Анализ розничного товарооборота торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение розничного товарооборота, проведение анализа розничного товарооборота предприятия и поиск увеличения путей товарооборота.
В задачи входит:
- проанализировать розничный товарооборот предприятия;
- сделать вывод относительно рентабельности торгового предприятия;
- провести факторный анализ общего розничного товарооборота.

Содержание

Введение 3
1 Товарооборот как экономическая категория 5
1.1 Значение, сущность и состав розничного товарооборота 5
1.2 Характеристика основных видов розничного товарооборота предприятия 8
1.3 Основные факторы, влияющие на объем, структуру розничного товарооборота 11
2 Анализ розничного товарооборота торгового предприятия 17
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия 17
2.2 Задачи и последовательность анализа розничного товарооборота 18
2.3 Анализ розничного товарооборота и продажи отдельных групп товаров 19
2.4 Факторный анализ общего розничного товарооборота 25
Заключение 29
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ розничного товарооборота.docx

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Последовательность проведения анализа:

  1. Анализ розничного товарооборота и продажи отдельных групп товаров.
  2. Степень выполнения плана розничного товарооборота.
  3. Розничный товарооборот по кварталам года.
  4. Ритмичность развития розничного товарооборота по месяцам года.
  5. Розничный товарооборот по отделам.
  6. Розничный товарооборот по товарным группам.
  7. Факторный анализ общего розничного товарооборота.
  8. Товарный баланс.
  9. Показатели по труду.
  10. Расчёт влияния трудовых ресурсов на динамику розничного товарооборота.

Для анализа ассортимента и структуры товарооборота необходимо использовать следующие материалы: статистическую отчётность формы № 3-торг. «Отчёт о поступлении, продажи и остатков товаров»; донные инвентаризации товаров на розничных предприятиях; план розничного товарооборота в ассортименте и его товарное обеспечение; первую документацию по поступлению товаров и записи в книгах оперативного учёта; материалы изучения спроса населения на товары и др.

 

 

2.3 Анализ розничного товарооборота  и продажи отдельных групп  товаров

 

 

Таблица 2.3.1-Динамика товарооборота магазина ООО «АРГУС» на 2014-2015гг.

 

Показатели

2014

2015

Динамика, %

Отклонение в сумме, (+;-)

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

Товарооборот

12276,0

10316,0

14616,0

12180,0

119,1

118,1

+2340,0

+1864,0

1 квартал

2701,5

2270,2

3045,5

2538,0

112,7

111,8

+344,0

+267,8

2 квартал

3020,0

2537,8

3325,5

2771,2

110,1

109,2

+305,5

+233,4

3квартал

2900,5

2437,4

3325,0

2770,8

114,6

113,7

+424,5

+333,4

4квартал

3654,0

3070,6

4920,0

4100,0

134,6

113,5

+1266,0

+1029,4


 

Индекс цены в 2014 году составил 1,19, а в 2015 – 1,20. Данные таблицы показывают, что товарооборот отчётного года возрос по сравнению прошлым годом в действующих ценах на 2340,0 тыс. руб. Это связано с лучшей оборачиваемостью товаров, расширению ассортимента и, возможно, с ростом денежных доходов населения и увеличению его численности. Рост товарооборота 2015 года происходит неравномерно. В первом квартале он составляет 3045,5 тыс. руб. в действующих ценах. Во втором квартале он возрастает на 280,0 тыс. руб. (3045,5 тыс. руб.-3325,5 тыс. руб.). А в третьем квартале снижается на 0,5 тыс. руб. (3325,5 тыс. руб.-3325,0 тыс. руб.). Наибольший товарооборот наблюдается в четвёртом квартале – 4920,0 тыс. руб. (возможно это связано с подготовкой населения к новогодним праздникам). Неравномерный рост товарооборота связан с отсутствием сбалансированного ассортимента продукции и неравномерностью её поставок.

 

 

Таблица 2.3.2- Степень выполнения плана розничного товарооборота ООО «АРГУС» на 2015 год.

