Железнодорожный транспорт как отрасль материального производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:23, реферат

Краткое описание

Термин "транспорт" происходит от латинского слова "transporto", что значит "переношу, перевожу, перемещаю". В этом слове отражена главная суть транспорта – перемещать в пространстве любые вещества, предметы и живые объекты в виде грузов и людей (пассажиры). Однако кроме изначального смысла этот термин стал употребляться в других значениях. Таким образом, транспорт по праву отнесен к категории материального производства, и вместе с тем он является особой отраслью, обладающей своей спецификой, которая определяет своеобразие на нем процесса производства и его продукции, а также техники, технологии, организации и управления. Понимание специфики транспорта имеет большое значение для определения места транспорта в системе народного хозяйства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Особенности транспортной продукции………………………………….5
2. Достоинства и недостатки железнодорожного транспорта. Сфера взаимодействия и конкуренции с другими видами транспорта…………10
3. Основные показатели грузовых и пассажирских перевозок………….22
Заключение ………………………………………………………………....32
Список использованной литературы и источников……………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 105.98 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1.Особенности транспортной  продукции………………………………….5

2. Достоинства и недостатки железнодорожного транспорта.  Сфера взаимодействия и конкуренции с другими видами транспорта…………10

3. Основные показатели  грузовых и пассажирских перевозок………….22

Заключение ………………………………………………………………....32

Список использованной литературы и источников……………………....33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Термин  "транспорт"   происходит    от    латинского    слова "transporto", что значит "переношу, перевожу, перемещаю".  В этом слове отражена главная суть  транспорта – перемещать  в пространстве любые вещества, предметы и живые объекты в виде грузов и людей (пассажиры). Однако кроме  изначального  смысла  этот термин стал употребляться в других значениях. Так,  в  определенном контексте под словом "транспорт" понимают:

1)   отрасль народного хозяйства, имеющую своим назначением перевозку грузов и пассажиров;

2)   комплекс технических средств, обеспечивающих  передвижение материальной продукции и людей;

3)   собственно процесс перемещения груза или  людей  (пассажиров) в пространстве, который чаще обозначается словом "транспортировка";

4)   поток транспортных единиц, движущийся по водному пути (суда), по улице или дороге (автомобили);

5)   отдельную партию груза,  следующую  в  определенный  пункт назначения и конкретный адрес;

6)   род человеческой деятельности или специальность.

Транспорту присущи все три непременных элемента, которые  характерны для любой отрасли материального производства, а именно:

·  средства труда, т. е. средства транспорта; 

·  предметы  труда, т. е. объекты  перевозки  (грузы  и  пассажиры); 

·  целесообразная деятельность людей, т. е. труд.

    Таким образом, транспорт по праву отнесен  к  категории  материального производства, и вместе с тем он является  особой отраслью, обладающей своей спецификой, которая определяет  своеобразие на нем процесса производства и его продукции,  а  также техники, технологии, организации и управления. Понимание  специфики  транспорта имеет большое значение для определения места транспорта  в системе народного хозяйства.

    Иначе говоря, процесс производства собственно  на транспорте – это само  продвижение грузов и пассажиров  из пунктов отправления в  пункты назначения, а готовая продукция транспорта  – законченная их перевозка. При этом важно понять, что в отличие от других  отраслей материального производства, продукция транспорта  вырабатывается и реализуется одновременно и, следовательно, ее  невозможно заготовить впрок или резервировать в отличии от продукции материального производства, которую можно выработать и сложить в запас с тем, чтобы потом реализовать ее в период неожиданного сбоя или запланированного снижения текущего  производства.  С этой точки зрения транспорт представляет более  сложную  отрасль, чем любое другое материальное производство.

 В структуре транспорта важное место занимает транспорт железнодорожный. Железнодорожный транспорт - одна из наиболее важных отраслей материального производства, которая является частью экономической деятельности, и связана с увеличением степени удовлетворения людей и предпринимательства при помощи изменения географического положения товаров и людей.

Учитывая вышесказанное, тема данной работы актуальна и представляет интерес для дальнейшего исследования.

