Аварии на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:37, доклад

Краткое описание

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.
Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

Вложенные файлы: 1 файл

Женька.docx

— 44.46 Кб (Скачать файл)

 

 Ликвидация аварийных  ситуаций и крушения при перевозке  опасных грузов

 

Аварии на железнодорожном  транспорте

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности  путей подвижного состава, средств  сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия  на переездах, пожары и взрывы непосредственно  в вагонах. Не исключаются размывы  железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных  грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные  вещества, происходят взрывы, пожары цистерн  и других вагонов. Ликвидировать  такие аварии довольно сложно.

Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.

Ровно через год в июне в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых  полностью сгорели.

В октябре 1988 г. на станции  Свердловск-Сортировочная при выполнении маневровых работ произошел взрыв  двух вагонов с опасными грузами. В результате взрыва погибло 4 человека, 87 госпитализировано, более 600 семей  остались без крова.

К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.

Соблюдая правила перевозок  можно значительно сократить  число аварий.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила безопасности  разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.92 N 833 "О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации".

1.2. Настоящие Правила определяют  меры безопасности и порядок  ликвидации аварийных ситуаций  с опасными грузами при перевозке  их по железным дорогам и  являются обязательными для работников  железнодорожного транспорта, отправителей  и получателей опасных грузов, а также для предприятий и  организаций, осуществляющих транспортно-экспедиционное  обслуживание грузоотправителей  и грузополучателей и ликвидацию  последствий аварийных ситуаций.

1.3. Аварийная ситуация - условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

1.4. Действия работников железнодорожного  транспорта и привлеченных формирований  при возникновении аварийной  ситуации должны быть максимально  оперативными, соответствовать характеру  и масштабам аварийной ситуации  и проводиться с учетом свойств грузов (пожаровзрывоопасность, токсичность, коррозионность, окисляющее действие и др.), с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами перевозок опасных грузов.

1.5. Основные формы проявления  транспортной опасности грузов, а также конкретные меры безопасности  и предосторожности, которые должны  соблюдаться при ликвидации аварийных  ситуаций с опасными грузами,  приведены в групповых или  индивидуальных аварийных карточках  (приложение 2 к настоящим Правилам). Групповые аварийные карточки  включают опасные грузы с аналогичными  показателями транспортной опасности,  характер необходимых действий  при ликвидации последствий аварийных  ситуаций с которыми совпадает  или различается незначительно.

Аварийная карточка содержит:

указания по применению средств  индивидуальной защиты;

необходимые указания по действиям  при аварийной ситуации:

- общего характера;

- при утечке, разливе и россыпи;

- при пожаре;

указания по нейтрализации;

указания по мерам первой помощи.

Порядок осуществления обязательных общих мер при авариях с  различными опасными грузами приведен в разделе 2 настоящих Правил.

Необходимые для ликвидации аварийной  ситуации средства приведены в приложении 3 настоящих Правил.

Указания по доврачебной помощи представлены в аварийных карточках  и в п. 5.9 настоящих Правил.

Указания по врачебной помощи предусмотрены  в Медицинских аварийных карточках.

1.6. Алфавитный указатель (приложение 4.1 к настоящим Правилам) содержит  наименования опасных грузов  с указанием для каждого груза  соответствующего номера аварийной  карточки.

Если по какой-либо причине точное наименование груза установить не удалось, но известен номер ООН груза, то номер  аварийной карточки следует искать по прил. 4.2 к настоящим Правилам. При отсутствии наименования и номера ООН груза следует руководствоваться  предписаниями приложения 5 к настоящим  Правилам.

1.7. При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождаемыми проводниками или специалистами грузоотправителя (грузополучателя), последние обязаны:

а) принять все необходимые меры к предотвращению угрозы людям, повреждения  подвижного состава, сооружений, грузов, других последствий;

б) установить возможность и условия  дальнейшего следования грузов и  при необходимости совместно  с локомотивной бригадой принять  меры к прекращению движения поездов, маневровой работы и к недопущению  доступа посторонних лиц в  опасную зону;

в) после осмотра места происшествия доложить о создавшейся обстановке и мероприятиях по обеспечению безопасности: на перегоне - машинисту локомотива, на станции - дежурному по станции;

г) по прибытии на место аварийной  ситуации аварийно-восстановительных  и пожарных подразделений сообщить их руководителям о состоянии  груза, подвижного состава и мерах  безопасности при ведении аварийно-восстановительных  и спасательных работ.

Осуществление мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в части мер безопасности при  выполнении работ с указанными грузами  или вагонами, содержащими сопровождаемый груз, производится по согласованию с  сопровождающими их проводниками или  специалистами и при их участии.

1.8. Восстановительные и пожарные  поезда железных дорог к месту  происшествия направляются в  порядке, действующем на железнодорожном  транспорте. Личный состав указанных  поездов и другие работники  железных дорог, привлеченные  к ликвидации аварийных ситуаций  с опасными грузами, должны  быть обучены правилам пользования  средствами индивидуальной защиты  и обеспечены ими в соответствии  с порядком, установленным МПС  России. Восстановительные и пожарные  поезда осуществляют ликвидацию  аварийных ситуаций с опасными  грузами в пределах своих тактико-технических  возможностей. Исходя из конкретной  обстановки в состав восстановительного  поезда может быть включен  вагон с медицинским оборудованием.  Медицинский персонал направляется  в составе восстановительных  и пожарных поездов в установленном  МПС России порядке.

