Товароведческая характеристика игрушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:46, реферат

Краткое описание

Игрушки и игры - это особый вид товаров, предназначенных для воспитания детей. Они способствуют их умственному, эстетическому и физическому развитию, помогают познавать окружающий мир, приучают к труду, формируют характер, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества.

Вложенные файлы: 1 файл

игрушки.docx

— 162.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Понятие о данной группе товаров. Значимость данной группы товара для потребителя.

Игрушки и игры - это особый вид  товаров, предназначенных для воспитания детей. Они способствуют их умственному, эстетическому и физическому развитию, помогают познавать окружающий мир, приучают к труду, формируют характер, приучают его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Потребительские свойства игрушек проявляются при их использовании детьми в процессе игры.

Для детей игра имеет такое же значение, какое для взрослого  человека имеют работа, творческая деятельность, поэтому игрушки должны отражать образы и события современности.

Игрушки являются сложной группой  товаров. Они отличаются по материалу, из которого изготовлены, художественному  оформлению, а также по тому влиянию, которое они оказывают на развитие тех или иных способностей детей. Поэтому подразделить их по какому-то одному признаку не представляется возможным.

Содержание и формы игрушки  находятся в непосредственной связи  с социальным строем общества, с  уровнем его культуры.

Игрушки позволяют также более  естественно организовать общение  ребёнка с родителями, что является в современном мире весьма актуальной проблемой.

Русские игрушки. Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома. Игрушки — деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, львы, петушки, собачки, кошечки, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечными ковшики, стаканы, чашки и так далее . Игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д.

Одной из первых игрушек был мячик (мечик). Мячики из тканей, с бубенцами внутри.

В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Вероятно, это традиция осталась от обряда сажания на живого коня. С взрослением царевичу покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки, алебарды.

Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки, каптуры и т.д

Обеспеченность населения  данной группой товаров по России и регионам мира.

По данным ежеквартального исследования TGI-Russia исследовательской компании "Комкон", каждая третья российская семья хотя бы раз в три месяца тратит деньги на игрушки. Кроме того, покупатели стали проявлять больший интерес к развивающим играм, а также играм, в которые можно играть всей семьей.  
По данным "Комкона", в 2008 году на покупку игрушек россияне потратили около 80 млрд рублей. В 2009 году, по мнению игроков рынка и экспертов рынка, сумма будет существенно ниже. Влияние кризиса и снижение покупательского спроса на рынке заметили уже в декабре 2008 г.  
"Кризисный онлайн-мониторинг" - исследование, проведенное "Комконом", - показало, что в декабре по сравнению с ноябрем 2008 года на игрушках стали экономить 42% покупателей. Прежде всего, это выразилось в том, что игрушки стали покупать реже (26% покупателей) или в более дешевых магазинах (11%). Для сравнения, на детской одежде стали экономить только 30%. 
Новые тенденции наблюдаются и в выборе ассортимента: теперь закупают простые, более дешевые игрушки, которые не требуют в продаже особого подхода, то есть объяснения продавцом функциональности или той пользы, которую она может принести ребенку потенциального покупателя. В отличие от набора юного химика, к примеру, плюшевого мишку покупатели приобретают не раздумывая. 
Основными покупателями игрушек являются родители с детьми 3-6 лет (45,3%). Доля родителей с детьми 0-3 года составляет 43,2%, родителей с детьми 7-9 лет – 34,3%, родителей с детьми 10-12 лет – 23,7%, родителей с детьми 13-15 лет – 12,3% .

Классификация и сегментация  данной группы товаров по различным  признакам.

Игрушки классифицируют по воспитательному (педагогическому) и возрастному  назначению, а также по материалу  изготовления.

Классификация игрушек по воспитательному  назначению обусловлена их педагогической направленностью, т.е. свойствами игрушек  влиять на умственное, физическое и  эстетическое развитие детей.

