Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

IPU_EKZAMEN.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

"Сочинение об общественном  договоре" - 1762 г. Обращается к единственному основанию человеческого общежития - общественному договору. Сущность - каждый отдает себя и свои права в пользу общества. Выгоды для человека - получение гражданской свободы, собственность обеспечивается государством, законное равенство. Оставаясь на почве индивидуализма, намерен сохранить в государстве личную свободу человека и сделать это, давая каждому члену общества неотъемлемое права участвовать во всех общественных решениях.

Руссо осуждает всякое представительство, т.е. верховная власть никому не может  быть передана, как только передается - уничтожается ее смысл; народная свобода существует только в момент избрания. Верховная воля должна быть единой и нераздельной.

Надо отличать общую волю от воли всех. Общая воля то, на чем сходятся все человеческие воли. Воля всех совокупность человеческих воль, из которых каждая стремится к собственному интересу. Чтобы получить первое из второго надо откинуть разногласия, устранить крайние из воль, в остатке - общая воля.

Неотъемлемая принадлежность верховной власти - законодательство. Закон есть выражение общей воли на счет общего предмета. Общая воля должна быть постоянной, распространенной на всех. Целью законодательства является свобода и равенство.

Правительство - только исполнитель  законов. Законодатель всегда народ, он суверен, но не может быть правителем. Правительство - посредник между верховной властью и подданными.

Составом правительства  определяется форма правления. Руссо выделяет демократию, аристократию, монархию и смешанные формы. Руссо склоняется на сторону аристократии и выделяет три ее формы:

1. Естественная – власть, основанная на авторитете родовых старейшин

2. Наследственная - худшая из всех

3. Выборная - лучшая, т.к. здесь самый мудрый и достойный управляет народом, имея в виду не собственную выгоду, а выгоду народа.

Руссо не признает установления договора между правителем и народом, т.к. договор предполагает независимость и равенство участников. Поэтому установление правительства - это акт народной воли. Правители всегда могут быть удалены.

Религия: придумывает чисто гражданскую религию, где верховная власть требует от граждан только то, что требуется для общественной пользы, предоставляя гражданам в остальном верить так, как им хочется.

Догматы:

1. Признание божества, бессмертия души, будущих наград и наказаний

2. Святость общественных договоров и законов. К вере никого принуждать нельзя, но каждый неверующий должен изгоняться из государства как враг общества.

В теории Руссо много противоречий (неограниченная свобода человека и подчинение индивидов обществу).

37. Политические и правовые идеи Мелье и Мабли.

МЕЛЬЕ (1664-29). В 1762 году Гольдбах издал его произведение «Завещание». Появляются новые произведения - теоретические рассуждения о необходимости построенного коммунистического общества.

В мире царит неправда, два основных зла правят былом: частная собственность и сословное неравенство. Разоблачение ложной религии занимает важное место в его трудах. С особой силой критикует паразитизм служителей церкви. Чтобы уйти от этого, одного просвещения масс недостаточно, мало полагаться на мудрое законодательство, силу духовных и светских князей, надо противопоставить силу самого народа.

Призывает к насильственному свержению  тирании, богатых, духовенства и  королей.

Он рисует картину нового общественного  строя, не знающего угнетения, частного присвоения земельных благ и дающего счастье всем людям. Это должно быть «общинным коммунизмом»: сельский приход и городская община составляют производственно-потребительскую группу, члены которой живут одной братской семьей, пользуются одинаково хорошей одеждой, питанием, жильем. Труд обязателен – этим ведают Выборные старейшины.

ГАБРИЕЛЬ БАННО ДЕ МАБЛИ (1709-85). Один из основателей учения о правах человека. В сочинении «О природе и обязанностях гражданина» обосновал необходимость радикальных преобразований общества. Восхваляет коммунизм, порядки древних.

Источник всех несчастий - частная собственность, приведшая к неравенству, нищете, рабству и порокам. Свою задачу видит в приближении общества к утраченному раю коммунистического века. Сознает что в настоящее время при нынешнем состоянии умов нет возможности вернуться в тот коммунистический рай. Поэтому все, что пока можно сделать законодатель - обуздать жадность и стараться принять начала равенства к уже искаженному естеству человека.

