Анализ торгового ассортимента и качества хозяйственного мыла в магазине «Рубль Бум»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2012 в 07:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучить классификацию, ассортимент и качество хозяйственного мыла в магазине «Рубль Бум».
Исходя из цели, выявляются следующие задачи:
- раскрыть понятие о хозяйственном мыле как объекте товароведения;
- рассмотреть классификацию и ассортимент хозяйственного мыла;
- изучить потребительские свойства хозяйственного мыла;
- рассмотреть требования нормативных документов к качеству туалетного мыла;
- описать объекты и методы исследования;

Вложенные файлы: 1 файл

хозяйственное мыло.docx

— 182.92 Кб (Скачать файл)

     где Шд – фактическая широта наименований товаров разнородных и однородных групп;

            Шб – базовая широта.

     Следующим показателем ассортимента является полнота. Это способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Показатели полноты определяются аналогично базовой широте, но для конкретных подгрупп:

     Кп = Пд / Пб ,                                                                                          (2)

     где Кп – коэффициент полноты;

            Пд – фактическое количество товаров однородной подгруппы;

            Пб – базовая полнота.

     Устойчивость  ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

     Коэффициент устойчивости рассчитывается по следующей  формуле:

     Ку = У / Шд ,                                                                                                                                                     (3)

     где У – количество товаров однородной группы, пользующихся устойчивым спросом (условно за критерий устойчивости следует считать наличие товара в продаже при начальном и конечном обследовании, т.е. за определенный период).

     Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров.

     Кн = Н / Шд ,                                                                                            (4)

     где Кн – коэффициент новизны;

            Н – количество новых товаров,  появившихся в обследованных  фирмах, а также являющихся, по  мнению исследователя, новыми.

     Рациональность  ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей [12].

     Коэффициент рациональности рассчитывается как  средневзвешенное значение коэффициентов  широты, полноты, устойчивости, новизны  [11]:

     Кр = Кшшппуунн ,                                                        (5)

     где Вш, Вп, Ву, Вн – коэффициенты весомости широты, полноты, устойчивости и новизны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Анализ торгового  ассортимента и  качества хозяйственного  мыла в магазине  «Рубль Бум»

     3.1 Особенности формирования  и оценка ассортимента  хозяйственного мыла 

     Ассортимент хозяйственного мыла в данной работе рассмотрим на примере магазина «Рубль Бум», расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Хузангая, 22.

     Хозяйственное мыло представлено в широком ассортименте согласно фирмам-производителям, ароматическим добавкам, консистенции, ценовому разбросу.

     Отечественными  поставщиками туалетного мыла в магазине «Рубль Бум» являются такие фирмы-производители, как: ОАО «Невская косметика», ОАО Новосибирский жировой комбинат», ОАО «Свобода»,  ООО «Московский Мыловар», «Красная линия», и другие, зарубежные производители – это EVYAP INTERNATIONAL .

       Формирование ассортимента хозяйственного мыла в магазинах «Рубль Бум» происходит на основании плодотворной работы логистов организации, в обязанности которых входит:

     - формирование ассортимента продукции  на основании динамики продаж;

     - взаимодействие с торговыми представителями  поставщиков и непосредственно  поставщиками;

     - разработка конкретного ассортиментного  перечня продукции сроком на  неделю, в которых указаны наименования  продукции с наличием цены, количества на складе и кода.

     Существуют  основные направления формирования ассортимента в магазине – это  сокращение, расширение, углубление, стабилизация, обновление, совершенствование и  гармонизация.

     Общими  факторами, влияющими на формирование торгового ассортимента, являются спрос  и рентабельность. Специфичными факторами  считаются производственные возможности  изготовителей, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, сегмент потребителей и материально-техническая  база торговой организации.

     На  исследуемую дату в магазине всего  было 7 наименования туалетного мыла.

     Анализ  ассортимента начнем с такого показателя, как широта.

     В качестве базовой широты в данной работе принято максимальное количество наименований товаров исследуемой  группы, завозимое в магазин.

     Таким образом, рассчитываем коэффициент  широты хозяйственного мыла в магазине «Рубль Бум»:

     Кш = 7/12=0,58

     Коэффициент широты ассортимента туалетного мыла в магазине равен 58 %. Ассортимент не широк, и его ещё нужно увеличить.

     Следующим показателем ассортимента является полнота.

     Выделим в ассортименте туалетного мыла 3 группы мыла по консистенции: I, II и III групп. Коэффициент полноты мыла I группы рассчитывается следующим образом:

     Кп I = 4/6=0,67

     Коэффициент полноты мыла II группы:

     Кп II = 2/4=0,5

     Коэффициент полноты мыла III группы:

     Кп III =1/2=0,5

     Коэффициент полноты мыла I группы в магазине составляет 67%, II группы 50%, III группы 50%. Таким образом, ассортимент хозяйственного мыла, надо пополнить.

     Расчет  устойчивости ассортимента

     В данной работе У 15.11.2011-15.12.2011= 8

     Ку = 8/12=0,67

     Коэффициент устойчивости хозяйственного мыла равен 67%.

