Товароведческая характеристика и оценка конкурентоспособности чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.На современном рынке чай является самым обожаемым напитком россиян и по уровню егоупотребления на душу народонаселения Российская Федерация занимает одно из лидирующих мест в мире, существенно уступая только Англии и Турции. Согласно статистике, ежедневно пьют чай 93% взрослого населения России и 98% детей, при этом треть из них выпивает по4 и более чашек в день, приблизительно 1,1 кг чая, а если взять за единицу измерения одно чаепитие, на которое уходит приблизительно 2 гр. сухого чая, получится, что средний россиянин выпивает примерно 550 чашек чая в год или 1,5 чашечки в день.

Содержание

Введение
1.История возникновения чая
1.1 Современное состояние рынка чая
1.2 Классификация и потребительские свойства чая
1.3 Факторы, влияющие на качество чая
1.4 Требования к упаковке и маркировке чая
1.5 Дефекты и фальсификация чая.
2.Товароведческая характеристика чаёв
2.1 Сравнительная характеристика трех образцов чая
2.2 Оценка конкурентоспособности чая
3. Практические предложения по повышению конкурентоспособности чая
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 240.90 Кб (Скачать файл)

На этикетке каждой единицы упаковки указывают: товарный знак и наименование предприятия-изготовителя, его адрес; наименование продукта и место произрастания чайного листа, сорт, массу (нетто) и номер ГОСТа.

В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" на упаковке также должна содержаться следующая информация:

♦   состав продукта;

♦   способ приготовления;

♦  дата изготовления или упаковывания;

♦  срок годности или срок хранения;

♦  условия хранения;

♦  вакуумная упаковка (при наличии);

♦   информация о сертификации.

Пачки, коробки или чайницы с чаем укладывают в чистые, сухие, не имеющие постороннего запаха фанерные или картонные ящики, выстланные изнутри бумагой. Продукцию укрывают бумагой, поверх которой кладут ярлык, на котором указаны дата упаковки и фамилия упаковщика. Ящики закрывают крышкой и забивают.

Гарантийный срок хранения фасованного отечественного чая и купажированного с импортным — 12 мес. со дня упаковки и фасованного импортного чая — 18 мес. При упаковывании чая в ящики с мешками-вкладышами из полиэтилен-терефталатной пленки срок хранения увеличивается до двух лет. Срок хранения нефасованного черного и зеленого чая — 8 мес.

 

1.5. Фальсификация и дефекты  чая 

Фальсификация чая- разновидность продуктовой фальсификации, в результате которой покупателю продаётся низкокачественный или совершенно некачественный чай. Не сортируя, не отсеивая собранное .поскольку это трудно и невыгодно из-за потери времени и сырья, изготовители контрафактного чая порой невольно, не желая этого, создают довольно опасные смеси, которые могут стать причиной отравления, а иногда и смерти потребителей.

Фальсификация чая имеет столь же древнюю историю, как и само производство чая. Цель фальсификации во всех странах одна- получение выгоды в связи с широким потреблением чая населением и возможность лёгкого внедрения значительных объёмов фальсифицированного продукта в большие партии настоящего, добротного чая, под видом которого обычно и продаётся фальсифицированный продукт. Виды и методы фальсификации чая, характер фальсифицированного продукта в разных странах различны.

    1. Качественная фальсификация чая.

Это введение добавок, не предусмотренных рецептурой, пересортица. Такая  фальсификация является наиболее широко распространенной при его производстве. В качественный чай вводят более низкосортное сырьё, полученное не из первых трёх листочков, а из более старых грубых листьев. При незначительной степени фальсификации установить её практически невозможно. Российскую качественную фальсификацию можно подразделить на 3основных вида:

  • Использование для фальсификации настоящего чая природных растительных продуктов местного происхождения,
  • Подкрашивание и химическая обработка,
  • Вторичная переработка спитого чая-разновидность качественной фальсификации чая частичной или полной заменой натурального продукта пищевыми отходами, образующимися после извлечения из него наиболее ценных компонентов. Её легко выявит по низкому содержанию экстрактивных веществ.

2.Асортиментная фальсификация

Встречается значительно реже и достигается путём замены чая растительным сырьём схожего внешнего вида. Основными видами ассортиментной фальсификации для высококачественных импортных наименований чая являются подмешивание низкокачественных компонентов и продажа старого низкокачественного чая.

3.Количественная фальсификация

Это обман потребителя за счёт значительных отклонений параметров товара (массы, объёма, длины), которые превышают предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто пачки занижен или объём стакана, который обычно используется при реализации весового краснодарского чая из мешков, имеет меньший объём за счёт более толстых стенок.

4.Информационная фальсификация  чая.

Это обман потребителя с помощью неточной или искажённой информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путём искажения информации в товарно-сопроводительных документах ,маркировке и рекламе. К ней также относится подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода.

Наиболее тщательная экспертиза с целью установления качества чая по показателям, имеющимся в стандартах, но с применением более точных либо более простых экспресс-методов, а также по медико-биологическим требованиям, может проводиться лишь в соответствующим образом оснащённых пищевых лабораториях, а также опытными ценителями чая.