В книге «О законодательстве и принципе законов» (1776) подробно излагает законы, которые будут направлены на искоренение двух главных пороков общества: жадность и стяжательство граждан и честолюбие сановников. Законы должны способствовать устранению простых потребностей.

1. Законы против роскоши должны  распространяться на все имущество - жилище, мебель, одежду, слуг. Чем суровее они будут, тем более опасным будет неравенство имущества

2. Законы о порядке  наследования, отмена завещаний  и дробления состояний между наследниками.

3. Аграрные законы  об ограничении величины земельных  владений

4. Законы об отказе  государства от покровительства  торговле и купечеству и т.д.

Итак, Мабли осознавал невозможность  установления коммунизма и отказывался  от идеи общности имущества. Считает, что установление самой детальной регламентации всех сторон жизни, не оставляющей выбора, может обеспечить равенство при сохранении контролируемой и строго ограниченной частной собственности.

Личные претензии на счастье  устраняются как абсолютное требование.

ОБЩЕЕ: И у Мелье и у Мабли свобода человека, личности подчинена задаче всеобщего равенства. Требуется жесткая регламентация всех сторон жизни. Уничтожается свободный труд, блага распределяются государством.

38. Политико-правовые  идеи Морелли.

Написал «Кодекс природы или  истинный дух ее законов», но издал  это произведение анонимно в 1754 году. Он считает, что у человека нет  ни врожденных идей, ни врожденных наклонностей. Все пороки человека кроются в  неправильной организации общества. Корень зла – в невежестве людей и в неумении первых создателей письменных законов обеспечить сохранение естественных порядков. «Просвещение и мудрые законы могут вернуть человека к золотому веку».

Морелли предлагает программу законодательства. Это 3 основных закона «священного общежития»:

1. Отмена частной собственности

2. Установление того, что каждый гражданин рассматривается как лицо общественное, содержимое и занятое на счет общества.

3. Всякий гражданин обязан по мере сил и талантов содействовать общей пользе.

Для удовлетворения общественных нужд все граждане распределяются по занятиям и ремеслам. В пределах одного ремесла  работники разделяются на группы во главе с начальниками, которые  определяют часы труда и отдыха, назначают каждому его норму. Ничто не продается и не обменивается. Все выработанные продукты поступают на склады для распределения по потребностям. При недостатке возможно распределение.

Земельные угодья приписываются к  каждому городу и в обязательном порядке обрабатываются всеми гражданами, достигшими 20 лет в течении 5 лет. Труд обязателен. От него освобождаются дети до 10-летнего возраста. До 5 лет дети живут в семье, затем переводятся в общие дома, где получают образование. В 10 лет они распределяются в мастерские и до 20 лет обучаются ремеслам. С 20 до 25 обрабатывают землю. С 25 до 40 лет работают в мастерских. С 40 делают то, что считают интересным. Рабочая неделя – 4х дневная.

Количество людей, посвящающих  себя наукам и искусству определяется для каждой отрасли. Для остальных  – только после 30 лет.

Брачно-семейные отношения. Традиционная моногамная семья, каждый гражданин с 15 до 18 лет должен вступить в брак. Развод допускается лишь через 10 лет совместной жизни. Виновные в разводе не могут вступать в брак с лицами, более молодыми по возрасту, а также ранее не состоявшими в браке.

Организация власти. Отсутствует выборность для лица. Государство делится на провинции, которые включают в себя города. Города делятся на трибы. Каждый гражданин - отец семейства, достигший 50 лет становиться членом Сената своего города. Отцы семейств по очереди управляют делами в трибах и городах. Из членов городских сенатов формируется верховный сенат- Сенат Нации. Каждая провинция поочередно дает главу государства.

Преступление и наказание. Законы о наказаниях немногочисленны только 14 законов из 118 предусматривают наказание. Нет имущественных преступлений. Такие преступления как посягательство на основы общественного строя для восстановления частной собственности, преступления против личности, неповиновение должностным лицам или родителям.

Наказание соответствует тяжести  преступления. Особо они строгие  для тех, кто пытается свергнуть  три основных закона и обрести  собственность. Им грозит пожизненное  заключение в пещерах, на кладбищах  как безумных. Другие наказания: тюремное заключение, лишение права воспитывать детей, лишение права быть сенатором, лишение развлечений и занятий. Принудительного труда в числе наказаний нет. Наказание не может быть ни смягчено, ни отменено. После отбытия наказания лицо восстанавливается в своих гражданских правах.

