Товароведная характеристика мясных полуфабрикатов реализуемых в торговых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому данная курсовая работа посвящена изучению мясных мелкокусковых полуфабрикатов, а так же лабораторным и маркетинговым методам их исследования.
Целью курсовой работы: дать товароведную характеристику мясных полуфабрикатов реализуемых в торговых предприятиях.

Вложенные файлы: 1 файл

(курсовая).docx

— 45.02 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Безусловно, производство и потребление мяса и мясных продуктов в России ежегодно увеличивается. Согласно прогнозным оценкам, в ближайшие три года мясной рынок  будет расти на 10% в год. Наиболее высокие темпы отмечаются в сегменте охлажденных мясных полуфабрикатов, участниками которого становятся не только мясоперерабатывающие компании, но и розничные продавцы. Это объясняется  тем, что мясо и мясные продукты являются незаменимыми по пищевой ценности факторами  питания.

Но, стоит  учитывать, что мясо может быть не только некачественным, но даже являться источником пищевых отравлений. Например, в мышцах больных и утомленных животных количество гликогена уменьшено  и снижена активность тканевых ферментов, в результате качество мяса ухудшается. А накопление в мышцах кислот и  повышенное содержание продуктов гидролиза  белка являются благоприятными условиями  для развития патогенной микрофлоры, что сокращает срок хранения. Мышцы  тяжелобольных животных труднее  перевариваются и хуже усваиваются  организмом человека, чем мясо от здоровых животных.

Также известно, что охлажденные полуфабрикаты  имеют очень ограниченный срок хранения и несоблюдение режимов хранения также неблагоприятно сказывается  на качестве полуфабрикатов.

Поэтому данная курсовая работа посвящена изучению мясных мелкокусковых полуфабрикатов, а так же лабораторным и маркетинговым  методам их исследования.

Целью курсовой работы: дать товароведную характеристику мясных полуфабрикатов реализуемых  в торговых предприятиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Современное состояние  производства мясных полуфабрикатов  в Р.Ф.

Исследование  рынка мясных полуфабрикатов основывалось на данных о регистрации ассортимента мясных полуфабрикатов.

Регистрация товарного ассортимента - составление  перечня товаров одной или  нескольких товарных групп и их характеристик (цены, вес, упаковки), представленных в  розничных торговых точках.

Продажа полуфабрикатов требует от магазина определенных технических  условий. По сути дела, продажа может  быть осуществлена только при наличии  морозильного ларя. Еще несколько  лет назад это сужало рынок  полуфабрикатов, ограничивало их дистрибьюцию только относительно крупными магазинами.

Мясные полуфабрикаты  зарегистрированы в 92% торговых точек  Российской Федерации. В среднем, в  магазине, торгующем полуфабрикатами, представлено 32 наименования подобных продуктов. Если несколько лет назад  розничная торговля жаловалась на то, что полуфабрикаты - продукт не для  всех, сегодня полуфабрикаты - столь  же распространенный и востребованный продукт, как и колбаса.

Мясные полуфабрикаты  представлены в 2010 г. в 95% всех магазинах  и 100% супермаркетов. Видно, что эти  показатели достаточно стабильны и  соответствуют зафиксированным  показателям прошлого года (см. рис. 2).

Не смотря на распространенность полуфабрикатов, рыночные торговые точки реже имеют  их в своем ассортименте и здесь  он более узок. Так, в среднем в  супермаркете представлено 49 наименований полуфабрикатов, в магазине прилавочной  торговли - 25, в павильоне - 27, а в  киоске на рынке только 18.

С 2006 по 2010 год  российский рынок мяса вырос на 1,5 млн. т, в настоящее время эксперты оценивают его в 8-9 млн. т, то есть в $15-17 млрд. в оптовых ценах. По оценкам  Института аграрного маркетинга (ИАМ), до 2013 года мясной рынок России будет расти на 10% в год. На рисунке 3 показано использование отечественного и импортного мяса на рынке Российской Федерации. Тенденция нескольких последних  лет - рынок колбас растет не более  чем на 2-5% в год, в то время как  категория мясных полуфабрикатов увеличивает  свою долю на 10-15% ежегодно.

Среди основных тенденций отечественного мясного  рынка - переход потребителей с замороженной мясной продукции на охлажденную. Наиболее активную динамику развития и интенсивный рост показывает сегмент охлажденного мяса, птицы и полуфабрикатов. Эту тенденцию отмечают аналитики. Согласно данным мониторинга оптовой торговли Москвы, в прейскурантах компаний среди всех видов мясных продуктов - мясо, колбасные изделия, консервы и пр., охлажденные полуфабрикаты составляют порядка 12%. «Если рассматривать категорию замороженных и охлажденных полуфабрикатов отдельно от остальных продуктов, то на долю охлажденных в оптовой торговле приходится 66% ассортимента», Участники рынка считают, что тенденция активного развития потребления охлажденной мясной продукции сохранится в ближайшие 3-4 года и наиболее ярко динамика будет прослеживаться на региональном уровне. Несмотря на то, что в среднем розничная стоимость охлажденного мяса на 10-15% выше замороженного, рост уровня дохода населения и популяризация концепции здорового питания будут и в дальнейшем формировать стабильный покупательский спрос на охлажденное мясо.

