Устройство и планировка магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:51, контрольная работа

Краткое описание

При планировке помещений магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:
обеспечение нормального движения покупателей в торговом зале и создание максимальных удобств для обслуживания;
расположение торговых залов и помещений для подготовки товаров таким образом, чтобы по окончании рабочего дня они могли быть изолированы от других помещений;
объединение помещений, входящих в одну группу, в единый блок;

Вложенные файлы: 1 файл

3.docx

— 79.94 Кб (Скачать файл)

3.2. Устройство и планировка магазинов

При планировке помещений  магазина необходимо соблюдать следующие основные требования:

  • обеспечение нормального движения покупателей в торговом зале и создание максимальных удобств для обслуживания;
  • расположение торговых залов и помещений для подготовки товаров таким образом, чтобы по окончании рабочего дня они могли быть изолированы от других помещений;
  • объединение помещений, входящих в одну группу, в единый блок;
  • обеспечение внутримагазинного перемещения товаров кратчайшими путями и создание благоприятных условий для хранения;
  • расположение административно-бытовых помещений таким образом, чтобы в них можно было пройти, минуя торговый зал и помещения для подготовки и хранения товаров;
  • обеспечение хорошей обозримости торгового зала и возможности контроля.

Главным помещением магазина, в котором завершается торгово-технологический процесс, является торговый зал, делящийся на следующие функциональные зоны: вход и выход, расчетный узел, зоны размещения товаров, движения потоков покупателей и оказания дополнительных услуг.

Наиболее рациональной формой планировки торгового зала является прямоугольник с соотношением сторон 1:1,1 : 1,5. Минная форма характерна для новых предприятий, особенно универсамов, гипермаркетов. В таких залах покупатели легко ориентируются, здесь лучшие условия для расстановки оборудования, организации кратчайших путей движения покупательских потоков и товаров. На практике преобладают торговые залы с соотношением сторон 1 : 2, 1 : 3, 1 : 4 и более. В зарубежной практике квадратная форма планировки характерна для большинства супермаркетов, но встречаются и другие формы, (круглая, овальная, треугольная). Высота торгового зала должна быть не менее 3,3 м.

Площадь торгового зала магазина делится на площади под торговым  оборудованием, для выкладки товаров, под узлами 

расчета, для покупателей, для дополнительного обслуживания покупателей.

Площадь, запятая торговым оборудованием (горками, контейнерами, холодильными прилавками, кассовыми кабинами и др.), называется установочной площадью. Эффективность использования торговой площади магазина характеризуется коэффициентом установочной площади ., который определяется отношением суммы площадей оборудования Побор. к площади торгового зала Пт. з

                                             

 

Площадь для выкладки товаров, называемая экспозиционной (демонстрационной), представляет собой сумму площадей всех плоскостей оборудования, используемого для показа товаров. Она включает горизонтальные, вертикальные и наклонные плоскости, на которых размещаются товары.

Коэффициент экспозиционной площади . исчисляется как отношение площадей всех элементов оборудования для выкладки товаров Пэксп. к площади торгового зала магазина Пт.з

 

В зависимости от размера торгового зала и специализации для магазинов самообслуживания рекомендуются определенные показатели . и (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Рекомендуемые показатели коэффициентов установочной и экспозиционной площадей в магазинах  самообслуживания

Площадь,

   

прод-товары

одежда

обувь

Галантерея  и трикотаж

Культхоз-спорттовары

универмаги

До 100

             

101-250

             

251-650

             

651-1500

             

Свыше 1500

             

В среднем

             

 

 

Эффективность использования установочной и экспозиционной площадей определяется коэффициентом эффективности, который определяется как отношение фактического коэффициента установочной (экспозиционной) площади к оптимальному (рекомендуемому) показателю.

Площадь под узлами расчета включает площадь, занятую кассовыми кабинами, проходы и резервную площадь. Нормы для определения этой площади при проектировании магазинов представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Группа товаров

Примерные нормы площади  торгового зала на одну кассу, м2

Площадь торгового зала на одну кас- су в магазинах с торговой площадью


до 6



свыше 1500

Одежда, обувь, трикотаж, белье, ткани, головные уборы, культто- и ары 


80


100


120


Спорттовары, хозтовары, галантерея, парфюмерия, косметика, к miIуговары, продтовары 


60


80


100



 

 

При переводе магазинов на самообслуживание количество рибочих мест кассиров-контролеров может определяться исхо- ми из интенсивности покупательского потока и затрат времени мп ожидание обслуживания

п„

2 п-Т

'ир.м — количество рабочих мест; Пт 3 — площадь торгового зала, п площадь торгового зала на одного покупателя, м2 (стесненное Мм м mi'iiно — 1—3 м2, свободное, поточное — 4—7,5 м2, свободное — III ivi"); — средние затраты времени покупателя на обслуживание I   К) минут); 2 — коэффициент неравномерности движения потони п ииупателей.