 

Показатели

2015 год

% выполнения плана

Отклонение в сумме, (+;-)

план

фактически

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

товарооборот

14235,0

11862,5

14616,0

12180,0

102,7

+381

+317,5

1 квартал

3014,5

2512,1

3045,5

2538,0

101,0

+31

+25,9

2 квартал

332,0

2766,7

3325,5

2771,2

100,2

+5,5

+4,5

3 квартал

3300,5

2750,4

3325,0

2770,8

100,7

+24,5

+20,4

4 квартал

4600,0

3833,3

4920,0

4100,0

107,0

+320

266,7+


 

 

Данные таблицы показывают, что в 2015 году план выполнен на 102,7%, а перевыполнен на 2,7%, что в сумме составило 381,0 тыс. руб. в действующих ценах и 317,5 тыс. руб. в сопоставимых ценах. Товарооборот планируемый, также как и фактический, имеет тенденцию неравномерного роста по кварталам года: во втором квартале по сравнению с первым товарооборот возрастает, в третьем снижается, и значительно возрастает в четвёртом.

 

 

Таблица 2.3.3- Розничный товарооборот магазина «АРГУС» по кварталам года

 

Кварталы

2014 год

2015 год

Отклонение в сумме, (+;-)

Динамика %

Сумма, (тыс. руб.)

Удельный вес, %

Сумма, (тыс. руб.)

Удельный вес, %

1

2701,5

22,0

3045,5

20,8

+344,0

112,7

2

3020,0

24,6

3325,5

22,8

+305,5

110,1

3

2900,5

23,6

3325,0

22,7

+424,5

114,6

4

3654,0

29,8

4920,0

33,7

+1266,0

134,6

Всего за год

12276,0

100,0

14616,0

100,0

+2340,0

119,1


 

 

Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота магазина по кварталам: наиболее напряжённым был четвёртый квартал, а менее напряжённым – первый. Самый низкий темп роста достигнут во втором квартале (110,1%), а самый высокий – в третьем и четвёртом кварталах (114,6% и 134,6%). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объёме товарооборота. Так снизился удельный вес товарооборота первого квартала на 1,2%, второго квартала – на 1,8% и третьего квартала – на 0,9% по сравнению с 2002 годом, т.к. в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (119,1%). Доля оборота четвёртого квартала возросла 29,8% в 2014 году до 33,7% в 2015 году (темп роста оборота в этом квартале 134,6%).

Таким образом, товарооборот магазина по кварталам года распределяется неравномерно и развивается неритмично.

Из данных таблицы 2.3.4 (Приложение) видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота ещё больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 104,0% (август) до 152,0% (октябрь). Самыми напряжёнными периодами реализации товаров в каждом квартале являются первый или последний месяц квартала. Например, рост товарооборота в целом за первый квартал составил 112,7%, а в январе – 116,6%;за второй квартал – 110,1%, а в июне – 115,8%; за третий квартал – 114,6%, а за сентябрь – 125,9%; и за четвёртый квартал – 134,6%, а за октябрь – 152,0%. Эта напряжённость в работе последних и первых месяцев квартала ведёт к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.

 

 

Таблица 2.3.5- Розничный товарооборот по отделам магазина «АРГУС» за 2014 – 2015 год.

 

Отделы предприятия

Фактический розничный товарооборот, (тыс. руб.)

Отклонение в сумме, (+; -)

Динамика, %

2014 год

2015 год

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

Мясной

1607,2

1350,6

1927,7

1606,4

+320,5

+255,8

120,1

118,9

Колбасные изделия

2130,0

1790,0

2771,5

2309,6

+641,5

+519,6

130,1

129,0

Ликёроводочные изделия

1905,6

1601,3

2420,4

2017,0

+514,8

+415,7

127,0

126,0

Соки – воды

1423,0

1195,8

1720,1

1433,4

+297,1

+237,9

120,9

119,9

Рыбный

1003,4

843,2

1120,5

933,8

+117,1

+90,6

111,7

110,7

Бакалейный

1594,3

1339,7

1860,2

1550,2

+265,9

+210,5

113,3

115,7

Хлебный

1165,4

979,3

1302,3

1085,3

+136,9

+106,0

111,7

110,8

Непродовольственные товары

1447,1

1216,1

1493,3

1244,4

+46,2

+28,3

103,2

102,3

Итого по магазину

12276,0

10316,0

14616,0

12180,0

+2340,0

+1864,0

119,1

118,1


 

 

Таблица 2.3.6- Розничный товарооборот магазина «АРГУС» по товарным группам за 2014 – 2015 год.