Цель работы - закрепление и углубление знаний железнодорожного транспорта как отрасли материального производства.

Исходя из цели, можно сформулировать задачи исследования:

1) определить особенности  транспортной продукции;

2) выявить достоинства  и недостатки железнодорожного  транспорта, а так же определить  сферы взаимодействия и конкуренции  с другими видами транспорта ;

3) рассмотреть основные  показатели грузовых и пассажирских  перевозок.

 

 

 

1. Особенности транспортной  продукции

ТРАНСПОРТНАЯ ПРОДУКЦИЯ - результат пространственного перемещения пассажиров и грузов с целью удовлетворения производственных, социально-культурных и других потребностей населения страны, ее регионов и отдельных граждан. Осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями и районами страны, транспорт существенно влияет на масштабы производства и его темпы, относится к главнейшим сферам материального производства. 
 
          Транспортной продукции свойственны определенные особенности. Транспорт не производит новой вещественной продукции, а, являясь продолжением процесса производства, участвует в процессе обращения, доставляя продукцию к месту потребления. Транспортную продукцию нельзя накопить, поэтому в задачу транспортного производства входит не создание запасов, а обеспечение оптимальной пропускной и провозной способности, в первую очередь на направлениях с быстрорастущими объемами перевозок. Особенностью транспортной продукции является и то, что она не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости на транспорте примерно вдвое выше, чем в промышленности, а затраты на амортизацию, топливо и электрическую энергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов. Для снижения себестоимости перевозок необходимо увеличивать производительность труда, более эффективно использовать транспортные мощности (особенно подвижной состав), сокращать расходы топлива и электроэнергии. Кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транспорте реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс. Следовательно, требование полного и своевременного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы относятся не только к перевозке - конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к процессу транспортного производства. Вследствие этого важное значение на транспорте имеют ускорение и бесперебойность перевозок, сокращение сроков доставки и улучшение сохранности грузов, безотказность в работе всех производств, звеньев, а также каждого вида транспорта и транспортной системы в целом. 
 
Перемещая средства и предметы труда, рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи между звеньями производства, порождаемыми технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт. Перемещая различную продукцию между производителями (грузоотправителями) и потребителями (грузополучателями), транспорт осуществляет связи, возникающие из-за территориального разделения труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в ходе процесса общественного разделения труда выделился в специфический межотраслевой комплекс. Перевозки в сфере обращения выполняются всеми видами транспорта общего пользования - ж.-д., морским, речным, автомобильным, воздушным и трубопроводным, которые вместе с системой складов и подъездными путями предприятий и организаций составляют материальную основу процесса обращения. 
В связи с тем, что продукцией транспорта является не конкретная материальная вещь, а комплекс определенных действий под обобщающим названием — перевозки, в транспортной логистике всегда является актуальной проблема качества управления. 
    Транспортная продукция имеет натуральную, условно-натуральную и стоимостную формы.  
    Продукция грузового транспорта в натуральном выражении измеряется в тонно-километрах нетто, пассажирского - в пассажиро-километрах (пассажирооборот), трубопроводного - в тонно-километрах перекачанной нефти (нефтепродуктов) и в кубических метрах перекачанного газа.  
    Условно-натуральный показатель объема транспортной продукции исчисляется в приведённых тонно-километрах путем суммирования тонно-километров нетто перевезенных грузов и пассажиро-километров.  
    Стоимостный показатель на всех видах транспорта определяется как объем реализованной продукции, выражаемый суммой полученных доходов (выручки) от всех видов перевозок и оказания дополнительных услуг по установленным транспортным тарифам.  
    Факторы роста показателя транспортная продукции - повышение производительности труда; расширение видов транспортных услуг; использование более качественно подвижного состава; улучшение качества дорог федерального и местного значения; повышение эффективности управления; увеличение скорости движения транспорта; оптимизация уровня транспортных тарифов; умелое использование льготных тарифов, особенно для перевозки грузов социального значения, а также для перевозки пассажиров; учет местных условий при утверждении транспортных тарифов.  
       В качестве измерителей транспортной продукции используются показатели перевозочной работы - грузооборот и пассажирооборот.