Выявить количественную фальсификацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Товароведческая характеристика чая

2.1 Сравнительная характеристика  трех образцов чая

Органолептический метод исследования означает определение качества товара при помощи органов чувств – зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных, а иногда и слуховых. Нередко метод органолептического исследования не совсем точно называют дегустацией. В дословном переводе слово «дегустация» означает опробование на вкус, между тем, как практически в процессе дегустации участвуют не только орган вкуса, но и другие органы чувств. Особенно значительна роль органов зрения, вкуса и обоняния; сравнительно невелика роль органов осязания и слуха.

Что касается упаковки чая, в соответствии с законом «О защите прав потребителей» на упаковке чая должна содержаться следующая информация:

1.наименование продукта

2.сведения об изготовителе

3.стандарт,которым соответствует товар

4.информация о сертификации

5.основные потребительские свойства

6.пищевая ценность

7.условия хранения.

 

Органолептическую оценку качества чая рассмотрим на примере 3 образцов:

  • Чай черный байховый фасованный «GREENFIELD»;
  • Чай черный байховый фасованный «Лисма».
  • Чай чёрный байховый фасованный «CURTIS»

Для проведения исследования были выбраны следующие органолептические показатели: аромат и вкус, настой, цвет разваренного листа, внешний вид чая, а также было проведено исследование упаковки на соответствие ГОСТу.

Чай  «GREENFIELD»

Марка чая Greenfield представлена несколькими направлениями. Это Black Tea, Green Tea, Ооlоng Tea, White Tea и Herbal Tea, которые включают в себя сорта чёрного, зелёного, красного и белого чая. Greenfield предлагает своим покупателям также эксклюзивное собрание натуральных травяных чаёв.

В мире существуют тысячи сортов чая, но есть несколько избранных, выращенных в особенно благоприятных для чайного растения условиях на знаменитых плантациях Цейлона, Индии, Китая, Кении и Японии. Именно такие сорта составляют коллекции чая Greenfield.

Секреты обработки чайных листьев, которые передаются из поколения в поколение и уникальные природные условия создают безупречный вкус чая Greenfield. Для его производства используются только самые нежные, сочные чайные листочки и чайная почка. Эта почка называется типсом.В коллекции Greenfield нет похожих сортов — каждый обладает индивидуальным, неповторимым вкусом и ароматом. Чёрная, зелёная, а также красная и белая коллекции представлены листовым и пакетированным чаем.

Листовой чай расфасовывается в герметичный пакет из трёхслойной лавсановой фольги, а затем упаковывается в картонную пачку.Пакетированный чай имеет индивидуальную упаковку из специальной фольги. Эта упаковка называется термосташе. Она идеально сохраняет вкус и свежесть чая, предохраняя от воздействий влаги и посторонних запахов.В хербальной коллекции представлены только пакетированные сорта. Чайные пакетики также упакованы в термосташе.На каждой упаковке чая Greenfield размещён специальный значок с рекомендациями по приготовлению напитка. На упаковках сортов травяной коллекции имеются специальные символы, обозначающие действие напитка.

 

 

 

Таблица 1.

Наименование показателя

Характеристика ГОСТ 1938-90

Фактически

Заключение

Аромат и вкус

Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус

Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус

Соответствует

Настой

Яркий,прозрачный «средний»

Яркий, прозрачный, «средний»

Соответствует

Цвет разваренного листа

Однородный, коричнево-красного цвета

Коричнево-красного цвета, однородный

Соответствует

Внешний вид

Ровный,однородный, хорошо скрученный

Ровный, однородный,хорошо скрученный

Соответствует


 

 

Рассмотрим упаковку (см.Приложение ).

На упаковке чая можно прочитать следующую информацию:

  1. наименование продукта,
  2. сведения об изготовителе,
  3. стандарт, которому соответствует товар,
  4. информация о сертификации,
  5. основные потребительские свойства, пищевая ценность,
  6. условия хранения.

Органолептическая оценка качества чая соответствует ГОСТ 1938-90. Чай черный байховый фасованный.

Чай «Лисма»

Торговая марка «Лисма» производит черный и зеленый чай, а также каркадэ в среднем ценовом сегменте, как в листовой, гранулированной, так и в пакетированной расфасовке. Его коллекции включают в себя черные индийские, кенийские и цейлонские чаи, а также популярный у потребителя зеленый китайский чай.

«Лисма» доступный чай с весьма крепким и насыщенным вкусом, обладающий бодрящим ароматом. Коллекция черных чаев порадует любителей классически крепкого чая своим ярким настоем, крепким до терпкости вкусом и волшебным, неповторимым ароматом.

Благодаря деликатной обработке, чайные листы становятся похожими на маленькие жемчужины, настой которых обладает насыщенным вкусом с нюансами горчинки и терпкости, завораживая своим сказочным ароматом.

Для проведения исследования выбран чай черный байховый «Лисма» первого сорта.

Таблица 2.

Наименование показателя

Характеристика ГОСТ 1938-90

Фактически

Заключение

Аромат и вкус

Достаточно нежный аромат, средней терпкости вкус

Нежный аромат, средней терпкости вкус

Соответствует

Настой

Недостаточно яркий, прозрачный, «средний»

Недостаточно яркий, прозрачный, средний

Соответствует

Цвет разваренного листа

Недостаточно однородный, коричневый

Коричневый, недостаточно однородный

Соответствует

Внешний вид

Недостаточно ровный, скрученный

Недостаточно ровный,скрученный

Соответствует

Информация о работе Товароведческая характеристика и оценка конкурентоспособности чая