 

Товарные группы

2014 год

2015 год

Динамика, %

Сумма, (тыс. руб.)

Удельный вес, %

Сумма, (тыс. руб.)

Удельный вес, %

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

Мясо и птица

1607,2

1350,6

13,1

1927,7

1606,4

13,2

120,0

118,9

Колбасные изделия

1060,1

890,8

8,6

1440,5

1200,4

9,8

135,9

134,8

Рыба, сельдь

1003,4

843,2

8,2

1120,5

933,8

7,7

111,7

110,7

Масло животное

268,9

226,0

2,2

412,1

343,4

2,8

153,3

151,9

Молоко, сыр

801,0

673,1

6,5

918,9

765,8

6,3

114,7

113,8

Яйца

240,5

202,1

2,0

296,3

246,9

2,0

123,2

122,2

Сахар

296,4

249,1

2,4

301,7

251,4

2,1

101,8

100,9

Кондитерские изделия

837,5

703,8

6,8

1007,0

839,2

6,9

120,2

119,2

Хлеб и хлебобулочные изделия

1165,4

979,3

9,5

1302,3

1085,3

8,9

111,7

110,8

Мука, крупа, макароны

219,9

184,8

1,8

255,2

187,7

1,7

116,1

101,6

Водка и ликероводочные изделия

973,9

818,4

7,9

1311,1

1092,6

9,0

139,8

133,5

Вина, шампанское, коньяк

931,7

782,9

7,6

1109,3

924,4

7,6

119,1

118,1

Прочие продовольственные

1432,0

1195,8

11,6

1720,1

1433,4

11,8

120,9

119,9

Непродовольственные товары

1447,1

1216,1

11,8

1493,3

1244,4

10,2

103,2

102,3

Всего товаров

12276,0

10316,0

100,0

14616,0

12180,0

100,0

119,1

118,1


 

Данные таблицы 2.3.5 показывают, что товарооборот в 2015 году в действующих ценах составил 119,1%, и возрос на 19,1%, а в товарооборот сопоставимых ценах в 2015 году составил 118,14% и возрос на 18,1%.

Это произошло за счёт роста оборота отделов «мясной», «колбасные изделия» и «ликёроводочные изделия» рост которых в 2015 году в действующих ценах составил 20,1%, 30,1% и 27,0%, а в сопоставимых ценах 18,9%, 29,0% и 26,0% соответственно.

Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий и прочих продовольственных товаров. Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги в росте суммы товарооборота у предприятия нет, так как она растёт за счёт увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объём товарооборота (количество реализованных товаров) по таким товарным группам, как: рыба и сельдь – на 0,5%, молоко и молочные продукты – на 0,2%, сахар – на 0,3%, хлеб и хлебобулочные изделия – на 0,6%, мука и крупа – на 0,1% и непродовольственные товары – на 0,4%. Неравномерность в развитии розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности по сравнению с 2002 годом в общем объёме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи водки и ликёроводочных изделий, прочих продовольственных товаров: при относительном снижении реализации рыбы, молока, сахара, хлеба и хлебобулочных изделий, муки, крупы и непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота магазина.

 

 

2.4 Факторный анализ общего розничного товарооборота

 

 

На развитие розничного товарооборота предприятия оказали влияние следующие факторы:

-Обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;

-Состояние и эффективность использования материально-технической базы предприятия.

Главный фактор успешного развития товарооборота – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

Розничный товарооборот предприятия возрос в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 2340,0 тыс. руб. за счёт завышенных товарных запасов на начало года (+1403,7 тыс. руб.), роста поступления товаров (+1,7 тыс. руб.). Но возможность роста товарооборота в динамике уменьшилась в результате увеличения товарных запасов на конец года (-63,1 тыс. руб.). Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них; нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами.

Информация о работе Анализ розничного товарооборота торгового предприятия