Транспортная продукция как собственно процесс передвижения подвижных транспортных средств представляет собой лишь отраслевой интерес, тогда как общественно полезный транспортный эффект, т.е. количество перевезенных при этом пассажиров и грузов, – полезный общегосударственный результат от использования транспортного потенциала страны. 
      Поскольку транспортная продукция и транспортный эффект создаются одновременно, то многие исследователи ошибочно отождествляют их, принимая отраслевой эффект за общегосударственный, тогда как это две взаимосвязанные, но совершенно различные по социально-экономической природе категории. К сожалению, на практике в настоящее время преобладает именно ошибочная точка зрения, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, вплоть до отождествления роли транспорта в повышении экономической эффективности общественного производства с ролью в этом промышленности, сельского хозяйства и строительства, т.е. отраслей материального производства, самостоятельно производящих натурально-вещественную продукцию, что несвойственно транспорту.  
    Второй  существенной особенностью транспортной продукции, отличающей ее от натурально-вещественной продукции промышленности, сельского хозяйства и строительства, является неотделимость ее от процесса производства. Поэтому транспортная продукция либо одновременно с ее производством полностью или частично потребляется, либо полностью или частично теряется, нанося при этом не только большой экономический ущерб, но и существенный экологический вред обществу и окружающей среде. Транспортная продукция не может существовать изолированно от процесса ее производства, как это свойственно продукции других отраслей материального производства. Именно это специфическое свойство транспортной продукции объективно обусловливает невозможность создания ее запасов с целью использования в критические моменты "пикового" спроса на транспортные услуги: посевная или уборочная компании в сельском хозяйстве, сезоны отдыха трудящихся, благоприятное время для строительных работ и т.п. Учет этой особенности транспортной продукции обязателен при разработке долгосрочной государственной стратегии развития и совершенствования материально-технической базы транспортного комплекса. Данная особенность транспортной продукции обусловливает еще одно ее специфическое свойство - невозможность территориальной взаимозаменяемости и взаимодополняемости, т.е. недостаток транспортной продукции в одном регионе не может быть компенсирован избытком ее производства в другом регионе. Это означает необходимость предусмотреть в государственной транспортной стратегии обязательность обеспечения одинаковых уровней транспортного обслуживания во всех регионах страны, т.е. одинаковой степени сбалансированности развития материально-технических баз региональных транспортных комплексов с транспортными потребностями регионов, что и обеспечит формирование наиболее рациональной отраслевой и региональной структуры материально-технической базы единого транспортного комплекса России. 
      Именно раскрытые выше экономическая  природа транспорта и специфические  свойства транспортной продукции  объективно придают транспорту  статус естественной монополии со всеми вытекающими отсюда последствиями, учет которых крайне необходим при разработке государственной транспортной политики.  
    Таким образом, транспорт – это особая, специфическая, инфраструктурная отрасль  материального производства, самостоятельно не производящая натурально-вещественной продукции, а лишь обеспечивающая необходимые общие условия для нормального функционирования производственной и непроизводственной сфер экономики и удовлетворения транспортных нужд населения. Транспортный работник производит особый вид продукции – непосредственный процесс перемещения подвижного транспортного средства (автомобиля, ж.д. состава, самолета, плавучего средства и т.п.), которое способно при этом перемещать пассажиров или грузы, а часто и то и другое вместе.

   Отсюда и вытекает  главная особенность транспортной  продукции, состоящая в том, что  процессы ее производства и  потребления (полной или частичной  потери, если транспортное средство  движется недозагруженным до проектной вместимости или грузоподъемности) всегда точно совпадают по времени и месту. Поэтому транспортную продукцию нельзя, в отличие от натурально-вещественной, накопить на складах и использовать в другое время или в другом место, а можно лишь создавать необходимый производственный потенциал (резерв) основных фондов транспорта для полного, своевременного и качественного удовлетворения общественных транспортных потребностей в грузовых и пассажирских перевозках.

