История железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

Вряд ли найдется и в нашей стране человек, который ни разу ни прибегал к услугам железной дороги, будь то простая поездка на дачу или путешествие к морю.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.

Содержание

Введение…………………………………………………………….………………...……….3
История железнодорожного транспорта………………………………………….…4
Предпосылки появления железных дорог……………………..…………….4
Появление рельсового пути……………………………………………….….4
Появление паровоза………………………………………………...…………4
Первые железнодорожные опыты……………………………………………4
Становление железных дорог…………………………………………...……4
Железнодорожный туризм. Проблемы и перспективы развития…………….……6
Особенности железнодорожного транспорта………………………………..……10
Услуги и сервис на железных дорогах……………………………………….……14
Заключение…………………………………………………….…………………………....21
Список использованных источников и литературы…………..………….....…………….22

Вложенные файлы: 1 файл

История железнодорожного транспорта.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение…………………………………………………………….………………...……….3

  1. История железнодорожного транспорта………………………………………….…4
        1. Предпосылки появления железных дорог……………………..…………….4
        2. Появление рельсового пути……………………………………………….….4
        3. Появление паровоза………………………………………………...…………4
        4. Первые железнодорожные опыты……………………………………………4
        5. Становление железных дорог…………………………………………...……4
  2. Железнодорожный туризм. Проблемы и перспективы развития…………….……6
  3. Особенности железнодорожного транспорта………………………………..……10
  4. Услуги и сервис на железных дорогах……………………………………….……14

Заключение…………………………………………………….…………………………....21

Список использованных источников и литературы…………..………….....…………….22

 

 

Введение.

Вряд ли найдется и в нашей  стране человек, который ни разу ни прибегал к услугам железной дороги, будь то простая поездка на дачу или путешествие к морю.

Туризм является одной из ведущих  и наиболее динамичных отраслей экономики  и за быстрые темпы он признан  экономическим феноменом столетия.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития.

У нас почти позабыт довольно популярный в прошлом вид туризма - железнодорожный. Принцип его действия прост - к пассажирскому составу прицепляется туристский вагон. Его отцепляют по мере необходимости - для проведения экскурсий. Кроме этого в недалеком прошлом формировались туристские поезда.

Железнодорожный туризм - путешествие, совершаемое по железной дороге на специализированном железнодорожном транспортном средстве, физическими лицами продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года, либо меньше двадцати четырех часов, но с ночевкой, в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью.

 

  1. История железнодорожного транспорта.
        1. Предпосылки появления железных дорог.

Появление паровой машины и прообраза  локомотива.

В 60 — 80-х годах XVIII века сначала  в Англии, а затем и в других странах начался промышленный подъём. Вместо ручного труда появилось машинное производство, вместо ремесленных мастерских и мануфактур — крупные промышленные предприятия.

В 1763 году русский инженер И. И. Ползунов представил проект парового двигателя  для подачи воздуха в плавильные печи. Паровая машина Ползунова имела мощность 40 лошадиных сил.

Настоящую революцию в промышленности произвела паровая машина, созданная  инженером Джеймсом Уаттом в 1784 году. Универсальность паровой машины Уатта позволяла применять её на любом производстве и на транспорте. Паровой двигатель дал мощный толчок развитию транспорта.

        1. Появление рельсового пути.

В 1755 году для перевозки породы на рудниках Алтая уже был построен узкоколейный путь с деревянными  рельсами, по которым двигались деревянные же вагонетки. Вдоль пути была натянута тросовая петля. Для приведения её в движение использовались лошади, вращавшие шкив.

В 1788 году в Петрозаводске появляется первая в России железная дорога (она  же - первая железная дорога в мире заводского назначения). Железная дорога была построена на Александровском заводе для нужд предприятия.

        1. Появление паровоза.

Долгое время железнодорожные  пути сооружались только на рудниках, но потом получили распространение  пассажирские дороги с конной тягой. Первая такая рельсовая дорога была устроена в 1801 году в Англии между Уондсвортом и Кройдоном. Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком.

        1. Первые железнодорожные опыты.

Первой железной дорогой, на которой  были организованы регулярные пассажирские перевозки, стала в 1807 году Железная дорога Суонси и Мамблза в Уэльсе. Так как работоспособных паровозов в то время ещё не было, в качестве тяговой силы использовались лошади.

        1. Становление железных дорог.

