Устройство и технологическая планировка магазинов и их влияние на результат хозяйственной деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Требования к устройству магазинов

Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:
По капитальности торговые здания и сооружения подразделяют на два вида — капитальные и облегченные. Капитальные здания и сооружения служат для размещения магазинов, облегченные — для устройства мелкорозничных торговых предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Устройство и технологическая планировка магазинов и их влияние на результат хозяйственной деятельности торгового предприятия.docx

— 145.59 Кб (Скачать файл)

При продаже технически сложных  товаров с гарантийным сроком службы, кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку  в паспорте на изделие, выписать товарный чек и его копию вручить  покупателю.

Заказы могут быть приняты  в магазине в письменной форме. Расчет осущёствляется путем предварительной оплаты в кассе магазина, а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения.

 

Организационная структура магазина

 

Организация труда в магазине направлена на осуществление комплекса  организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.

Организационная структура  магазина “ЕВРОЗАПЧАСТЬ” не выражена столь четко, как в больших  организациях, работающих на основе жестко регламентированной сверху матричной  структуры управления, где каждый отдел и подразделение отвечают только за выполнение своих задач, разрабатываемых  высшим руководством предприятия в  тесной увязке со стратегией и "спускаемых" вниз в виде приказов и распоряжений. Такое несоответствие объясняется  малым количеством людей, которые, кроме выполнения своих прямых обязанностей, направленных на взаимоотношение фирмы  с внешней средой, вынуждены решать еще и побочные вопросы, постоянно  возникающие в хозяйственной  повседневной деятельности фирмы. Также  следует упомянуть и о большом  значении неформальных связей между  начальником и подчиненным, что  допускается в организационной  структуре предприятия, но является очень редким явлением в больших  организациях, где существует жесткая  вертикальная цепочка подчинения, например: менеджеру низшего уровня очень  трудно обратиться непосредственно  к высшему руководству, игнорируя  промежуточные звенья управления.

В связи с вышеизложенным мы приходим к выводу о том что, организационная структура представлена в виде треугольника. Стратегическая вершина представлена директором фирмы. Средняя линия формально присутствует и представлена главным бухгалтером, в распоряжении которого находится часть ядра в виде второго бухгалтера и кассира. Также на средней линии присутствует менеджер по продажам, в обязанности которого входит организация, координация и контроль розничной торговли, а также приема и выполнения заказов. Ему подчиняются продавцы, которые также составляют ядро. В стороне стоит аналитическая группа и программист, которые линейно связаны со средней линией, т.е. с бухгалтером и менеджером по продажам. Аналитическая группа представлена товароведами, которые составляют отчеты для бухгалтерии, получая

информацию о продажах и заказах у менеджера, а также  готовят аналитические выкладки о финансовом состоянии фирмы  для директора. Программист отвечает за нормальное функционирование програмно-аппаратной инфраструктуры.

Вышеописанная организационная  структура является формальной. В  действительности же средняя линия  как таковая не существует. Работа как средней линии, так и ядра координируется и контролируется непосредственно стратегической вершиной, т.е. директором. В свою очередь, представители ядра обращаются с большинством своих производственных проблем непосредственно к директору, минуя прямых начальников, представителей средней линии. В этом есть свои плюсы и свои минусы.

"Плюсы" существующей системы организационной иерархии, обусловленной в какой-то степени традициями фирмы, заключаются в том что:

1)снижаются до минимума  производственные конфликты, всегда  имеющие место в организациях  со сложными матричными вертикальными  и горизонтальными; линейными  взаимоотношениями.

2)исчезает проблема искажения  первичной информации, поступающей  от ядра организации к стратегической  вершины (т.е. снизу-вверх), и приказов, распоряжений спускаемых "сверху  в низ", касающихся координации  действий ядра. Это связано с  тем, что информация передается  напрямую, отсутствует риск ее  неверного понимания и как  следствие, потеря первоначального  заложенного в ней смысла, в  процессе ее прохождения через  несколько уровней.

3)существующая организационная  система максимизирует гибкость  управления организацией вследствие  того, что директор предприятия  оперативно получает информацию  снизу, время ее прохождения  через промежуточные уровни управления  сведено к нулю. Таким образом,  директор имеет возможность в  кратчайшие сроки координировать, менять политику предприятия  в соответствии со стратегией, если внешние или внутренние  факторы отличаются от планируемых.

"Минусы" существующей организационной системы управления выражены не столь четко и проявят себя только в перспективе, когда фирма будет расширяться. Главный из них в том, что при данной линейной системе управления внимание руководителя распыляется на решение множество мелких проблем. В результате такой диверсификации он не может уделить должного внимания решению стратегических, более важных для предприятия задач.

Попытаемся выявить и  кратко охарактеризовать те процессы управления, которые существуют и  действуют в нашей фирме. Функция  планирования осуществляется директором фирмы. Он разрабатывает стратегию  предприятия и определяет работникам цели, направленные на реализацию стратегии. При этом он руководствуется данными, представленными аналитической  группой. Стратегией нашей фирмы  является получение прибыли и  насыщение рынка комплектующими для автомобилей высокого качества и по ценам, доступным для среднего класса. Таким образом, приоритетными  становятся цели способствующие расширению ниши фирмы на рынке данных услуг. Функцию организации также целиком  выполняет директор. Он создал описанную  выше организационную структуру  в соответствии со стратегией фирмы. По его мнению, данная структура  должна наилучшим образом обеспечить выполнение целей фирмы на данном этапе. Если в будущем новые цели потребуют изменения организационной  структуры, это будет легко сделать  вследствие гибкости системы управления.

