Товароведческая характеристика и оценка конкурентоспособности чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Выбранная тема чрезвычайно актуальна на сегодняшний день.На современном рынке чай является самым обожаемым напитком россиян и по уровню егоупотребления на душу народонаселения Российская Федерация занимает одно из лидирующих мест в мире, существенно уступая только Англии и Турции. Согласно статистике, ежедневно пьют чай 93% взрослого населения России и 98% детей, при этом треть из них выпивает по4 и более чашек в день, приблизительно 1,1 кг чая, а если взять за единицу измерения одно чаепитие, на которое уходит приблизительно 2 гр. сухого чая, получится, что средний россиянин выпивает примерно 550 чашек чая в год или 1,5 чашечки в день.

Содержание

Введение
1.История возникновения чая
1.1 Современное состояние рынка чая
1.2 Классификация и потребительские свойства чая
1.3 Факторы, влияющие на качество чая
1.4 Требования к упаковке и маркировке чая
1.5 Дефекты и фальсификация чая.
2.Товароведческая характеристика чаёв
2.1 Сравнительная характеристика трех образцов чая
2.2 Оценка конкурентоспособности чая
3. Практические предложения по повышению конкурентоспособности чая
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 240.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Исследуя весь перечень показателей и оценок каждой торговой марки, рассчитаем конкурентоспособность каждой торговой марки в отдельности.

Таблица 8.

Параметры

Наименование торговой марки

Лисма

Greenfield

Curtis

Количество баллов по каждому параметру

Упаковка

2

3

2

Качество

2

3

2

Приемлемость цены

3

1

2

Маркетинговые усилия в продвижении торговой марки

2

3

2


 

 

Конкурентоспособность (К) рассчитывается следующим образом:

  1. К «Лисма» =  2+2+3+2=9

  1. К «Greenfield» = 3+3+1+3=10

  1. К «Curtis» = 2+2+2+2=8

Таким образом, выяснилось, что конкурентоспособность чая «Greenfield» выше, чем конкурентоспособность двух других товаров-аналогов.

Рис.1 Конкурентоспособность чая «Greenfield», «Curtis», «Лисма»

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что данные марки не входят в разряд элитных, эксклюзивных или обладающих безупречным качеством. Их превосходство - в гармоничном сочетании цены, качества и дизайна, а также - в выбранной стратегии «завоевания большей доли рынка». Эта стратегия заключается в ориентации на обычного, среднего потребителя, представляющего основной сегмент всего населения страны.

Таким образом, можно сказать – «Изучай потребителя и поймешь, что ему надо». Успех товара всегда определяется спросом.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Практические предложения по повышению конкурентоспособности чая

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены и дизайна.

Конкурентоспособность товаров зависит от ряда факторов, в связи с чем, понятие конкурентоспособность достаточно ёмкое. Чтобы удовлетворить различные потребности покупатель приобретает товары, качество и потребительские свойства товаров которых и способны удовлетворить эту потребность. Поэтому конкурентоспособность товаров можно считать и рядом качеств, обеспечивающих преимущества товару на рынке и содействующих его успешному сбыту.

В этой связи и по причине того, какое значение принимает конкурентоспособность на этапе становления цивилизованного рынка и по тому, как оно связано с потребительскими свойствами данное понятие можно рассматривать, как новое потребительское свойство товара.

Конкурентоспособность можно рассматривать и как комплексное свойство, характеризующее способность товара обладать определенной предпочтительностью для потребления.

Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Как было сказано раннее, потребительские предпочтения - понятие относительное. Поэтому спрос на одну и ту же продукцию будет неодинаков для различных регионов, рынков и мест продаж.

Известно, что спрос на товар определяется его конкурентоспособностью, которая понимается как совокупность качественных и стоимостных характеристик способных обеспечить удовлетворение конкретных потребностей покупателей и выгодно отличать друг от друга товары-аналоги.

Тот товар, который в лучшей степени удовлетворяет покупателя, считается наиболее конкурентоспособным, т.е. товар, который окажется приоритетными при выборе потребителем продукции на рынке, и будет обладать высокой конкурентоспособностью.

Повышение конкурентоспособности предприятия, это, в первую очередь, понимание нужд потребительского рынка и перспектив его развития; знание возможностей конкурентов, анализ тенденций развития окружающей среды; способность создать товар с такими качествами, чтобы потребитель предпочел его, а не товар конкурента. В условиях конкурентной борьбы цены на рынке определяются спросом, и любое изменение желания потребителя данного вида товара или услуги сразу же сообщается производителю путем изменения цены на товар.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Чай один из самых распространённых в России напитков. Он хорошо снимает утомление и головную боль, повышает умственную и физическую активность, стимулирует работу головного мозга, сердца, дыхания. Чай является богатым источником минеральных веществ.

Биологически ценные вещества чая, образуя единый комплекс, благоприятно воздействуют на организм человека. Лечебные свойства чая обусловлены его антисептическим и бактерицидным действием, проявляемым при болезнях печени, желудка, почек, хрупкости капилляров.

В настоящее время на российском рынке представлен огромный ассортимент чайных изделий. Крупнейшими производителями чая являются: ООО «Орими Трейд», ОАО «Компания “Май”», «AhmadTeaLtd.» и «UnileverNV/Plc».

Под предметом исследования рассмотрели товароведческую характеристику чая, ознакомились с историей возникновения чая, классификацией ассортимента и потребительскими свойствами.Объектом исследования явились чаи Лисма,CURTIS  и GREENFIELD.При органолептической оценке чая определили такие показатели, как: внешний вид, вкус и аромат, цвет настоя и цвет разваренного листа. Для проведения оценки были выбраны: чай черный «Лисма», чай чёрный «CURTIS» и чай черный «GREENFIELD». На основе оценки сделан вывод, что все чаи соответствуют ГОСТу.