Рынок охлажденных  полуфабрикатов подразделяется на два  больших сегмента: натуральные и  переработанные продукты. В свою очередь  сегмент натуральных продуктов  подразделяется на следующие подгруппы: крупнокусковые, мясокостные, рубленые, мелкокусковые, порционные, в маринаде, мясные наборы (суповые и пр.). Переработанные полуфабрикаты включают рубленые изделия, куда входят разного вида котлеты  и фарш. «На мясном рынке преобладают  непереработанные продукты, из охлажденных полуфабрикатов у российских потребителей в большей степени востребован фарш. На втором месте натуральные мелкокусковые полуфабрикаты» - говорят в Symbol-Marketing.

По прогнозам  экспертов Мясного союза России, доля птицы в структуре потребления  вырастет к 2013 году до 45%, доля свинины  останется на уровне 31%, говядины - снизится до 20%.

Развитие  сегмента охлажденных мясных полуфабрикатов начиналось с крупных городов, с  сетевых магазинов, в которых  работали собственные цеха по производству полуфабрикатов. Предлагаемый в розничных  сетях ассортимент охлажденных  мясных полуфабрикатов, продающихся  на развес, и сформировал изменения  покупательского спроса на эту категорию  продукции. Участники рынка отмечают, что потребители стали покупать больше охлажденных полуфабрикатов вразвес. Доля их продаж составляет порядка 65% против 35% в фасованном виде. Все  это укрепляет позиции розничных  сетей как производителей охлажденных  мясных полуфабрикатов. .

Основная  проблема в работе с охлажденной  продукцией - небольшой срок реализации. Учитывая географическую удаленность  ряда магазинов, возникают сложности  в организации логистического процесса по доставке товара в магазины. Таким образом, чтобы предложить покупателю качественный свежий товар, основной объем поступлений необходимо обеспечивать силами местных производителей, что, к сожалению, не всегда возможно, так как во многих регионах данная отрасль находится в стадии формирования и, как результат, отсутствуют достойные предложения.

Начиная с 2006г. значительно повышается конкурентоспособность  продукции отечественных «местных»  производителей. Во многом на это повлияло уделение особого внимания качеству производимых продуктов, а, следовательно, повышение престижа отечественных производителей. Некоторые предприятия, использующие высокотехнологичное оборудование, способны производить продукцию, соответствующую европейским стандартам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Классификация и характеристика ассортимента мясных полуфабрикатов

Мясные полуфабрикаты - это изделия из натурального и  рубленого мяса без термической  обработки. Это изделия, максимально  подготовленные для кулинарной обработки [20].

Мясные полуфабрикаты  делятся: на натуральные (крупнокусковые, мелкокусковые, порционные, порционные панированные); рубленые; полуфабрикаты  в тесте; мясной фарш.

Натуральные полуфабрикаты. Это куски мясной мякоти различной массы, очищенные  от сухожилий и грубых поверхностных  пленок. К натуральным мелкокусковым  полуфабрикатам относятся также  мясокостные кусочки мяса с определенным содержанием костей. Полуфабрикаты  выпускают охлажденными или замороженными. Сырьем является мясо в охлажденном или замороженном состояниях. Не используется мясо быков, хряков, баранов, мясо, замороженное более одного раза, и мясо тощее.

Крупнокусковые  полуфабрикаты. В зависимости от сорта мяса крупнокусковые полуфабрикаты  делят на четыре группы:

- первая  группа: из говядины - длиннейшая  мышца спины (спинная часть,  поясничная часть), вырезка (пояснично-подвздошная  мышца, находится под телами  последних грудных и всех поясничных  позвонков), тазобедренная часть  (верхний, внутренний, боковой и  наружный куски); из свинины - корейка,  вырезка; из баранины - тазобедренная  часть;

- вторая  группа: из говядины - лопаточная  часть (плечевая и заплечная  части), подлопаточная часть, грудная  часть, а также покромка (надреберные  мышцы, снятые с 4-го по 13-е  ребро, оставшиеся после отделения  подлопаточной части, грудинки  и длиннейшей мышцы спины) от  говядины 1 -и категории упитанности:  из свинины - тазобедренная, лопаточная, шейно-подлопаточная части; из  баранины - лопаточная часть, корейка;

- третья  группа: из говядины - котлетное мясо  и покромка от говядины 2-й категории;  из свинины - грудинка; из баранины - грудинка, котлетное мясо;

- четвертая  группа: котлетное мясо. Котлетное мясо (на примере говядины) - куски мясной мякоти от шейной части, пашины, межреберное мясо, мякоть с берцовой, лучевой и локтевой костей, обрезки, полученные при зачистке крупнокусковых полуфабрикатов и костей.

