Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

IPU_EKZAMEN.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

21. Утопический  социализм в Англии в ХVI в. ("Утопия" Т. Мора).

Первоначально идеи социализма облекались в мысли христианско-этических  авторов о царстве божьем. Как  законченная идея сложилась в 16-17 веках. Это время зарождения новых капиталистических форм эксплуатации.

Т.МОР (1478-1535) родоначальник идеи. В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. Томас Мор - правовед по образованию, “Утопия” создана им во время поездки во Фландрию в составе посольства.

«Утопия» - в переводе с греческого «место, которого нет». 1 часть - критика политических и социальных пороков современных европейских государств. 2 часть - о несуществующем острове Утопия.

Указывает на большое  количество знати, обирающей народ, власти, вместо наказания виновных, обрушивающейся на бедняков кровавыми  законами. Государство - заговор богачей, ратующих над своим благополучием под вывеской государства. Частная собственность есть зло.

Остров Утопия недалеко от Америки, на нем 54 города живут в  условиях полного коммунизма. Семья - основная общественная ячейка. В городе семья занимается определенным ремеслом. В деревенской семье 40 взрослых человек (в городской - от 10 до 16 человек), если ребенок хочет заниматься другим ремеслом, он должен быть усыновлен другим семейством.

Вокруг города - поля, которые обрабатываются горожанами поочередно. Часть горожан переселяются туда, уступая место тем, кто по истечении 2 лет работы на полях возвращаются в город. Все произведенные продукты перевозятся в общественные дома, отсюда глава семьи получает все необходимое по потребности на семью. Обедают в общих столовых. Рабочий день 6 часов.

Рост производительности и изобилие объясняется:

1. Отсутствием праздных людей (богачей, воинов, нищенствующих)

2. Женщины работают  как и мужчины

3. От физического труда освобождаются должностные лица и те, кто призван заниматься наукой. Если себя не оправдывают – их возвращают к физическому труду.

4. Самих нужд меньше, т.к. нет пустых прихотей и мнимых потребностей. Каждый носит одинаковую одежду, дома определяются для проживания по жребию; золото и серебро хранятся лишь на случай внешней войны.

Общности жен нет. Браки строго охраняются законом, они нерасторжимы. Развод возможен в случае прелюбодеяния супруга, либо нестерпимо тяж характера. Виновный в разводе не может вступить в брак вторично. Оскорбление брачного союза - пожизненное рабство.

Неприятные работы выполняют рабы и посвятившие себя этому люди. Рабы - осужденные за преступление и выкупленные за границей осужденные к смерти, а также военнопленные, взятые с оружием в руках.

Управление 54 городами осуществляется на выборной основе. Все должностные  выбираются на 1 год за исключением князя, который избирается пожизненно. Важные дела города решаются Собранием должностных лиц, а иногда - Народным собранием.

30 семей избирают филарха. Во главе 10 филархов стоит протофиларх.

Во главе государства князь и Сенат (находится в столице для решения общих дел) по три депутата от каждого города.

Религии у утопийцев разные, но все сходятся к поклонению единому  божеству. Законов мало, адвокатов  нет.

Общественное устройство Утопии строится на 2 началах, отрицавшихся в античном мире: равенство людей и святость труда.

22. Политико-правовые  идеи раннего коммунизма («Город  Солнца» Т. Кампанеллы).

Идеи Т. Мора получили дальнейшее развитие в произведениях Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568–1639 гг.). Доминиканский монах Кампанелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанского ига в Калабрии (южная Италия). В тюрьмах, где он провел около 27 лет, Кампанелла написал, в числе других произведений, “Город Солнца” (издано в 1623 г.).

"Город солнца". Город расположен близ экватора у берегов Индии на острове. Верховная власть вручена одному лицу, которого зовут ГОГ (Солнце), он самый умный в государстве. При нем три помощника: ПОН (сила - война и мир), САН (мудрость – налоги, искусство, воспитание детей), МОР (любовь - деторождение, медицина, земледелие).

Кандидат на должность рассматривается  сначала в Большом Совете (все  граждане от 20 лет, заседают 2 раза в  месяц), затем на Малом Совете (все  старше 50 ).

