Ассортиментная политика торгового предприятия как система мер по формированию конкурентной модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Ассортиментная политика предполагает формирование ассортимента.
Процесс формирования ассортимента включает [1, с. 37]:
- установление оптимального ассортимента в соответствии со спросом населения;
- разработку структуры ассортимента;
- организацию эффективных хозяйственных связей с поставщиками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СИСТЕМА МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ МОДЕЛИ 7
1.1 ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ МОДЕЛИ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 7
1.2 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ 12
2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ВЕСТЕРБЕЛТОРГ» 19
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ВЕСТЕРБЕЛТОРГ» 19
2.2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ВЕСТЕРБЕЛТОРГ» 24
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Вложенные файлы: 1 файл

Ассортиментная политика как система мер по форми конкурентоспособной модели Вестербелторг.doc

— 424.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: Ассортиментная политика торгового предприятия как система мер по формированию конкурентной модели

 

Курсовая работа: 39 с., 3 рис., 4 табл., 22 источника, 3 приложения.

 

АССОРТИМЕНТ, АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА, КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, АССОРТИМЕНТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ, ШИРОТА, ГЛУБИНА, ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Объект исследования – торговая организация ООО «Вестербелторг».

Предмет исследования – ассортиментная политика торгового предприятия как система мер по формированию конкурентоспособной модели.

Цель работы: определить направления совершенствования ассортиментной политики торговой организации ООО «Вестербелторг».

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к ассортиментной политике, проведен анализ использования ассортиментной политики в торговой организации ООО «Вестербелторг», предложены пути совершенствования ассортиментной политики.

Область возможного практического применения: в практике коммерческой деятельности ООО «Вестербелторг».

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

_________________

(подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Ассортиментная политика – это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии торговой организации. Вопрос о расширении или сужении ассортимента продаваемых товаров может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: специализация торговой организации, товарная группа, размеры торговой организации, конъюнктурные составляющие и другие.

Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы торговой организации [14, c. 154].

Формирование ассортиментной политики торговых организаций заключается в оценке потребностей населения (дифференцированной по основным социально-экономическим и демографическим признакам – пол, возраст, место проживания, доход, образование, социально-психологические особенности и др.) в конкретном товаре, выявлении набора признаков этого товара, которые бы соответствовали требованиям всех групп потребителей, и определении реальных путей их обеспечения. Ассортиментная структура формируется исходя из комплекса требований различных групп потребителей к ассортименту и качеству, выявленных в ходе обработки материалов опроса населения. Понимание различий между отдельными типами потребителей дает возможность работникам торговой организации на стадиях закупки, планирования и реализации более тесно увязывать потребности с предложением товаров и услуг [1, с. 36].

При формировании торгового ассортимента в каждом конкретном магазине необходимо, учитывать на какую часть населения (по уровню дохода) он будет ориентироваться, а также, что будет лежать в основе его ассортиментной политики.

Ассортиментная политика предполагает формирование ассортимента.

Процесс формирования ассортимента включает [1, с. 37]:

- установление оптимального ассортимента в соответствии со спросом населения;

- разработку структуры ассортимента;

- организацию эффективных хозяйственных связей с поставщиками.

Рассматривая процесс формирования ассортимента как главный элемент системы управления ассортиментом товаров, на котором проявляются все недостатки предшествующих видов работ, необходимо отметить, что управление ассортиментом означает не только его формирование, а также непосредственное наблюдение за ходом реализации каждой группы, подгруппы и разновидностей с оперативным реагированием на изменения в спросе. Именно с помощью реализации товаров осуществляется в большей степени связь с функцией контроля процесса управления ассортиментом, так как проверка соответствия сформированного ассортимента спросу населения возможна только посредством реализации товаров.

Функция контроля, которая может осуществляться с помощью различных методов, в основном экономических, а также исходя из расчетов коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента, дает возможность проверки в конце отчетного периода правильности выбранной торговой организацией стратегии в области формирования торгового ассортимента.

Основной целью управления ассортиментом является удовлетворение как можно большего числа постоянно растущих потребностей населения и обеспечение более высоких темпов развития торговой организации по сравнению с конкурентами.

Цель курсовой работы определить направления совершенствования ассортиментной политики торговой организации ООО «Вестербелторг».

Задачи курсовой работы:

- определить ассортиментную политику как систему мер по формированию конкурентоспособной модели;

- провести анализ ассортиментной политики торговой организации ООО «Вестербелторг»;

- определить направления совершенствования ассортиментной политики ООО «Вестербелторг».

Объект исследования: торговая организация ООО «Вестербелторг».

Предмет исследования: ассортиментная политика торговой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СИСТЕМА МЕР ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ МОДЕЛИ

 

 

1.1 Формирование конкурентоспособной модели торговым предприятием

 

Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность торгового предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами. Конкурировать могут товары, торговые предприятия, однако основой конкурентных преимуществ любого субъекта рынка является конкурентоспособность его товаров.

Конкурентоспособность – это свойство торговой организации, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными торговыми организациями, представленными на данном рынке. Европейский форум по проблемам управления определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности предприятий в существующих для них условиях сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов [4, c. 102].

Конкурентоспособность торговой организации (предприятия) – это относительная характеристика, которая выражает отличия данной торговой организации от других торговых организаций по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности торгово-производственной деятельности [4, c. 103].