39. Правовая  теория Ч. Беккариа.

Политическая история  Италии эпохи феодализма представляет собой весьма сложную картину. Многие века сохранялась политическая раздробленность  страны. Усобицы правителей итальянских  княжеств и городов-республик обессилели и обескровили страну, сделали ее сравнительно легкой добычей Испании, король которой фактически стал управлять значительной частью Италии, и Австрии.

Чезаре Беккариа (1738 - 1794). Основная работа – «О преступлениях и наказаниях» была опубликована в 1764 г. В теории Беккариа заметны следы идей Гроция и Гоббса. Но наибольшее влияние на него оказало французское Просвещение.

Трактовка естественного  состояния и причин, побудивших людей  перейти от него к политическому  общежитию, у Беккариа мало чем отличается от трактовок Гоббса. В естественном состоянии люди жили в одиночку. Постоянные столкновения между ними делали их свободу необеспеченной и потому бесполезной. Для общего блага люди объединились и пожертвовали частью своей свободы во имя безопасности и обеспечения оставшейся у них части свободы. Из пожертвованной людьми части свободы и образовалась по общественному договору верховная власть государства.

Беккариа различает  справедливость божественную, естественную и человеческую. Первые две – основаны на божественных и естественных законах. Человеческая справедливость основана на общественном договоре, устанавливающем пределы власти государства. Она изменчива. Ее критерием должно быть общее благо. Основанные на ней законы государства должны иметь в виду возможно большее счастье для возможно большего числа лиц.

Беккариа видел не помышляет об уничтожении частной  собственности, довольствуясь пожеланием постепенного уравнения материального  положения людей. Не выступает он и за радикальное переустройство общества. Все его надежды связаны с просвещенным монархом.

Развивая идею законности, Беккариа утверждал, что свобода  гражданина – в его праве делать все, что не противоречит законам, что  сами власти должны строго соблюдать  законы. Только законы могут устанавливать наказания, и право их издания принадлежит суверену как представителю всего общества. Сам суверен может издавать лишь общие законы, но не может судить за их нарушения, это задача суда.

Беккариа обосновывает идеи, положенные в основу “классической теории ” уголовного права. Он утверждал, что причина преступности лежит в социальных условиях. Нужно отличать преступления действительные от мнимых и произвольных, и целью наказания должно являться предупреждение новых преступлений и исправление преступников. Для этого наказание должно быть публичным, наименьшим из возможных в каждом конкретном случае, соразмерным преступлению и установленным в законе. Он отстаивал равенство всех перед законом и возможность наказания человека только за те деяния, которые определены законом как преступные.

Аргументация Беккариа в пользу отмены смертной казни заслуживает  особого внимания как практически  первое в истории теоретически убедительное выступление такого рода. Правда, Беккариа допускал применение смертной казни, но только в чрезвычайных обстоятельствах, когда необходимо сохранение существующего правления или когда нация борется за свободу. Смертная казнь неоправданна и с моральной точки зрения, так как способствует распространению в народе ожесточенности и безнравственности.

40. Основные  направления политико-правовой мысли  в период Великой французской  революции. 

Выделяют 3 этапа:

1. Власть захватывают конституционалисты. Они стремятся к компромиссу с дворянством и выступают с идеями конституционной монархии.

2. Власть переходит к жирондистам- представителям республикански настроенной буржуазии.

3. Устанавливается революционная диктатура якобинцев, выражающая интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов.

Идеологи каждой из групп опираются на политические учения Вольтера, Монтескьё, Руссо.

Крупный идеолог-конституционалист был Оноре де Мирабо, Эманюэль Сиейес, Антуан Барнав. Для них характерны призывы к объединению против аристократии и абсолютизму, идеи всеобщего равенства и свободы. В брошюре «Что такое третье сословие?» проводится мысль о единстве третьего сословия, в отличие от других сословий, составляющих большинство нации.

В августе 1789г. Учредительное Собрание принимает декларацию прав человека и гражданина, в которой провозглашается равенство прав и свобода. Она закрепляет неотъемлемые и естественные права человека (свободы, собственность, безопасность), равенство перед законам, принцип разделения властей.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"