Европа. Первая в мире железная дорога общего пользования с паровой тягой была построена в Англии Джорджем Стефенсоном в 1825 году — между Стоктоном и Дарлингтоном, и была протяжностью 40 километров (26 миль). Первая железная дорога между относительно крупными городами была открыта в 1830 году и соединила промышленный центр Манчестер с портовым городом Ливерпуль (56 км). На линии также использовались паровозы Стефенсона. К 1840 году протяжённость железных дорог в Великобритании составила 2390 км.

Америка. Первые короткие железные дороги на паровой тяге для промышленных нужд появились в США в конце 1820-х годов. Первая дорога для общественного пользования с пассажирским движением открылась в 1830г. штате Мэриленд (Baltimore and Ohio Railroad). За 10 лет 1830-1840 протяжённость железных дорог в США увеличилась с 40 миль до 2755 миль (4,4 тыс. км).

Россия. Российское правительство озаботилось вопросами прокладки железной дороги в начале XIX века. Базой для этого направления стал Департамент водных коммуникаций, созданный в 1798 году по утверждённому императором Павлом I проекту. Организацию возглавил Н. П. Румянцев. Департамент при Румянцеве действовал успешно, активно развивался и в 1809 году расширил свои полномочия и был переименован в Управление водяными и сухопутными сообщениями. На базе, построенной Румянцевым, в том же 1809 году был создан военный Институт корпуса путей сообщения.

После победы в Отечественной войне 1812 года работы над усовершенствованием  системы коммуникаций были продолжены. В завершающую стадию они вступили во второй четверти XIX века. Институт корпуса путей сообщения выпустил плеяду высококвалифицированных, современных специалистов для строительства и эксплуатации российских железных дорог.

Одновременно с подготовкой  инженерных кадров Ф. Герстнером была построена Царскосельская железная дорога, связавшая столицу с Царским селом. Этот полигон позволил выполнить следующую задачу — строительство двухпутной железной дороги Санкт-Петербург - Москва.

В 1851 году Николай I поделил технический  персонал обслуживающий железнодорожные  пути на роты и с 6 августа появились железнодорожные войска. Согласно указу императора было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты общей численностью 4340 человек, что и положило начало формирования первых военно-железнодорожных подразделений. Им было предписано поддержание в исправном состоянии железнодорожного пути, обеспечение бесперебойной работы станций охраны мостов и железнодорожных переездов. С 6 августа 1851 года и до сегодняшнего времени празднуют день железнодорожных войск.

 

  1. Железнодорожный туризм. Проблемы и перспективы развития.

Проведение структурной реформы  на железнодорожном транспорте предусматривает  введение новых дополнительных видов  деятельности, связанных с обслуживанием  пассажиров, среди которых и развитие железнодорожного туризма.

Следует напомнить, что туризм начал  развиваться именно на железной дороге, когда 5 июля 1841 г. английский предприниматель  Томас Кук организовал путешествие  для 570 человек по железной дороге в  поезде, где пассажирам был предоставлен комплекс услуг, включавший в себя питание и духовой оркестр для развлечения.

В нашей стране железнодорожный  туризм активно начал развиваться  во времена Советского Союза. Первые путешествия на дальних туристско-экскурсионных  поездах были организованы Центральным советом по туризму и экскурсиям совместно с Министерством путей сообщения еще в 1960-х годах. Тогда было, организовано пять туристско-экскурсионных поездов, которые обслуживали чуть более 2000 человек.

Содержание, формы и виды железнодорожных  туристических поездок были весьма разнообразны. Самыми массовыми стали путешествия в графиковых поездах, следующих по регулярному расписанию. В 1980-х годах ежегодно путешествовало более 4 млн. человек. Иные формы железнодорожного туризма представляли собой поездки на специальных туристско-экскурсионных поездах, предназначенных только для туристов.

К 1983 г. существовало уже более 1600 туристских рейсов, услугами которых пользовались около 650 тыс. человек. При этом продолжительность  путешествий варьировалась от одного до 32 дней. Такой вид отдыха постепенно становился все более популярным, завоевывая симпатии любителей туризма и экскурсий.

Самым популярным маршрутом считалось  «Транссоюзное железнодорожное  путешествие», начинавшееся во Владивостоке и проходившее через Сибирь, Москву, Ленинград, Ригу, Таллинн, Вильнюс, Киев, Крым. Пользовались спросом и маршруты по древним русским, крупнейшим украинским, кавказским городам и городам Прибалтики, а также маршрут по Кругобайкальской железной дороге и др. Помимо внутрисоюзных путешествий на туристских поездах организовывались поездки в зарубежные страны.