Порционные  полуфабрикаты. Их изготавливают из крупнокусковых полуфабрикатов, нарезая  вручную или на специальных аппаратах  поперек мышечных волокон наклонно или перпендикулярно. Ассортимент порционных полуфабрикатов: из говядины - бифштекс натуральный (из вырезки), лангет (из вырезки два более тонких куска, чем бифштекс), антрекот (из длиннейшей мышцы спины), ромштекс (из длиннейшей мышцы спины или самых нежных кусков тазобедренной части - верхнего и внутреннего), зразы натуральные (из тех же кусков тазобедренной части), говядина духовая (из боковых и наружных кусков тазобедренной части).

Ассортимент порционных полуфабрикатов из свинины  включает в себя: котлету натуральную (из корейки), эскалоп (из длиннейшей мышцы  спины), свинину духовую (из шейно-лопаточной части), вырезку, шницель - из тазобедренной  части.

Порционные  панированные полуфабрикаты: ромштекс (из говядины), котлета натуральная  и шницель (из свинины и баранины). Для порционных панированных полуфабрикатов куски мяса слегка отбивают для разрыхления  тканей и обваливают в мелкодробленых сухарях из белого хлеба для сохранения мясного сока.

Мелкокусковые полуфабрикаты. Из говядины получают: бефстроганов (из вырезки, длиннейшей мышцы спины и верхнего и внутреннего куска тазобедренной части), азу (из боковых и наружных кусков тазобедренной части), гуляш (из лопаточной и подлопаточной частей, а также покромки), суповой набор (мясокостные кусочки массой 100-200 г с наличием мякоти не менее 50% к массе порции), говядина для тушения (кусочки ребер с наличием мякоти не менее 75% к массе порции), грудинка на харчо (с содержанием мякоти не менее 85% к массе порции).

Мелкокусковые полуфабрикаты из свинины представлены следующими наименованиями: поджарка (из тазобедренной части и корейки  с содержанием жировой ткани  не более 10%), гуляш (то же, что и гуляш  из говядины), мясо для шашлыка (из тазобедренной  части), рагу (содержание мякоти не менее 50% к массе порции), рагу по-домашнему (содержание костей не более 10% и жировой  ткани не более 15% к массе порции).

Крупнокусковые  полуфабрикаты реализуются в  основном весовыми, порционные - фасованными, масса изделия 125 г (вырезка 250 и 500 г), мелкокусковые - массой порции 250, 500 и 1000 г (мясокостные).

В производстве натуральных полуфабрикатов могут  использоваться посол и массирование. В состав рассола входит соль, фосфаты, сахарный песок; для некоторых наименований используется обсыпка из пряностей  и декоративных специй.

Мясные палочки  имеют цилиндрическую или прямоугольную  форму длиной до 10 см. Манты - блюдо узбекской кухни. Они больше по размеру, чем пельмени. Их не отваривают в воде, а готовят на пару в специальной посуде - манты-каскане. Хинкали - блюдо закавказской кухни типа пельменей в форме ромба, квадрата. Мясо для мант и хинкалей измельчают крупнее, чем для пельменей и палочек, фарш для этих изделий содержит повышенное количество лука.

Равиоли в составе фарша содержат также грибы и сычужный сыр, они имеют форму полукруга, прямоугольника, квадрата.

Рубленые  полуфабрикаты. Их приготавливают из мясного  фарша с добавлением других составных  частей согласно рецептуре. Традиционный ассортимент рубленых полуфабрикатов включает в себя: котлеты московские, домашние, киевские, ромштекс, бифштекс. Основным сырьем в их производстве являются говяжье и свиное котлетное  мясо, говядина жилованная 2-го сорта, свинина жилованная жирная. В годы экономического кризиса ассортимент рубленых полуфабрикатов расширялся за счет использования более дешевого сырья - мяса птицы механической обвалки, соевых белковых препаратов, в основном текстурированной соевой муки, овощей, круп.

Рецептура котлет состоит из котлетного мяса: московских - говяжьего, киевских - свиного, домашних - говяжьего котлетного и  свинины жирной пополам. В состав всех наименований входит (%): хлеб из пшеничной муки - 13-14, лук - 1-3, вода -- 20, панировочные сухари - 4, соль, перец, в киевских котлетах - яичный меланж. В ромштексе используется белок соевый гидратированный вместо хлеба; в бифштексе - мясо котлетное говяжье - 80%, шпик колбасный -12%, вода - 7,4%, перец, соль, панировка отсутствует. Допускается замена в котлетах 10% мясного сырья на соевый концентрат или текстурат и во всех наименованиях 20% мясного сырья на мясо птицы механической обвалки. Рубленые полуфабрикаты выпускают в охлажденном (0-6 °С) и замороженном виде (не выше -10 °С).

Информация о работе Товароведная характеристика мясных полуфабрикатов реализуемых в торговых предприятиях