Чтобы быть ГОГом (метафизиком), надо обладать знанием во всех областях, т.е. быть гением. Его и его помощников смещают, если найдется превосходящий по знанию. Их даже не смещают - они сами уступают свое место.

Остальные должностные лица могут смещаться по воле нар.

Таким образом, Город Солнца – аристократическая республика, многое в его устроении напоминает монашеский орден.

Солярии живут в условиях совершенного коммунизма, спят в общих спальнях, едят в столовых, все общее, даже жены. Существует подбор молодых людей  для воспроизводства.

Воспитание детей - дело общественное. В руководители детям назначают ему ремесленников соответствующих характеру и созвездию под которым он родился.

Производственной ячейкой является мастерская (бригада). С/х работами занимаются все в определенное время. Против рабства. Тяжелый труд - самый почетный. 4-х часовой рабочий день. Потребление носит обществ характер. Военное дело обязательно для всех, даже женщин.

Всех соляриев отличает высокий  патриотизм. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Наказание за преступление - исправление, но для умышленных преступлений - принцип идеального талиона (возмездие). Наказания разные: телесные повреждения, смерть, удаление от общественного стола. Тюрем нет. Преступление отождествляется с грехом. Судят за безнравственные поступки, малодушие, гордыню (т.е. имеет место смешение норм права и морали).

За духовными лицами признается право творить правосудие.

Итак, изображаемое им политическое устройство еще менее сообразуется с человеческой природой, является еще более далеким  от реальной жизни действием, чем  у Т. Мора.

23. Учение Г.  Гроция о праве и государстве. 

Естественное  право издавна противопоставляется положительному праву как идеал. Любые положительные законы со временим утрачивают смысл. Результат – конфликт старых законов и новых прогрессивных стремлений. В этих конфликтах и зарождается естественное право как требование изменить существующий государственный строй.

Ошибочно думать, что  естественное право возникло в Новом  времени, оно было раньше. Тем не менее, оно связывается с именем Гроция.

Гуго Гроций (1583-1645) – голландский юрист, государственный деятель, философ.

Написал трактат «О праве войны и мира» (1625).

Гроций - противник Макивелли по воззрениям: «в политике должны быть нравственные стремления».

Основания естественного  закона Гроций видел в самой природе человека. Она влечет к общению, в котором и заключается основание естественного права, т.е. человеку свойственно стремление к разумному общежитию. Отсюда вытекают требования – нормы естественного права:

1) Воздержание от чужого  и возвращение того, что принадлежит другому

2) Исполнение обещаний

3) Вознаграждение за виновное причинение убытков, наказание

Позитивное право проистекает  из свободной воли лиц, разделяется  на человеческое (установленное людьми, произвольное) и божественное право (выражение воли божьей через откровения).

Человеческое право  делится на :

1. Семейное право – предписания домашних властей

2. Гражданское право – установлено властью граждан или государственной властью

3. Международное право – исходит из воли многих наодов

Государство - совершенный союз свободных людей для сохранения прав и для общей пользы. В определении есть заимствования у Цицерона + новая мысль: государство союз вечный и верховный. Этот союз заключается на все времена, и у государства нет права отчуждать власть без согласия народа, за исключением случаев крайней необходимости.

Верховная власть государства  есть скрепляющая его связь. Она  едина и неразрушима. Она принадлежит субъекту общему (государству) и собственному (лицу, облеченному властью). Отвергает теорию заключения договора народом и государем, в силу которого народ будто бы обязуется повиноваться монарху, когда он управляет хорошо, но сохраняет право свергать его.

Виды государств:

1. Вотчинные – ими владеют как своими собственными по своему усмотрению. Правитель может государство между своими детьми-наследниками

2. Государства, где верховная власть изначально вручена правителю волею народа: тут государю следует согласовывать свои действия с волей народа и непозволительно отчуждение даже части имущества. Наследование власти по праву первородства. Пресечение династии – власть возвращается народу.

В области международного права  Гроций требовал гуманности при ведении  войны (щадить женщин, детей, обращаться человечески с военнопленными). Отрицал, что в этой сфере все решает сила и был сторонником правил справедливости.

24. Политико-правовые  воззрения Б. Спинозы. 