Туристско-экскурсионные бюро занимались также организацией однодневных  туристских поездов «Снежинка», «Лыжник», «Турист». Среди туристских поездов  в свое время были очень популярны и так называемые «поезда здоровья», появившиеся в 1966 г.

После распада Советского Союза, к  сожалению, туризм утратил свой массовый характер. И сегодня понятие «железнодорожный туризм» используется лишь в узких  кругах и не принимается даже многими специалистами. Тем не менее, богатейший опыт, накопленный в советское время, может стать основой для возрождения этого вида отдыха и его развития на совершенно новом качественном уровне.

Существующий зарубежный опыт свидетельствует  о том, что железнодорожные компании активно участвуют в развитии туризма и успешно ведут туристическую деятельность. В этом отношении интересен опыт работы железнодорожных компаний Германии, Швейцарии, Швеции, Испании, США, Индии, ЮАР и других стран. Так, на железных дорогах Германии при подразделении по пассажирским перевозкам создано отделение путешествий и туризма, которое реализует как комплексные туристские маршруты с размещением в принадлежащих ему гостиницах и экскурсиями на собственных автобусах, так и предлагает пассажирам различные пакеты услуг «поезд + …» при покупке железнодорожных билетов. Это свидетельствует о том, что туристская деятельность железнодорожных компаний приносит им устойчивые доходы и позволяет решать существующие финансовые проблемы.

В России, где на долю железных дорог приходится более 40% пассажирских перевозок, развитие железнодорожного туризма, безусловно, должно представлять особый интерес. Это подтверждают и результаты исследований, проведенных специалистами кафедры «Сервис и туризм» МИИТа на железнодорожных вокзалах Москвы. В ходе исследований было опрошено 3000 пассажиров. При этом на вопрос, как Вы относитесь к развитию железнодорожного туризма, положительно ответили 74%, или 2210 человек, отрицательно - 6% (182 человека), затруднились с ответом 20%, т.е. 608 человек.

Приключенческий вид туризма интересует 9% респондентов, отдых - 48%, культурный (познавательный) - 18%, религиозный - 2%, лечебно-оздоровительный - 9%, пляжный - 18% опрошенных.

Для 20% респондентов интересны однодневные специализированные железнодорожные туристические маршруты. Непродолжительные (2-3 сут.) поездки представляют интерес для 35%, многодневные (отели на колесах) - для 17% опрошенных. Не интересны железнодорожные маршруты для 14% и затруднились с ответом 14% опрошенных.

Результаты проведенного опроса говорят  о том, что большинство респондентов положительно относятся к развитию железнодорожного туризма. При этом наиболее популярными видами они  считают отдых, культурно-познавательный и пляжный туризм, к которым железнодорожный транспорт имеет непосредственное отношение. Значительный интерес для респондентов представляют непродолжительные железнодорожные туристские маршруты на 2-3 дня. Это могут быть поездки выходного дня, тематические экскурсии. Однодневные маршруты также весьма популярны. Для удовлетворения потребностей этой категории опрошенных следует возобновить движение таких поездов, как «Здоровье», «Лыжник», «Грибник», «Ягодник».

О благоприятных перспективах развития железнодорожного туризма свидетельствует и анализ данных Федерального агентства по туризму Российской Федерации. Так, исследования показали, что развитие въездного туризма обусловлено растущим интересом европейцев к России. При этом именно жители Европы составляют более 90% иностранных туристов, прибывающих в страну. Иностранные фирмы уже многие годы успешно организуют железнодорожные туристские маршруты по России и в дальнейшем планируют не только продолжать, но и расширять свою деятельность. Благодаря этим компаниям в России возрождаются старые и появляются новые железнодорожные туристские маршруты. Например, немецкая фирма «Лернидее», начав в 1995 г. сотрудничество с одного тура, в 2005 г. заказала уже 12 туров.

Наличие густой сети железных дорог  России позволяет организовать разнообразные  по географическому расположению, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров. Во внутреннем туризме это кратковременные (часовые) туры длительностью от 3 до 10 ч, совершаемые на электропоездах, однодневные, двух- и трехдневные (непродолжительные) и многодневные туры от 5 дней. Наиболее посещаемыми являются Москва и Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Свердловская, Тюменская области, республики Татарстан и Башкортостан, Ставропольский край, Челябинская, Нижегородская и Ростовская области, на долю которых приходится более половины численности российских туристов.

Информация о работе История железнодорожного транспорта