По оценкам экспертов, в потреблении чая в России сейчас наблюдаются следующие основные тенденции:

1.Чайный рынок России находится в состоянии, близком к насыщению. Объёмы продаж в последние годы колеблются вокруг одних и тех же средних значений и вряд ли будут ощутимо расти. Меняется лишь структура потребления.

2.Растёт популярность пакетированного чая. Если в начале века его доля составляла 9 %, то сейчас, по некоторым оценкам, она уже достигает 40-50 %.

3.Увеличивается популярность ароматизированных чаёв с фруктовыми и цветочными добавками.

4.Сохраняется приоритетное потребление чёрного чая, хотя зелёный за последнее десятилетие усилил свои позиции — сейчас россияне пьют примерно в десять раз больше чёрного чая, чем зелёного, тогда как на начало века соотношение превышало 30/1.

5.Неослабевающим спросом пользуются дорогие, элитные марки чая.

В целом стоимость чая в России постепенно растёт (что естественно для насыщенного рынка), в особенности это касается массовых высококачественных сортов, в низшем ценовом сегменте рост не так заметен. В качестве причин называют рост мировых цен на сырьё, подорожание упаковки и рост транспортных расходов. Эта тенденция уже приводит к ухудшению ассортимента за счёт постепенного отказа торговых сетей от дорогих высококачественных марок чая. По словам исполнительного директора Московской чайной фабрики Александра Шульгина, «… мы идем по западному сценарию развития чайного рынка. Там с каждым годом ассортимент чая на полках сокращается, и у потребителя почти не остается выбора».Следствием такой высокой концентрации товаров и товаропроизводителей на одном рынке, будет их острое конкурентное соперничество, вынуждающее товаропроизводителей «выискивать» новые возможности повышения конкурентоспособности их продукции, а предприятия розничной торговли – формировать торговый ассортимент с учетом уровня конкурентоспособности каждого товара-претендента.

Существуют также прогнозы, согласно которым в ближайшие годы общее потребление чая (в натуральном выражении) в России будет снижаться в среднем по 2 % в год, из-за перехода части населения на другие продукты, снижения общей численности населения и увеличения доли пакетированного чая в рационе. В частности, на российском рынке увеличивается доля напитков без содержания кофеина.

Изучив более подробно тему, можно сделать следующие выводы, которые доказывают преимущество чая перед другими напитками:

Чай – лекарственный, тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми, ароматическими свойствами, оказывающий положительное влияние на организм человека и являющийся самым распространённым на земном шаре напитком. Лечит пять основных внутренних органов: печень, лёгкие, сердце, селезёнку и почки. Уменьшает сонливость, утоляет жажду, является эффективным средством против опьянения.

В результате проделанной работы мы узнали, откуда берет свой исторический путь чай, какое сырье используют, изучили ассортимент чая и его качественные характеристики. Так же мы можем дать совершенно точно несколько полезных советов покупателю, такие как, например:

- Гранулированный чай лучше пить с молоком.

- Листовой чай сохраняет свойства, аромат, гранулы придают цвет и крепость.

- Чай с бергамотом – снимает раздражение, повышает работоспособность.

- Самый полезный чай – зелёный.

- Самый бодрящий – чёрный.

- Самый терпкий – индийский.

- Самый нежный – китайский.

- Самый вкусный – байховый крупнолистовой.

Какой чай лучше, черный, зеленый, красный или ароматизированный, каждый покупатель решает сам для себя, но для того, чтобы он сделал хороший и правильный выбор, нужны высококвалифицированные, опытные и знающие свое дело работники, которые не только отлично обслужат, но и дадут стоящий совет.

 

Список использованных источников

1. Л.Р. Афанасьев и др. Товароведение продовольственных товаров. / М.; Экономика, 2000.

2. В.И. Базаров. М. Исследование продовольственных товаров.: Экономика, 2002.

3. П.А. Боровикова и др. Товароведение продовольственных товаров. / М.: Экономика, 2003.

4. А. Васильев, Л.И. Ибрагимов, Н.Г. Нагапетьянц и др Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебное пособие для ВУЗов / Г.;

5. С. Д. Ильенкова. Управление качеством / под ред.. – М: ЮНИТИ, 2002.

6.Михаленко В.Е., Пизик С.Е. Практические работы по товароведению продовольственных товаров. М.: Экономика, 2002.

7.Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. “Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление”. – М: Внешторгиздат, 2008.

8.Николаева М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2000.

9.Чепурной И.П. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008.

10. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А., Мхитарян К.Р. Товароведение и экспертиза вкусовых и кондитерских товаров. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

11. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 2005.

12. ГОСТ 1938 – 90. «Чай черный, байховый, фасованный». Технические условия

13. ГОСТ 1936-85 «Чай. Правила приемки и методы анализа»

14. www.standard.ru

15. www.advertоlоgy.ru

16. ГОСТ 1938-90 «Чай черный байховый фасованный. Технические условия».

17.Драмшева С. Т. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. - М.: Экономика, 2003, стр. 108.

18. Елисеева Л. Г. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебник. - М.: МЦФЭР, 2006.-800с.

19. Казанцева Н. С. Товароведение продовольственных товаров. Учебник. - М.: Дашков и К, 2007.-356с.

20.Неверова Н. А. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. - М., 2005.-464с.

21. Никифорова Н. С., Новикова А. М., Прокофьева С. А. Справочник по товароведению продовольственных товаров. – М., 2007.-384с.

22. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007.-448с.

Информация о работе Товароведческая характеристика и оценка конкурентоспособности чая