     Новизна (обновление) ассортимента

     Новыми  товарами в ассортименте туалетного мыла в магазине «Рубль Бум» являются такие мыла как: «Солнышко», «Сарма». Н = 3.

     Кн = 3/12=0,25

     Коэффициент новизны хозяйственного мыла в исследуемом магазине составил 25%.

     Расчет  рациональности ассортимента

     Коэффициенты  весомости определяются эмпирическим путем для каждой однородной группы товаров. Для данной работы возьмем  значения, изложенные в практикуме «теоретические основы товароведения  и экспертизы».

     Таким образом, коэффициент рациональности определяется:

     Кр = 0,58*0,3+0,58*0,2+0,67*0,2+0,25*0,3= 0,50

     Коэффициент рациональности ассортимента туалетного мыла в магазине «Рубль Бум» равен 0,50.

     В целом ассортимент хозяйственного мыла в данном магазине не соответствует ожиданиям потребителей, т.к. ассортимент маленький, что не дает свободу выбора покупателям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Исследование качества  хозяйственного мыла по органолептическим показателям 

     В данной курсовой работе были определены органолептические показатели трех образцов хозяйственного мыла: Натуральное хозяйственное мыло, мыло хозяйственное «Солнышко» и мыло хозяйственное «Солнечный луч». Были проверены следующие показатели: внешний вид, цвет, запах, форма куска. Полученные данные сравнили с требованиями, указанными в ГОСТе 30266-95 «Мыло хозяйственное твердое. Общие технические условия».

     Определение органолептических показателей  проводится при температуре мыла не ниже 18 °С и не выше температуры окружающего воздуха лабораторного помещения. Если мыло хранилось до отбора проб при температуре ниже или выше указанной, то перед определением органолептических показателей мыло должно быть выдержано при указанной температуре в течение суток.

     Консистенцию  куска мыла определяют на ощупь легким надавливанием пальцами, не допуская деформации куска. Цвет мыла определяют визуально, а запах – органолептически, непосредственно после разрезания анализируемого куска на части [8].

     Таблица 3 – Органолептические показатели образцов

     Наименование      Мыло  хозяйственное «Солнышко» с экстрактом ромашки      Хозяйственное мыло натуральное      Мыло  хозяйственное «Солнечный луч»
     1      2      3      4
     Внешний вид      на  поверхности выдавлен товарный знак предприятия-изготовителя «NC», штамп четкий, поверхность мыла без трещин, полос, выпотов и пятен      на  поверхности выдавлена надпись  «Новосибирск», штамп четкий, поверхность мыла без трещин, полос, выпотов и пятен      на  поверхности выдавлена надпись  «Хозяйственное» 72%, штамп четкий, поверхность мыла без трещин, полос, выпотов и пятен
     1      2      3      4
     Цвет      бежевый, равномерный      светло  коричневый      светло  коричневый
     Запах      травяной, приятный, без постороннего запаха      свойственный хозяйственному мылу      резкий, свойственный хозяйственному мылу
     Форма куска      прямоугольная с округлыми краями, без деформации      прямоугольная с округлыми краями, без деформации      прямоугольная с округлыми краями, без деформации
     Консистенция      твердое на ощупь      твердое на ощупь      твердое на ощупь

 

     Таблица 4 – Органолептические показатели твердого туалетного мыла по ГОСТ 30266-95 «Мыло хозяйственное твердое. Общие технические условия»

     Наименование  показателя      Характеристика  мыла
     Внешний вид      Куски мыла соответствующей формы, указанной  в техническом описании для мыла конкретного наименования
     Консистенция            Мыло  твердое на ощупь
     Цвет            В соответствии с техническим описанием  для мыла конкретного наименования
     Запах            В соответствии с техническим описанием  для мыла конкретного наименования

 

     Наличие легко высыхающей влаги, а также  легкоубираемых загрязнений немыльного характера на поверхности кусков упакованного мыла не является браковочным фактором

     Допускается:

     - нанесение на поверхность куска мыла рисунка, специального рифления или узора, художественно оформленного штампа - в соответствии с техническим документом на мыло индивидуального фирменного наименования;

     - потертость поверхности и наличие на куске мыла облоя (бортика), не ухудшающего товарного вида куска мыла;

     - незначительные изменения формы  на торцах куска, не ухудшающие  его товарного вида;

     Для всех марок мыл допускается ослабление интенсивности запаха к концу срока годности [1].

     На  основании исследования органолептических показателей трех образцов туалетного мыла следует, что вся продукция соответствует ГОСТу 30266-95 «Мыло хозяйственное твердое. Общие технические условия», пункт 4.2.1, таблица 1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.3 Оценка качества  хозяйственного мыла по физико-химическим показателям 

     В данной работе были определены такие  физико-химические показатели, как  пенообразующая способность трех наименований твердого хозяйственного мыла: Натуральное хозяйственное мыло, мыло хозяйственное «Солнышко» и мыло хозяйственное «Солнечный луч».

Информация о работе Анализ торгового ассортимента и качества хозяйственного мыла в магазине «Рубль Бум»