Устройство и технологическая планировка магазинов и их влияние на результат хозяйственной деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Требования к устройству магазинов

Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:
По капитальности торговые здания и сооружения подразделяют на два вида — капитальные и облегченные. Капитальные здания и сооружения служат для размещения магазинов, облегченные — для устройства мелкорозничных торговых предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

Устройство и технологическая планировка магазинов и их влияние на результат хозяйственной деятельности торгового предприятия.docx

— 145.59 Кб (Скачать файл)
    1. Устройство и технологическая планировка магазинов и их влияние на результат хозяйственной деятельности торгового предприятия.

 

УСТРОЙСТВО  И ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАНИРОВОК МАГАЗИНОВ

Требования  к устройству магазинов

 

Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:

По капитальности торговые здания и сооружения подразделяют на два вида — капитальные и облегченные. Капитальные здания и сооружения служат для размещения магазинов, облегченные — для устройства мелкорозничных торговых предприятий.

В зависимости  от размещения здания подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы.

В зависимости  от особенностей объемно-планировочного решения различают одноэтажные, многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания.

По материалу  стен и конструктивных элементов торговые здания классифицируют на кирпичные, каменные, гипсоблочные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные.

Здания и сооружения, в  которых размещают магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.

Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований определяются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.

Архитектурно-строительные требования предполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.

Экономические требования предусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных деталей.

Санитарно-гигиенические  требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине. При помощи отопления и вентиляции создается оптимальная воздушно-влажностная среда и температура воздуха в помещениях. Во всех помещениях магазинов необходимо предусматривать освещение, обеспечивающее нормальный режим работы предприятий, а также дежурное освещение, которое должно автоматически выключаться и включаться.

Особые требования предъявляются  к генеральному плану и благоустройству  участка, на котором размещен магазин.

Функциональная  сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.

Зона для посетителей  предусматривает наличие нескольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; парковки индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей. Для беспрепятственного движения покупателей устраиваются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин магазина. Для сезонной торговли необходимо предусматривать площадки для установки сборно-разборных павильонов и организации базаров.

Для подъезда автомашин с  товарами, их маневрирования, а также  для построек хозяйственного назначения создается хозяйственная зона.

Состав  и взаимосвязь помещений магазина

Магазин должен располагать  комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.

Совокупность помещений  магазина в соответствующей их взаимосвязи  составляет его технологическую  планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие  группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические.

Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.

К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.

Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные.

К административно-бытовым помещениям относят конторские помещения, кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой или буфета для персонала магазина, комнаты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душевые и т. п.

Технические помещения  — вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.

Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям:

торговые помещения должны быть непосредственно связаны с  помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно  было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;

оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;

торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;

помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных  материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у  приемочной или разгрузочной рампы;

административно-бытовые  помещения должны быть связаны с  торговыми помещениями, а также  с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, необходимо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений магазина.

Размещение помещений  и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.

 

Устройство  и планировка торгового зала

и помещений  для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

 

Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям. В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобства для ориентации покупателей.

Рациональное  планировочное решение торгового  зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь по возможности больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования.

Такое планировочное решение  не только отвечает требованиям рациональной организации торгово-технологических операций, совершаемых в торговом зале, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым следует понимать не только оформление торгового зала, но и организацию внутреннего пространства помещения, и решение всех его составляющих элементов — отделки, освещения, торгового оборудования и т. д.

Важную роль в формировании интерьера торгового зала играют строительные и отделочные материалы, которые являются основными средствами художественной выразительности композиции интерьера. Поэтому материалы, используемые для отделки помещений торговых залов, должны быть красивыми, прочными и дешевыми. Очень важно, чтобы они обладали звукопоглощающими способностями и были экономичными в эксплуатации.

В магазинах, торгующих непродовольственными товарами, для стен может быть использована отделка с шероховатой матовой или блестящей поверхностью. Желательно, чтобы потолки в торговом зале были отделаны звукопоглощающими материалами.

Для покрытия полов должны использоваться материалы, обладающие высокой прочностью, большой сопротивляемостью  истиранию. Поверхность полов должна быть ровной, нескользкой, влагоустойчивой.

При строительстве магазинов  из материалов с высокой степенью теплоизоляции стены имеют небольшую (до 20 см) толщину и стекла оконных проемов составляют с ними единую поверхность, что создает ощущение легкости в интерьере торгового зала.

В зависимости  от климатических условий применяется  различная ориентация оконных проемов. В районах с жарким климатом в оконных проемах устраиваются специальные солнцезащитные элементы, в условиях холодного климата — двойное остекление.

При формировании интерьера торгового зала магазина следует учитывать требования эргономики.Это относится не только к выбору геометрических параметров помещений, но и к размерам торгового оборудования и мебели.

Важные требования предъявляются к освещению торгового зала. Для определения степени естественного освещения рассчитывается световой коэффициент (Кс) по следующей формуле:

 

где   — площадь застекленной поверхности;   - площадь пола торгового зала.

Этот показатель должен составлять не менее 0,125. Естественное освещение наиболее благоприятно, однако оно не всегда достаточно из-за короткого светового дня, неудачного расположения магазина и т. д. Поэтому для освещения торговых залов магазинов широко используется и искусственное освещение. Оно должно быть равномерным, достаточной яркости и иметь благоприятный спектральный состав. Искусственная освещенность торговых залов, как и других помещений магазинов, нормируется в зависимости от характера применяемых электрических ламп (накаливания или люминесцентные).

Интерьер торгового зала магазина должен отвечать эстетическим и экономическим требованиям. Фактор эргономики должен учитываться при организации основных функциональных зон, при расстановке и конструировании основных элементов интерьера торгового зала.

Торговый зал можно  разделить на следующие зоны или  площади: установочную, проходов для  покупателей, рабочих мест продавцов  и площадь зоны расчетного узла.

Установочная  площадь — это площадь, занимаемая под установку оборудования и крупногабаритных товаров, размещаемых на полу. Обычно для этих целей отводится 27-30 % площади торгового зала.

Степень эффективности использования  площади торгового зала можно  определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:

 

где К у — коэффициент установочной площади; S у — установочная площадь, м2; S т. з — площадь торгового зала, м2.

Информация о работе Устройство и технологическая планировка магазинов и их влияние на результат хозяйственной деятельности торгового предприятия