По воспитательному назначению игрушки подразделяют на восемь групп:

1. Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий. Они развивают у него осязание, координацию движений, дают ребенку первое представление о форме, размере и цвете. К ним относятся погремушки, подвески, шарики, мячи, разборные пирамидки, матрешки, цветные кубики, конструкторы из больших деталей и др.

2. Игрушки, способствующие физическому развитию детей (развитию силы, ловкости, меткости, координации движений) - это обручи, скакалки, кегли, велосипеды, ружья и пистолеты, санки и т.п.

3. К игрушкам, знакомящим детей с окружающей природной средой (образно-сюжетные игрушки) к ним

относят: куклы, фигурки людей, животных, рыб, предметы домашнего обихода, транспортные игрушки и т.д.

4. К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники (политехнические игрушки), относят конструкторы, действующие модели машин, механизмов и приборов, химические и электромонтажные наборы, электронные, электротехнические, аэродинамические, магнитные, пневматические игрушки, радио- и электромеханические игрушки, телеигры.

5. Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами,- это лопатки, грабли и другой садово-огородный инвентарь, предметы для детского технического творчества (наборы столярного и слесарного инструментов, детали), переводные картинки, детские швейные машинки и др.

6. К игрушкам, способствующим музыкальному и художественному развитию детей, относят детские музыкальные инструменты, театр кукол, альбомы для раскрашивания, пластилин, панорамы, елочные и карнавальные украшения.

7. Настольные игры развивают наблюдательность, логическое мышление, смекалку, дисциплинированность, чувство коллективизма.

8. Игрушки-забавы - это смешные, танцующие и прыгающие фигурки животных, сказочные персонажи, у которых имеется элемент неожиданности, а также головоломки и фокусы.

Классификация игрушек по возрастному назначению связана с тем, что дети разных возрастов имеют разный уровень развития, по-разному проявляют интерес к окружающим их предметам и явлениям, играют теми игрушками, которые им близки и понятны. В связи с этим все игрушки делят на три группы: для детей ясельного возраста, дошкольного и школьного возрастов. Но из-за акселерации детей эти границы смешиваются.

Игрушки для детей  ясельного возраста (до 3 лет) подразделяют на несколько групп.

Различают игрушки:

· для первой группы раннего возраста (груднички, новорожденные, дети до года)- погремушки, подвески, резиновые и  пластмассовые игрушки небольшого размера, соответствующие размеру  руки ребенка;

· для второй группы раннего возраста (дети до 2-х лет)- матрешки, мячи, ходунки, прыгунки, пупсы и др.;

· для первой младшей группы (до 3-х лет)- кольца, пирамиды, кубики с  разрезными картинками, пони-качалки, трехколесные велосипеды, совки, лопатки, а также развивающие игры с  использованием игрушек -трансформеров, крупной мозаики, книги-игрушки и т. д.

Игрушки для детей  дошкольного возраста (от 3-х до 6-ти лет) подбирают с учетом характера игр, в которых дети проявляют самостоятельность, выдумку и фантазию.

Различают игрушки:

· простейшие музыкальные игрушки, игры-забавы, кукольная мебель и  посуда, песочные наборы, велосипеды, транспортные игрушки, конструкторы-трансформеры, мозаика и др.;

· игрушки с более сложной  отделкой и конструкцией, мячи, кегли, железные дороги, тематические наборы («Больница»; «Барби»; «Магазин»); музыкальные и дидактические (обучающие) игрушки, карнавальные наборы, наборы цифр и букв, простейшие инструменты, настольные игры, книжки-панорамы, азбука, счетные палочки, велосипеды, электротехнические и электронные игрушки и др.

Игрушки для детей  школьного возраста - конструкторы, сборно-разборные игрушки, наборы для выпиливания, городки, лыжи, санки, велосипеды и др.; шахматы, шашки, электронные (компьютерные) игры, настольный теннис, наборы по радиотехнике, физики, химии, наборы для выжигания, инструменты.

По материалу изготовления игрушки подразделяются на пластмассовые, металлические, деревянные, резиновые, из тканей (мягко-набивные), картонажные и др. В особую группу выделяют елочные украшения и карнавальные принадлежности, которые изготавливают из стекла с напылением, пластмасс, мишуры, картона, бумаги и других материалов.