Функции мотивации реализуется  на нашем предприятии двумя способами:

  1. Материальным.
  2. Моральным (устная похвала, оказание дополнительного доверия).

На нашем предприятии  поощряется не только перевыполнение плана, но и развитие творческих способностей работника, стремление к профессиональному  совершенствованию, проявление инициативы. В результате растет производительность труда, что позитивно сказывается  на работе фирмы в целом, работники  заинтересованы в ее процветании.

Функция контроля реализуется  как напрямую руководителем, который  сам непосредственно контролирует и координирует все производственные процессы на предприятии, так и средней  линией, представители которой контролируют свои подразделения. Контроль и координация  осуществляются оперативно вследствие прямой связи руководителя с ядром, и фактическом отсутствии посредников. Контроль основан на аспекте сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. В расчете ожидаемых результатов активно принимает участие аналитическая группа, которая определяет их с учетом того, что было достигнуто в предыдущие периоды с поправкой на расширенное воспроизводство.

Управленческий  персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят — директор, заместитель директора, товароведы, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т. д.

Общее руководство магазином  осуществляет директор, он же руководит  планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.

Заместитель директора магазином  руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы  организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Бухгалтерский аппарат принимает  от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.

Товароведы выполняют  основные функции в области коммерческой работы и организации торговли, в них входят изучение спроса населения на товары, заключение договоров с поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка качества товаров и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку товаров в магазин, внедряют современные методы продажи товаров и т. д.

В обязанности продавцов  входит подготовка и уборка рабочего места, пополнение рабочих товарных запасов, поддержание надлежащего санитарного состояния, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.

Контролер-кассир готовит  рабочее место к выполнению расчетных операций, проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету, выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.

Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие уборщицы, электромонтеры, техники и т. д.

 

Режим работы и условия труда в магазине

В торговом зале и других помещениях магазина поддерживается нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года в пределах 17-22’C, в теплый период – не превышает 28’C. Скорость движения воздуха в  помещениях в теплый период года в  пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный – не более 0,3 м/с. Система вентиляции и отопления предусматривает равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный периоды года не превышает 75 %, в теплые период года она может быть в пределах от 55 % (при 28’C) до 75 % (при 24’C).

Освещение магазина равномерное, достаточно интенсивное, но не ослепляющее.

2.3. Состояние  и основные направления совершенствования  технологической планировки магазина  “ЕВРОЗАПЧАСТЬ”.

 

Магазин отвечает технологическим, архитектурно-строительным, санитарно-гигиеническим  требованиям.

Устройство и планировка торгового зала не отвечает требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются:

  1. свободное движение покупательского потока. Установочная площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, превышает норму на 13 %, обычно для этих целей отводится 27-30 % площади торгового зала;
  2. обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения;
  3. создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей. Показатель, характеризующий степень использования площади торгового зала под выкладку товаров высок, и от этого страдает рациональная организация технологических процессов, ухудшается обозримость товаров.

. Планировочное решение  не только отвечает требованиям рациональной организации, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать не только оформление торгового зала, но и организацию внутреннего пространства помещения, и решение всех его составляющих элементов — отделки, освещения, торгового оборудования и т. д. При формировании интерьера торгового зала магазина учитывались требования эргономики и требования предъявляющиеся к освещению торгового зала, единственный недостаток заключается в том, что потолки в торговом зале не отделаны звукопоглощающими материалами.

Размеры и конструкция  торговой мебели тесно увязаны с параметрами помещений магазинов, чему в значительной степени способствуют ее типизация, унификация и стандартизация. Торговая мебель отвечает экономическим, эргономическим, эстетическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Определение рационального  набора торгового оборудования и  характер его размещения оказывают  существенное влияние на эффективность использования площади магазина.

Помещения для хранения товаров  по своему устройству отвечают требованиям  рационального хранения необходимого запаса товаров.

Административно-хозяйственные  помещения магазина расположены  удобно для всех работников магазина.

Магазин хорошо оснащен организационной  техникой.

С точки зрения организации  розничной продажи товаров, выбраны  самые оптимальные виды продажь.

Организационная структура  магазина имеет минусы и плюсы, что  говорит о необходимости ее доработать.

Не учитываются необходимость  создания оптимального режима труда  и отдыха торговых работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления  удобного графика выхода на работу.

Разработанный режим работы магазина согласованный с местными органами власти, не соответствует  фактическому.

 

Пути  совершенствования розничной торговли магазина “ЕВРОЗАПЧАСТЬ”

 

Одно из основных направлений  совершенствования организации труда в магазине — улучшение организации и обслуживания рабочих мест. Организация и обслуживание рабочих мест должны обеспечивать персоналу магазина благоприятные условия для эффективного использования рабочего времени и оборудования, повышения производительности труда.

Этому способствует;

правильное оснащение  рабочего места соответствующим  оборудованием и инвентарем и удобное его размещение;

Информация о работе Устройство и технологическая планировка магазинов и их влияние на результат хозяйственной деятельности торгового предприятия