 

 

 

 

 

2. Достоинства  и недостатки железнодорожного  транспорта.  Сфера взаимодействия  и конкуренции с другими видами  транспорта.

 

Каждому виду транспорта присущи свои достоинства и недостатки, которые должны учитываться в принятии решения о выборе того или иного вида транспорта. Выбор эффективного вида транспорта в условиях конкуренции производится на основе технико-экономических расчётов с учётом конкретных требований рынка на перевозки. При использовании железнодорожного транспорта необходимо учитывать следующие особенности и преимущества технико-экономических характеристик.

 

Преимуществом железнодорожного транспорта является:

1) Независимость от природных  условий (строительство железных  дорог практически на любой  территории, возможность ритмично  осуществлять перевозки во все  времена года, в отличие от  речного транспорта). Современная  техника позволяет прокладывать  железные дороги в любых районах, однако строительство и эксплуатация  дорог в горах значительно  дороже, чем на равнинах. Около 70 % железных дорог в стране имеют  подъемы от 6 до 10%.

Большие подъемы - от 12 до 17% - на магистральных дорогах встречаются на Урале (особенно на линии Пермь - Чусовская - Екатеринбург), в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Прямая трасса и пологий профиль железнодорожной линии с эксплуатационной точки зрения эффективны. Однако при проектировании трассы путь часто удлиняется для подхода к крупным городам и промышленным центрам, расположенным в стороне от прямой линии. При выборе трассы железной дороги учитывается возможность осыпей, обвалов. Неблагоприятные климатические условия затрудняют строительство и эксплуатацию дорог.

2) Эффективность железнодорожного  транспорта становится ещё более  очевидной, если учесть такие  его преимущества, как высокие  скорости подвижного вагонопотока, универсальность, способность осваивать грузопотоки практически любой мощности (до 75-80 млн. т. в год в одном направление) т.е. высокая пропускная и провозная способность, исчисляемая десятками миллионов тонн грузов и миллионами пассажиров в год в каждом направлении.

3)Железнодорожный транспорт  обеспечивает возможность сравнительно  быстрой доставки груза на  большие расстояния.

4)Железнодорожный транспорт  дает возможность создать удобную  прямую связь между крупными  предприятиями, что сокращает число  дорогостоящих перевозок грузов.

5) Высокая манёвренность  в использовании подвижного состава (возможность регулировки вагонного  парка, изменения направления грузопотоков  и т. п.);

6) Регулярность перевозок.

7) Возможность эффективной  организации выполнения погрузочно-разгрузочных  работ.

8) Существенным преимуществом  железнодорожного транспорта является  сравнительно невысокая себестоимость  перевозки грузов. Из факторов, влияющих  на себестоимость перевозок грузов  по железным дорогам, выделяются:

а) направление перевозки;

б) размещение грузооборота (грузонапряжённость на 1 км пути);

в) техническое оснащение линии (число путей, величина подъема, род тяги - паровая, тепловозная, электровозная);

г) район расположения линии;

в) время года.

Все эти факторы зависят от экономико-географических условий. Экономико-географические особенности районов, которые определяют виды грузов, направление и размер их вывоза или завоза, обуславливают транспортные связи.

9) Наличие скидок.

10) Возможность сооружения на любой сухопутной территории, а с помощью мостов, тоннелей и паромов — осуществления железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин);

11) Массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог (до 80—90 млн т грузов по двухпутной или 20—30 млн т по однопутной линии в год);

12) По сравнению с водным транспортом, как правило, более короткий путь перевозки грузов (в среднем на 20%);

13) Этот вид транспорта является самым экологически чистым.

 

Как мы смогли убедиться, список достоинств железнодорожной доставки весьма велик, но это не отменяет наличие у нее ряда недостатков.

К таким недостаткам следует отнести:

1) В первую очередь необходимо отметить такой минус как невозможность осуществления доставки «до дверей». Заказчик вынужден нанимать автотранспорт, чтобы перевезти свои товары от железнодорожной станции до нужного места, а это порой значительно увеличивает стоимость перевозки.

Информация о работе Железнодорожный транспорт как отрасль материального производства