1.9. Для ликвидации последствий  аварийных ситуаций с опасными  грузами привлекаются силы и  средства грузоотправителя (грузополучателя), которые после получения требования  от железной дороги должны  быть направлены немедленно таким  видом транспорта, который обеспечил  бы прибытие их к месту происшествия  в возможно короткий срок.

1.10. При возникновении аварийных  ситуаций с опасными грузами  управления (отделения) железных  дорог привлекают в соответствии  с законодательством Российской  Федерации специалистов газоспасательных, горноспасательных и других аварийных  служб региона, близлежащих предприятий,  пожарные подразделения населенных  пунктов и объектов. Указанные  службы и специалисты выезжают  на место происшествия с необходимыми  для ликвидации аварийной ситуации  средствами и техникой. Привлекаемые  организации вправе пользоваться  не только рекомендациями аварийных  карточек, но и специфическими  нейтрализаторами, методами и способами  ликвидации аварийных ситуаций, средствами индивидуальной защиты  и обязаны обеспечить средства  индивидуальной защиты для всего  персонала организации, участвующей  в ликвидации аварийной ситуации.

Управления железных дорог в  пределах своего региона заблаговременно  определяют с территориальными органами МЧС России перечень предприятий, имеющих  аварийные службы или соответствующих  специалистов, а также номенклатуру опасных грузов, в ликвидации аварийных  ситуаций с которыми эти предприятия  могут принять участие. Перечень этих предприятий утверждается местной  администрацией по представлению управлений железных дорог.

Кроме того, к ликвидации последствий  аварийных ситуаций привлекаются невоенизированные  формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную подсистему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), порядком, предусмотренным двусторонним соглашением между МЧС России и МПС России.

Порядок привлечения Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск  и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения о наличии пожароопасных, ядовитых, коррозионных свойств опасных  грузов приведены в приложении 7 к настоящим Правилам.

1.11. Министерства, ведомства, перечисленные  в приложении 8 к настоящим Правилам, а также другие министерства, ведомства, подведомственные предприятия  которых отгружают опасные грузы,  представленные в перечне, согласованном  МПС России и МЧС России, должны  иметь центральные службы по  организации безопасной транспортировки  и ликвидации аварийных ситуаций  с указанными грузами и соответствующие  территориальные организации. Места  их дислокации, номера телефонов  и другие средства связи указаны  в приложении 8 к настоящим Правилам. В случае изменения указанных  сведений, а также при организации  нового центрального или территориального  органа адреса, номера телефонов  и т.д. должны быть немедленно  сообщены в МПС России соответствующим  министерством, ведомством или  организацией.

По решению соответствующего министерства, ведомства функции центральной  службы по организации безопасной транспортировки  и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами могут быть возложены на центральный диспетчерский  аппарат данного министерства, ведомства  или организации.

1.12. Порядок проведения основных  мероприятий по нейтрализации  и дегазации приведен в соответствующем  разделе аварийной карточки и  разд. 6 настоящих Правил.

Обеспечение нейтрализующими веществами подразделений, участвующих в ликвидации последствий аварии, производится предприятиями-грузоотправителями (грузополучателями) или близлежащими предприятиями исходя из минимальных  норм расхода, приведенных в п. 6.3 настоящих Правил, по заявке руководителя работ по ликвидации аварийной ситуации.

 
 

2. ПОРЯДОК  ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ  С ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ  ИХ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ

2.1. К перевозке опасных грузов  допускаются локомотивные бригады,  прошедшие обязательный инструктаж, изучившие требования и обеспеченные  комплектом настоящих Правил, имеющие  соответствующий допуск к работе  с опасными грузами (на основании  инструкции), снабженные средствами  индивидуальной защиты (СПИ-20 или  аналогичными), аптечкой и комплектом  переносных радиостанций.

При возникновении аварийных ситуаций на перегоне машинист локомотива незамедлительно  сообщает об этом установленным порядком по поездной радиосвязи или любым  другим возможным в создавшейся  ситуации видом связи поездному  диспетчеру и дежурным по ближайшим  станциям, ограничивающим перегон. Машинист локомотива и его помощник имеют право вскрыть пакет с перевозочными документами.

Сообщение должно включать в себя описание характера аварийной ситуации, сведения о наличии пострадавших, содержащиеся в перевозочных документах наименование груза, номер аварийной  карточки (номер ООН груза, при  наличии), количество опасного груза  в зоне аварийной ситуации, а на электрифицированных участках - сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

После передачи сообщения об аварийной  ситуации локомотивная бригада принимает  меры, руководствуясь указаниями, содержащимися  в аварийной карточке на данный опасный  груз.

2.2. При получении от машиниста  сообщения об аварийной ситуации, а также при возникновении  аварийной ситуации в пределах  станции дежурный по станции  сообщает о случившемся начальнику  станции, поездному диспетчеру, в  штаб гражданской обороны района (города), после чего принимает  меры, руководствуясь указаниями, содержащимися  в соответствующей аварийной  карточке.

2.3. При отсутствии перевозочных  документов номер аварийной карточки  следует установить в соответствии  с п. 1.5 настоящих Правил.

2.4. К принятию неотложных мер  могут быть привлечены работники  всех других служб железной  дороги, при условии обязательного  проведения с ними предварительного  и текущего инструктажа по  работе с опасными грузами  и обеспечения их средствами  индивидуальной защиты.

2.5. Поездной диспетчер, получив  сообщение об аварийной ситуации, немедленно сообщает об этом  дежурному по отделению (управлению) железной дороги и в зависимости  от создавшейся ситуации принимает  решение о направлении восстановительного  и пожарного поездов, других  аварийно-восстановительных подразделений,  а также регулирует движение  поездов в районе места происшествия.

Информация о работе Аварии на железнодорожном транспорте