Конкурентоспособность торговой организации зависит от ряда таких факторов, как:

конкурентоспособность товаров на рынке;

вид товара;

ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

лёгкость доступа на рынок;

однородность рынка;

конкурентные позиции торговых организаций, уже работающих на данном рынке.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности торговой организации [4, c. 103].

Для обеспечения функционирования торговой организации в условиях рыночных отношений необходимо формировать ассортимент товаров.

 

1.2 Сущность и содержание ассортиментной политики в коммерческой деятельности торговой организации

 

Ассортиментная политика — это комплекс мероприятий по управлению товарным ассортиментом. Ее проведение предусматривает формирование ассортимента предприятий розничной торговли, направленное на повышение уровня и культуры торгового обслуживания населения, более полное удовлетворение его возрастающих потребностей.

Становление и развитие конкурентной среды на розничном рынке, динамизм факторов окружения предприятий и высокая степень коммерческого риска, традиционно приходящаяся на субъекты хозяйствования конечного звена процесса товародвижения, требуют постоянного отслеживания ситуации на рынке и столь же динамичных адекватных решений в области центрального звена коммерческой стратегии деятельности предприятия розничной торговли – ассортиментной политики.

Необходимость постоянного развития ассортимента торговой организации обусловлена рядом факторов, основные из которых:

- изменение спроса на отдельные товары;

- появление новых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведенных исследований в области техники и технологий;

- изменения в ассортименте конкурентов [10, с. 328].

Задача высшего руководства торговой организации состоит в том, чтобы, учитывая все эти факторы обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие обеспечивается благодаря управлению товарным ассортиментом.

Любая розничная торговая организация заинтересована в том, чтобы именно их товары наилучшим образом удовлетворяли потребности покупателей, обычно имеют широкую и глубокую номенклатуру товаров магазины с названием «Все для дома», «Детский мир» и др.

Ориентация на одну ассортиментную группу характерна для специализированных магазинов: обувь, булочные, молочные магазины.

Ориентация на происхождение может быть удобна торговым организациям, предлагающим покупателям товары, произведенные в определенном географическом регионе: «Товары из Белоруссии», «Литовский универсам».

Ориентация на определенный уровень цен означает, что торговая организация составляет свой ассортимент в соответствии с платежеспособностью выбранного сегмента покупателей.

Ориентация на самообслуживание может сочетаться с любым другим принципом формирования ассортимента при условии, что предлагаемые товары имеют упаковку с необходимой покупателям информацией.

         Подходы формирования набора ассортиментных групп существенно рознятся в зависимости от характера деятельности предприятия.

Составляющие ассортиментной политики торговой организации схематично представлены в Приложении 1.

Современная ассортиментная политика предполагает решение следующих важных задач:

- удовлетворение спроса конкретных групп потребителей;

- гибкое реагирование на требования рынка;

- обеспечение устойчивости торгового предприятия.

Вместе с тем ее разработка и осуществление ассортиментной политики требует соблюдения определенных условий:

- четкого предоставления о коммерческой стратегии предприятия на розничном рынке;

- хорошего знания розничного рынка и характера требований потребителей;

- ясного предоставления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе [13, с. 100].

Задачи ассортиментной политики решаются на стратегическом уровне, т.е. каждое решение, имеющее отношение к данному вопросу, должно приниматься с учетом общей коммерческой стратегии на розничном рынке, Такой подход обеспечивает достижение конечных целей торговой организации, связывает воедино составляющие коммерческой стратегии и позволяет наиболее эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами (рисунок 1.1.) [19, с. 51]

Хорошо продуманная ассортиментная политика предприятия розничной торговли является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели магазина, но и сохранения позиций на рынке, влияет на формирование имиджа торговой организации.

 


Рисунок 1.1 - Схема принципиальных взаимосвязей ассортиментной политики с элементами коммерческой стратегии торговой организации

 

Примечание – Источник: [19, с. 51]

 

Модель, в данном случае рассматривается как средство количественного и качественного описания оптимального ассортиментного набора товаров для конкретного предприятия розничной торговли, характеризующегося высокой степенью адаптивности к факторам макро и микросреды его деятельности. Это продвижная ассортиментная структура (набор товаров) способная гибко реагировать на изменение среды деятельности предприятия, обеспечивать его прибыльность и необходимый запас конкурентной прочности.

Основными направлениями ассортиментной политики деятельности торговых организаций являются [17, с.40]:

- расширение ассортимента – принятие товарных групп и артикулов, которые до этого ещё не были представлены в ассортименте (распределение сбытового риска);

- углубление ассортимента – принятие в ассортимент как можно большего количества разнообразных артикулов и сортов товара внутри одной группы;

- улаживание ассортимента – отсортировка артикулов с низкой частотой товарооборачиваемости (залежалый товар). Благодаря данному мероприятию избегают перенасыщения ассортимента;

- ориентация на групповые запросы – например, во всем мире наблюдается тенденция, в соответствии с которой магазины, торгующие мебелью, всё больше превращаются в торговые предприятия, имеющие в своем ассортименте все товарные группы и артикулы, необходимые для обустройства дома (например, имеют отделы, торгующие коврами, гардинами, осветительным оборудованием Таким образом благодаря  комплексным решениям ассортимент приобретает большую привлекательность;

Информация о работе Ассортиментная политика торгового предприятия как система мер по формированию конкурентной модели