Пластмассовые игрушки имеют наибольший удельный вес, так как отличаются легкостью, изяществом, разнообразием форм и конструкций, яркими цветами, хорошо моются.

Их изготавливают из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, поликарбоната, пенополиуретана (поролона). К ним относятся куклы, фигурки животных, посуда, погремушки, кольца, кубики, машины, водоплавающие игрушки, мячи и др. Их изготавливают современными методами литья под давлением, или экструзией с раздуванием, практически без дополнительной обработки. Пластмассовые игрушки должны обладать высокими потребительскими свойствами.

Металлические игрушки предназначены для детей всех возрастов, кроме первой группы раннего возраста. Для их изготовления применяют различные стали, сплавы цветных металлов. Детали игрушек изготавливают штампованием и литьем, а соединяют с помощью сварки или винтов. Металлические игрушки окрашивают кистью или аэрографом, на них наносят художественную печать (литографирование), декалькоманию, используют анодирование, никелирование, хромирование. В транспортных металлических игрушках применяют пружинные, инерционные и электрические двигатели. Ассортимент металлических игрушек

подразделяют на следующие подгруппы: транспортные игрушки, сельскохозяйственные механизмы,

космическая техника, электрические  и оптические игрушки, инструменты, конструкторы и др.

Деревянные и керамические игрушки имеют ограниченный ассортимент (их заменяют пластмассовыми). Они отличаются по способу изготовления: токарные (городки, пирамидки), столярные и выпиленные (гарнитуры кукольной мебели), плетеные (лукошки и корзиночки).

Деревянные игрушки изготавливают  из древесины лиственных и хвойных  пород, листовой фанеры, ивового прута, а отделывают красками или прозрачными  лаками, резьбой, выжиганием, живописью  и др. Керамические игрушки представлены глазурованной майоликой (свистки, копилки).

Резиновые игрушки, изготовленные из натурального каучука, имеют ограниченное применение, их заменяют мягкие игрушки из ПВХ- пластизоля и ПВХ- пленок.

Надувные игрушки изготавливают из газонепроницаемой ПВХ- пленки методом СВЧ- сварки с контурным электродом. В пленку предварительно закладывают специальный клапан, через который игрушку надувают воздухом.

Резиновые игрушки из силиконовой резины, предназначены для ясельного возраста. Это фигурки людей, птиц, рыб, мячи и шары, которые раскрашивают безвредными красками.

Мягко-набивные игрушки изготавливают из натурального или искусственного меха, различных ворсованных тканей. Набивочным материалом служат синтетическая вата, поролон, пластмассовые шарики. Эти игрушки могут иметь заводной механизм и дополнительные украшения. Выпускаются в широком ассортименте, но их трудно мыть и дезинфицировать.

Анализ состояния мирового и отечественного рынка данной группы товаров и основные направления  его развития.

В настоящее время рынок игрушек  в России динамично развивается  — его прирост составляет около 20-30% за год. Две наиболее крупных  категории этого рынка — это  сегменты кукол и мягких игрушек. Их совокупный размер сегодня составляет около 200 млн. долл., то есть около 40% от общего объема рынка (около 500 млн. долл.) в то время как мировой рынок игрушек оценивается почти 90 млрд. долларов США. При этом на рынок кукол приходится только четвертая часть этого объема, тогда как доминирующую позицию среди последних занимают мягкие изделия. Объем рынка игрушек в России в 2011 году вырастет на 15 процентов и достигнет 99 миллиардов рублей при условии сохранения благоприятной экономической ситуации, прогнозирует группа компаний "Детский мир".

По данным Минпромторга, рынок игр и игрушек по итогам 2012 года оценивается в 123 млрд руб., прогноз на 2015 год — 213,8 млрд руб., то есть темпы роста за предстоящие три года — 73,8%, или более 22% в год. 
Около 85 % детских товаров в российских магазинах произведены в КНР или странах Юго-Восточной Азии. «Российские производители детских товаров за 20 с лишним лет так и не смогли до конца восстановиться после 1990-х, – говорит профессор ГУ ВШЭ Марина Шерешева. – И их доля на рынке в последние годы не превышает 10 %».

