Торговый ассортимент товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 07:09, курсовая работа

Краткое описание

Под структурой ассортимента товаров понимают соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе. Как правило, для наглядности структура ассортимента выражается в процентах.
Ассортимент, являющийся важнейшей характеристикой товаров, подразделяют на промышленный и торговый.

Содержание

Введение
Глава 1. Структура торгового ассортимента
Понятие структуры ассортимента
Ассортиментная характеристика; показатели ассортимента
Свойства ассортимента
Глава 2. Торговый ассортимент товаров
Классификация ассортимента товаров
Формирование ассортимента
Управление ассортиментом
Ассортиментная политика
Понятийный аппарат
Глава 4. Ассортимент тканей
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсач (Автосохраненный).docx

— 116.17 Кб (Скачать файл)

 Содержание:

 Введение

 Глава 1. Структура торгового ассортимента

    1. Понятие структуры ассортимента
    2. Ассортиментная характеристика; показатели ассортимента
    3. Свойства ассортимента

 Глава 2.  Торговый ассортимент товаров

    1. Классификация ассортимента товаров
    2. Формирование ассортимента
    3. Управление ассортиментом
    4. Ассортиментная политика

  Понятийный аппарат

 Глава 4. Ассортимент тканей

 Заключение

 Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Глава 1 

    1. СТРУКТУРА АССОРТИМЕНТАПри учете ассортимента товаров необходимо учитывать структуру ассортимента товаров. 

Под структурой ассортимента товаров понимают соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе. Как правило, для наглядности структура ассортимента выражается в процентах.

Ассортимент, являющийся важнейшей характеристикой  товаров, подразделяют на промышленный и торговый.

Промышленный  ассортимент – это номенклатура продукции, выпускаемой изготовителем (отдельным предприятием, объединением предприятий, отраслью промышленности).

Торговый  ассортимент представляет собой  номенклатуру товаров, находящихся  в сфере обращения на предприятиях оптовой и розничной торговли.

Ассортимент количественно характеризуется  следующими основными показателями: структурой, широтой, полнотой, устойчивостью  и степенью обновления.

Структура ассортимента – это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей и наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Показатели структуры ассортимента имеют натуральные или денежные выражения и рассчитываются как отношение отдельных групп, видов, наименований товаров к суммарному количеству товаров, входящих в ассортимент.

Широта  ассортимента характеризуется числом наименований видов или разновидностей товаров, входящих в рассматриваемый  ассортимент. Широта ассортимента является косвенным показателем насыщенности рынка товарами. Насыщенность рынка  тем выше, чем больше широта ассортимента.

Полнота ассортимента — это количество видов, разновидностей и наименований товаров  в группе однородной продукции. Полнота  ассортимента характеризуется коэффициентом  полноты, который рассчитывается исходя из отношения имеющегося в наличии ассортимента к базовому, определяемому договором поставки, стандартами, ас

сортиментным  перечнем. Наибольшее значение коэффициент  полноты имеет на насыщенном рынке. Чем выше полнота ассортимента, тем  лучше удовлетворяются потребности  покупателя.

Устойчивость  ассортимента — это показатель, характеризующий колебания его  полноты и широты в течение  определенного промежутка времени.

Степень обновления ассортимента характеризует  долю вновь поступивших в оборот товаров в их общем ассортименте.

Важное  значение имеет ассортиментный минимум – перечень видов или наименований товаров, наличие которых на торговом предприятии определенного профиля, является обязательным.

 В настоящее время это понятие  заменено на понятие «ассортиментный  перечень», представляющий собой документально  оформленный перечень разновидностей или видов товаров, составляющий установленный ассортимент. Ассортиментный перечень для торговых предприятий  утверждается органами местного самоуправления и его несоблюдение считается  нарушением правил торговли

Структура ассортимента (С) характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь  натуральное и денежное выражение  и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение  количества отдельных товаров (А) к  суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент (S).

С = А / S.

    1. АССОРТИМЕНТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОдной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара – перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека. Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы: По месту нахождения: 1) торговый – перечень товаров, находящийся в торговой сети и в сфере обращения (ГОСТ 51303-99); В отличие от промышленного торговый ассортимент включает как правило, товары разных производителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций- изготовителей; 2) промышленный – ассортиментный перечень товаров, выпускаемый определенной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием (ГОСТ 51303-99); По широте охвата: 1) простой-ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам; Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей; 2) сложный – ассортимент товаров, предоставленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам; Данный ассортимент характеризуется значительным количеством групп, видов, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах; 3) марочный – набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов; 4) развернутый – набор товаров, который включает подгруппы, виды, разновидности, относящиеся к 1 группе, но различающиеся между собой индивидуальными признаками; 5) сопутствующие – набор товаров, который выполняют вспомогательные функции и не относящиеся для данной группы товаров; 6) смешанный – набор товаров разных групп. По степени удовлетворения потребностей: 1) рациональный – набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений науки и техники; 2) оптимальный – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для производителя; Но: с максимальной пользой для потребителя при минимальной затрате на производство и доведение до потребителя. По характеру потребностей: 1) реальный – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца; 2) прогнозируемый – набор товаров, который должен будет удовлетворять покупателя; Показатели ассортимента: 1) широта – количество видов, разновидностей, наименование товаров однородных и разнородных групп; 2) полнота – перечень товаров различных видов, разновидностей однородной группы; 3) устойчивость – способность товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары; 4) обновление (новизна) – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров; 5) ассортиментный перечень – минимально – допустимые количества видов товаров повседневного спроса.

Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся  совокупность изделий, выпускаемых  предприятием. Она включает различные  виды товаров. Вид товара подразделяется на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит  из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Товарный  ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в  каждой ассортиментной группе), полнотой, новизной, устойчивостью, сопоставимостью  и структурой.

Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций

в каждой группе товаров. Например, предприятие  оптовой торговли продукцией легкой промышленности в настоящее время  располагает 5 видами женской верхней  одежды для реализации, а каждый вид этих изделий представлен 3 разновидностями. Отсюда глубина ассортимента равна 15.

Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и может быть действительной Пд (фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы) и базовой Пб (регламентируемое или планируемое количество товаров. Например, спецификация предусматривает 6 разновидностей женских брюк, а фактически в продажу поступило 4. Значит, полнота ассортимента составляет 0, 66). Коэффициент полноты товаров определяется по формуле

Кп = Пдбх 100.

Устойчивость  ассортимента (У) – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Коэффициент устойчивости определяется по формуле

Ку = У / Шбх 100.

Новизна ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением  –количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте). Например, мелкооптовый магазин реализует 25 видов женских костюмов, из них 7 – новые, ранее не продаваемые. Отсюда удельный вес новых изделий составляет 0, 28. Коэффициент новизны определяется по формуле

Кн = Н / Шдх 100.

Структура ассортимента (С) характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь  натуральное и денежное выражение  и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение  количества отдельных товаров (А) к  суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент (S).

С = А / S. 

Широта  ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных товаров. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями – действительной Шд (фактическое количество видов товаров, имеющихся в наличии) и базовой Шб (широта, принятая за основу для сравнения, регламентированная нормативами или техническими документами, или максимально возможная) широтой, а также коэффициентом широты. Коэффициент широты Кш определяется по формуле

Кш = Шдбх 100. 

 ШИРОТАПо широте ассортимент делится на:

 ассортимент широкий (1-100 тыс. наименований);

 ассортимент ограниченный (< 1000 наименований);

 ассортимент узкий (< 200 наименований);

 ассортимент специализированный.

 При принятии решений по ассортименту необходимо учитывать степень близости между  товарами различных товарных групп, возможности предприятия (финансовые, кадровые, складские и т.д.), требования покупателей, наличие конкурентов.

 С финансовой точки зрения, формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости  товаров, размера товарооборота  и получаемой профита.

 ХХХ   

 Расширение  ассортимента производится по нескольким причинам, в том числе:

 для некоторых товаров основного  ассортимента необходимо иметь дополняющие  товары (товары-комплементы);

 деятельность  оптовой фирмы при данном ассортименте нерентабельна (малый оборот);

 решаются  другие маркетинговые задачи: продвигаются товары-новинки, предприятие переключается  на более крупные розничные сегменты и т.д.

 Исходя  из рассмотренной выше классификации  видов товарного ассортимента, а  также особенностей самого продукта и задачами, которые были поставлены владельцами магазина, можно выделить следующие виды розничных предприятий.

 Специализированные  магазины, предлагающие узкий, но насыщенный ассортимент, способный удовлетворить  специфическую потребность покупателя. Структура ассортимента может быть направлена как на широкое предложение  разных вариантов одного вида продукта (магазины по сбыту велосипедов, теннисного инвентаря, джинсов и т.д.), так  и на удовлетворение потребностей узкого сегмента потребителей (магазин для  новорожденных, магазин одежды для  людей высокого роста и т.д.).

 ХХХ   

 Универмаги  предлагают широкий ассортимент, в  первую очередь, непродовольственных  товаров. Располагаясь в престижных местах города, универмаги притягивают  к себе большое число покупателей. В целом, универмаги характеризуются  средним уровнем обслуживания при  средних и высоких ценах на товары.

 Для увеличения оборота универмаги развивают  торгово-промышленную деятельность продовольственными товарами, а также сдают часть  своих торговых площадей врентау независимым розничным продавцам.

 Универсальные продовольственные магазины (бентамы, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты) различаются широтой ассортимента и площадью торгового зала.

 Настоящее российское законодательство не определяет правила разделения магазинов на определенные виды, поэтому универсальный  магазин может иметь свое название (маркет, минимаркет, универсам и т.д.).

 ХХХ

    1. СВОЙСТВА АССОРТИМЕНТА Свойство ассортимента — особенность ассортимента, которая проявляется при его формировании.

Показатели  ассортимента — это качественное выражение свойств ассортимента.

Полнота ассортимента — это количество видов, разновидностей и наименований товаров в группе однородной продукции. Показатель полноты может быть действительным и базовым.

Коэффициент полноты (Кп) — отношение действительного показателя к базовому. Чем выше полнота ассортимента, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя.

Широта  ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Коэффициент широты (Кш) выражается отношением действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Информация о работе Торговый ассортимент товаров