И цолом площадь под узлами расчета должна занимать И 10 % площади торгового зала магазина.

Ц/шцадъ для покупателей должна составлять не менее • » f*U % площади торгового зала, что обеспечивает свободное ^ммчшн покупателей, тележек с товарами. Важное значение • | и мост определение оптимальной ширины проходов, кото-

 пфицируются на основные (магистральные) и второ-

ihi.io (ииутренние). Для магазинов самообслуживания ре- »о пт и пая ширина ходов представлена в табл. 3.3.

на 

Вид прохода

Ширина прохода в магазинах с площадью торгового зала, м

 

до 250

251 — 650

651—

1500

свыше

1500

Основные (магистральные)

Между торговым оборудованием и стенами (при размещении оборудования параллельно стенам)

2,0

2,5

3,0

3,5

Между параллельно расположенными горками

2,0

3,0

3,5

4,0

Между прилавками и оборудованием, установленным параллельно прилавкам

2,5

3,5

4,0

4,6

Между прилавками и оборудованием, установленным торцом к прилавкам

2,0

2,5

3,0

3,5

Между кабинами контролеров-кассиров и оборудованием (при централизованной системе расчетов)

2,0

2,5

3,0

3,5

Между кабинами контролеров-кассиров и стеной или витриной

2,0

2,2

2,5

3,0

Между горками и стороной тамбура без двери

2,5

3,0

3,5

4,0

Между горками и стороной тамбура с дверью

3,0

3,5

4,0

О

Второстепенные (внутренние)

Между параллельно расположенными горками

1,6

1,8

2,0

а,Л

Между параллельно расположенными вешалками с примерочными кабинами

1,4

1,6

1,8

 

Между горками и креслами для примерки обуви

2,0

2,2

2,3

М 4

Между кабинами контролеров-кассиров

0,6

0,6

0,6

(1,11

Между кабиной контролера-кассира и стеной или витриной

1,4

1,6

1,8

Mill




Таблица 3.3




Минимальная ширина проходов для покупателей в магазинах самообслуживания, м2

Площадь для дополнительного обслуживания понцп Wf лей определяется в соответствии со строительными по|н шмм правилами (СНБ). Исходными данными для расчетом пи мин 

площадь торгового зала магазина. В зависимости от ее размера устанавливаются  размеры площадей кафетерия, отдела раскроя тканей, мастерских по подгонке одежды, отдела оформления кредита, бюро обслуживания и др.

В зависимости от площади и конфигурации торгового зала применяется несколько форм его планировки.

Линейная планировка (решетка) — это такая планировка, при которой торговое оборудование располагают вдоль стен или в виде нескольких параллельных продольных или поперечных линий торгового зала. Различают одно-, двух-, трехлинейные и более, а также Г и II-образные планировки, “колосок”.

Такая планировка позволяет  рационально организовать движение покупательских потоков и эффективно использовать торговые площади, средства внутримагазинной рекламы и информации, обеспечить лучший просмотр торгового зала и контроль за торгово-технологическим процессом. Именно поэтому нипейная планировка получила наибольшее развитие в торгов- 10 как в нашей стране, так и за рубежом.

Однако линейная планировка не обеспечивает прохождение покупателей по всему торговому залу. В связи с этим начала рнививаться так называемая петлевая планировка (“трек”).

Петлевая планировка представляет собой центральный проход, к которому ведут несколько петляющих входов, заставим ющих покупателя обратить внимание на все товары по маршруту его следования и совершить незапланированные покуп- | п 'Торговое оборудование размещается в виде петли. Данную Н'нрму планировки часто используют универмаги и специали- •ирмпшшые магазины. В крупных торговых центрах, в кото- I ' in и виде петли размещены отделы и небольшие магазины, и ■ нтровка получила название бутиковой.

' )( Повной недостаток  этой формы планировки состоит  в том, ||" покупателю сложно  при необходимости повернуть назад, инпмнп. против покупательского потока.

При островной форме планировки торгового зала оборудо- Ин»"'. рм;шещается в виде отдельных островков, имеющих H'H’IVIO, овальную или прямоугольную форму. Данный метод

 обозрение товаров  на горках и стендах, обеспечивает

■НПпдиый доступ, повышает пропускную способность магази- I 11 хин во при этом ограничивается емкость оборудования для

и рабочих запасов, затрудняется доставка товаров из

Pfttопии помещений в течение рабочего дня.

Л и ^Минированная планировка представляет собой сочетании'(t no ii и островной. Применяется при неправильной ■ I нр|оного зала магазина.

Боксовая планировка предусматривает такую расстановку оборудования, при которой образуется замкнутый контур с одним или двумя выходами. При данной планировке внутри бокса размещается ассортимент одной секции или отдела. Чаще всего она применяется в универмагах самообслуживания, ког<spa


Информация о работе Устройство и планировка магазинов