Железнодорожный транспорт как отрасль материального производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 14:23, реферат

Краткое описание

Термин "транспорт" происходит от латинского слова "transporto", что значит "переношу, перевожу, перемещаю". В этом слове отражена главная суть транспорта – перемещать в пространстве любые вещества, предметы и живые объекты в виде грузов и людей (пассажиры). Однако кроме изначального смысла этот термин стал употребляться в других значениях. Таким образом, транспорт по праву отнесен к категории материального производства, и вместе с тем он является особой отраслью, обладающей своей спецификой, которая определяет своеобразие на нем процесса производства и его продукции, а также техники, технологии, организации и управления. Понимание специфики транспорта имеет большое значение для определения места транспорта в системе народного хозяйства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1.Особенности транспортной продукции………………………………….5
2. Достоинства и недостатки железнодорожного транспорта. Сфера взаимодействия и конкуренции с другими видами транспорта…………10
3. Основные показатели грузовых и пассажирских перевозок………….22
Заключение ………………………………………………………………....32
Список использованной литературы и источников……………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 105.98 Кб (Скачать файл)

Показатели транспортной работы определяют преимущества и особенности вида транспорта. Одни показатели характеризуют возможности транспорта, другие позволяют потребителю оценить и выбрать наиболее приемлемый вариант транспортного обслуживания. В работе железнодорожного транспорта все показатели использования подвижного состава взаимосвязаны, каждый имеет определенное влияние на результаты хозяйственной деятельности ждт. Главной проблемой в работе железной дороги является очень высокая стоимость эксплуатационных расходов, высокая себестоимость, большие капитальные вложения на сооружение постоянных и вспомогательных устройств, а также подъездных путей.

Экономически обоснованным является снижение эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок.

 

Пассажирские перевозки  

 

ПАССАЖИРООБОРОТ ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

 

2012

Справочно: 
 2011  
в % к 2010

млн.  
пасс.-км

в % к   
2011

Пассажирооборот

11898,3

108,3

107,2

в том числе:

железнодорожного

5147,9

103,1

100,4

автомобильного 1)

4526,7

108,7

108,8

воздушного

1764,3

128,8

140,7

городского электрического

452,3

99,0

98,0

в том числе:

трамвайного

272,6

103,2

101,3

троллейбусного

179,7

93,3

93,8

морского

6,5

86,3

92,4

внутреннего водного

0,6

109,9

101,7


1) Здесь и далее – с учетом работы автотранспорта, привлеченного службами заказчика, и субъектов малого предпринимательства, работающего на маршрутах общего пользования без службы заказчика. 

 

ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

 

2012

Справочно: 
2011 в % к 2010

тыс.  
человек

в % к  
2011

Перевозки пассажиров

484781,5

102,5

103,2

в том числе:

железнодорожным

16192,7

103,3

99,1

автомобильным

317952,3

104,2

106,4

воздушным

955,4

106,1

135,1

городским электрическим

149391,7

98,9

97,6

в том числе:

трамвайным

89078,1

103,2

101,3

троллейбусным

60313,6

93,2

93,1

морским

177,5

111,3

88,9

внутренним водным

111,9

100,7

105,0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

Рассмотрев транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Он не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства, увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных издержек.

Транспорт продолжает процесс производства продукции в сфере обращения, доставляя ее к месту потребления. В этом заключается основная его роль в системе общественного воспроизводства, этим же определяется и взаимосвязь между транспортом, промышленностью и сельским хозяйством.

Транспорт играет пионерную роль в освоении природных богатств. Без опережающего развития транспорта в большинстве случаев невозможна разработка новых месторождений полезных ископаемых.

Велика роль транспорта в обеспечении оптимального размещения производительных сил и рациональных экономических связей. Наличие же путей сообщения в свою очередь способствует росту объемов производства.

Важной задачей транспорта является обеспечение обороноспособности страны. Первое место здесь принадлежит железнодорожному транспорту.

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников:

 

1.      «Единая  транспортная система.»/под редакцией  Галабурды В.Т., Москва: «Транспорт», 1996г.

2.      Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов. «Экономическая  география России». Учебник.—Москва: «Юнити», 1999г.

3.       «Экономика  промышленного железнодорожного  транспорта». /Под редакцией В.А. Дмитриева – Москва: «Транспорт», 1989г.

4.      «Экономическая  география транспорта»./под редакцией  Н.Н. Казанского –Москва: «Транспорт», 1991г.

5.      «География  путей сообщения». /под редакцией  Н.Н. Казанского – Москва: «Транспорт», 1989г.

6.      «Экономическая  и социальная география России». /Под редакцией А.Т. Хрущева –  Москва: «Крон-пресс», 1997г.

7.      «Проблемы  прогнозирования», №4, Москва: МАИК  «Наука», 1999г.     

8.      Постановление  Правительства Российской Федерации  №448 от 15 мая 1998 года «О концепции  структурной реформы федерального  железнодорожного транспорта».

9. В.Н. Ембулавев, А. Николаева, Д.А. Николаев, А.П.Лактин  « Исследования конкурентных преимуществ автомобильного и железнодорожного транспорта» , 2008

10. Экономика железнодорожного  транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков и др.; Под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. – М.: УМЦ ЖДТ, 2006.

11. Трихунков М. Ф. Экономические проблемы повышения качества перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Дисс. … д-ра экон. наук. М., 1982.

12. Экономика труда и система управления трудовыми ресурсами на железнодорожном транспорте: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта / Л. В. Шкурина и др. - М.: ГОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2007. - 238 с.

13. Методика учета внетранспортного эффекта при обосновании конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Отчет о НИР МИИТ. Руководители д. э.н., профессор Н. П.Терешина, д. э.н., профессор В. Г.Галабурда. М.: МИИТ, 2002.

14. http://www.krsdstat.ru/digital/region3/2007/для%20сайта_транспорт.htm

15.http://www.stalogistic.by/infocentre/articles/osnovnie_harakteristiki_rinka_gruzopere3/

 

 

 

 

 


Информация о работе Железнодорожный транспорт как отрасль материального производства