Эксперты прогнозируют, что к 2015 году объем рынка игрушек увеличится приблизительно в три раза.

По данным Ассоциации индустрии  детских товаров (АИДТ), до кризиса российский рынок игрушек рос на 20-30% в год, после кризиса темпы роста снизились до 15%, а в 2011 году прогнозируется увеличение на 17%. В ближайшие 5 лет, по прогнозу АИДТ, объем рынка удвоится и составит около 6,5 миллиарда долларов (в 2011 году рынок вырос на 22.5 %, превысив прогнозные показатели в 17% и составил 3,3 млрд. долларов). Он войдет вначале в 10 крупнейших рынков мира в течение 3-5 лет, а затем в пятерку (в течение последующих 5-7 лет)

Импорт занимает доминирующее положение  на рынке. В сегменте игрушек –  до 90%. Импорт узкого сегмента игрушек  (пластмассовые фигурки людей, животных и сказочных персонажей) оказался довольно «широким» - 19 млн. долларов  в 2010 г. В стоимостном выражении  (около 70%)  преобладают брэндированные фигурки  (Нasbro, SylvanianFamilies). Рынок долгие годы остается непрозрачным, для него по-прежнему характерна высокая доля нелегального импорта и контрафактной продукции (по разным оценкам, до 60-70% от всего импорта), особенно это характерно для сегмента игрушек, которые в основном ввозятся из Китая и Юго-Восточной Азии. При этом, по данным УК "Финам Менеджмент", на официальный импорт приходится 80-90% рынка. Из этого следует, что доля внутреннего производства игрушек крайне мала – не более 10-20% . 
Однако детские игрушки наиболее успешных российских производителей являются весьма конкурентоспособными по качеству на мировом рынке и успешно экспортируются. В число лидеров среди российских компаний-экспортеров входят ОАО «Звезда», ЗАО «Степ Пазл», ООО «Комета Плюс», ООО «Золушка» и ряд других российских предприятий.

В целом уровень экспорта испанских  игрушек с января по июль 2012 вырос на 2,01% по отношению к аналогичному периоду 2011-го. Эта цифра включает в себя также продажу товаров, изготовленных в производственных центрах Мексики и Китая. Активнее всего в вышеназванный период экспортировались куклы – рост данного показателя составил 11%; за ними следуют самокаты и трехколесные велосипеды (5%), а также «традиционные игрушки» (2%).

Рынок детских игрушек безудержно расширяется, и на нем хватит места как отечественным, так и зарубежным производителям, считают аналитики. По прогнозам компании inFOLIO Research Group, в 2012 году объемы продаж игрушек в России составят 3,7 млрд. долл. Также в 2012 году аналитики ожидают дальнейшее укрепление на рынке позиций отечественных производителей.

По данным компании inFOLIO Research Group, кризис сказался на сегменте игрушек не так болезненно, как на других отраслях. Объем рынка в денежном выражении сократился на 2% (в основном, за счет роста цен на зарубежную продукцию), при этом отечественное производство — на 17% (в том числе и вследствие непростого финансового положения ряда российских предприятий). Как и предполагалось, значительно усилились позиции китайских экспортеров, которые смогли добиться роста продаж на 4%. 
Однако уже во втором полугодии 2009 года ситуация стала резко выправляться и рынок продемонстрировал 12%-ый рост по сравнению с первым (к сожалению, во многом за счет импорта). В 2010 году вернулась докризисная динамика — объемы продаж выросли на 26%. В 2011 году рынок преодолел планку в 3,2 млрд. долл., продемонстрировав рост в 23%. В первом полугодии рост составил 29,3%. Позитивная годовая динамика была обеспечена в том числе и за счет успехов российских производителей, добившихся роста продаж в 11,7%.

Информация о работе Товароведческая характеристика игрушек