 964, проведена во исполнение решения Совета директоров ОАО "РЖД" от 27.04.2010 и выполнения Поручения Президента Российской Федерации по результатам работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 4 января 2010 N Пр-22 и решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (протокол от 03.08.2010 N 4 п.4). 

 

1. Цель и задачи  Стратегии 

 

Стратегическая цель инновационного развития ОАО "РЖД" заключается  в эффективном развитии конкурентоспособного на мировом рынке транспортного  бизнеса с учетом реализации ответственности  национального перевозчика и  владельца железнодорожной инфраструктуры на основе принципа достижения эффективности  результатов при постоянном росте  качества предоставляемых услуг  и высоком уровне инноваций, безопасности перевозок, управленческой культуры и  социальной ответственности бизнеса.

Реализация такой широкомасштабной цели требует решения ряда крупных  научно-технических проблем, обеспечивающих технологический фундамент.

Цель инновационного развития ОАО "РЖД" направлена на достижение параметров экономической эффективности, экологической и функциональной безопасности и устойчивости отечественного железнодорожного транспорта общего пользования, определенных транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года и стратегией развития холдинга "РЖД" на период до 2030 года и основных приоритетов его развития на среднесрочный период до 2015 года.

Инновационное развитие железнодорожного транспорта и достижение стратегической цели ОАО "РЖД" связаны с успешным решением следующих задач:

- принципиальное повышение  эффективности работы ОАО "РЖД", достижение высокой рыночной  капитализации холдинга на основе  внедрения новейших методов и  средств управления, технологий  и техники перевозочного процесса, создания принципиально новых  комплексных форм обслуживания  клиентов;

- достижение уровня производительности  труда, соответствующего лучшим  показателям мировых лидеров  железнодорожного транспорта, в  том числе за счет проведения  эффективной политики управления  персоналом;

- создание условий устойчивого,  безопасного и эффективного функционирования  железнодорожного транспорта как  организующего элемента транспортной системы страны для реализации основных геополитических и геоэкономических целей Российского государства;

- формирование инфраструктурного  базиса единого транспортного  пространства российской экономики;

- обеспечение рационального  взаимодействия с другими видами  транспорта на основе логистических  принципов при организующей роли  железнодорожного транспорта;

- обеспечение транспортной  доступности точек ресурсного  обеспечения и промышленного  роста, а также мест работы, отдыха, лечения, образования, национальных  культурных ценностей для граждан  России;

- приведение уровня качества  транспортных услуг и безопасности  перевозок в соответствие с  требованиями населения и экономики  и лучшими мировыми стандартами;

- создание достаточных  провозных способностей и необходимых  резервов для полного удовлетворения  спроса на перевозки при конъюнктурных  колебаниях в экономике;

- обеспечение глубокой  интеграции в мировую транспортную  систему;

- поддержание высокого  уровня готовности к деятельности  в чрезвычайных ситуациях, соответствующего  требованиям обороноспособности  и безопасности страны;

- повышение инвестиционной  привлекательности железнодорожного  транспорта;

- снижение транспортной  нагрузки на окружающую среду;

- внедрение высоких стандартов  организации труда, его максимальной  производительности и достижения  на этой основе устойчивого  обеспечения перевозочного процесса  квалифицированными кадрами.

Все эти задачи, сформулированные в стратегических направлениях научно-технического развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года, утверждённых в 2007 году, успешно  решались компанией и остаются, по-прежнему, весьма важными и в настоящее  время.

Решением Совета Директоров ОАО "РЖД" от 27.04.2010 определено, что  приоритетом инновационного развития ОАО "РЖД" является достижение высокой  эффективности деятельности общества "РЖД" за счет технологической  модернизации и инновационного развития компании, реализуемой путем:

- развития существующих, разработки и внедрения новых  "технологических платформ";

- повышения энергоэффективности и внедрения ресурсосберегающих технологий;

- создания современных  транспортно-логистических систем, включая высокоскоростное и скоростное  движение;

- развития интеллектуальных  систем управления перевозочным  процессом на базе современных  цифровых телекоммуникационных  и спутниковых технологий, специализированных  информационно-управляющих систем;

- кардинального обновления  подвижного состава и объектов  инфраструктуры в соответствии  с требованиями лучших мировых  стандартов.

В разделе 4 настоящей Стратегии задачи инновационного развития железнодорожного транспорта, приведенные в Белой книге ОАО "РЖД", актуализированы с учетом сформулированных выше приоритетов и представлены как стратегические направления инновационного развития холдинга "РЖД" на период до 2015 года. 

 

2. Оценка технического  уровня развития компании 

 

Для разработки программы  инновационного развития требуется  адекватная оценка существующего технического уровня компании в сравнении с  конкурентами в России и за рубежом. Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, утверждённые решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 03.08.2010, протокол N 4 предусматривают проведение комплексного и документированного анализа (технологического аудита), включая оценку относительно доступных лучших аналогов (в соответствии с мировым уровнем развития науки, техники, технологий), а именно:

- текущего состояния применяемых  компанией оборудования и технологий;

- существующих продуктов  и услуг, а также используемых  объектов интеллектуальной собственности  (результатов интеллектуальной деятельности);

- организационно-управленческих  и производственно-технологических  процессов.

Технический уровень развития ОАО "РЖД" был определён в 2007 году с участием экспертов Российской академии наук. Результаты оценки существующего  технологического уровня компании закреплены в "Стратегических направлениях научно-технического развития ОАО "РЖД" на период до 2015 г." (Белая книга ОАО "РЖД"), утвержденных президентом компании В.И. Якуниным 31.08.2007.

Технический уровень развития отечественной железнодорожной  техники характеризуется следующим  образом.

Информация о работе Стратегия инновационного развития ОАО "Российские железные дороги" на период до 2015 года (Белая книга ОАО "РЖД")