Занимался общефилософскими проблемами бытия и сознания, но исследовал и государство. «Политический трактат» - не закончил, т.к. умер. Не состоял ни в одной партий.

«Богословско- политический трактат» 1670. Человеческие страсти рассматривал не как пороки, а как естественные свойства. Эта позиция привела  к невысокому мнению о природе  человека. В естественном состоянии  никто не обязан уважать чужое право, естественный закон запрещает то, на что недостаточно сил.

Сознание собственной вольности  побудило людей соединяться в  общество. Основной договор государства  не имеет обязательной силы, но он дисциплинирует страсти, которые причиняют еще  большее зло, чем стеснение их естественной свободы => все права необходимо передать государству и подчиняться ему безусловно.

Подданные должны подчиняться всем предписаниям власти, даже сам нелепым  и не могут судить об их справедливости. Это неудобство окупается выгодами, которые дает твердый общественный порядок.

Государственное влияние не знает  границ, не сдержанно никаким законами. В интересах самой власти содействовать  общественному благу т.к. неразумно  подрывать священную силу. Добродетели  власти - мир и безопасность. Мир  как внутреннее согласие граждан. Необходимо устроение государства так, чтобы правители не могли делать зла независимо от побуждения.

Более всего мир и согласие достигается  при одном правителе т.к. монархическое  правление самое устойчивое. Для  устранения недостатков и надлежащей организации монархического правления, Спиноза предлагал привлечь народ к участию в управлении властью. Он предлагает устройство, которое под видом монархии - демократическое правление. Воля монарха должна быть связана мнениями многочисленного совета из членов всего народа, каждого семейства из лиц старше 50 лет. Все просьбы к монарху должны обязательно проходить через этот совет. Мнение, которое имеет не более ста голосов за себя - устраняется.

Из оставшихся ему предоставляется  право сделать выбор, а единогласное мнение совета обязательно утвердить монархом. Совет собирается 4 раза в год, а для рассмотрения текущих дел. Из требования больших советов избирается для ежедневных заседаний Совет 50. Для отправления правосудия избирается основной судебный орган из одних юристов от 51 до 61 человека.

Этот Верховный Совет должен собираться изредка для признания  законов и избрания всех правительственных  лиц. Но для управления текущими делами учреждается сенат, который подчиняется совету, избирается из членов высших сословий - 50 лет. Сенат избирает коллегию и консулов.

Основой федеративного государственного устройства - федеральная аристократия, союз многих государств, каждый из которых управляется само собой.

Все государства должны составлять одно государство, в котором каждый из них должен пользоваться тем большими правами, чем больше его могущество по сравнению с другими.

Не отделяет церковь  от государства, предписывает верховной  власти установить все, что касается веры, но при этом отстаивает неприкосновенность человеческой совести. Внутреннее поклонение остается принципом каждого лица, оно не дается внешней силой.

25. Политико-правовое  учение Т. Гоббса.

Томас Гоббс (1588-1679). По своим фсф  воззрениям был материалистом. Отец прихода, священник. Был знаком с  Галилеем. Знаком с теорией Коперника. Также много общего у Гоббса со Спинозой.

Произведения: «Трактат о гражданине» - Париж, 1642; «Левиафан» - Лондон, 1651. Оба произведения запрещены.

Отталкивается от естественного состояния, когда люди жили без власти и законов. Он исходит из того, что основу человеческой природы составляют эгоистические стремления.

Отвергает убеждения Аристотеля об общественной природе человека. Человек - существо единоличное, люди соединяются  ради выгод, которые может получиться из этого общения. Между людьми, не сдержанными властью, господствует страх, вытекающий из взаимного опасения зла.

Это проистекает из:

1. Сравнения умственных способностей - каждый считает себя выше другого.

2. Часто одну вещь желает несколько людей.

Первый закон человеческой природы – нужно искать мира, из этого должны исходить другие законы. Для сохранения мира человек должен ограждать свои притязания, это достигается только по взаимному договору, который должен свято соблюдаться.

Второй закон - соглашения должны соблюдаться. Далее выводит еще 18 законов, необходимых для поддержки мира: благодарность, услужливость, признание другого равным себе.

Первое и общее правило – не делать другому того, что не хочешь себе. Естественные законы равны нравственным. Они вечные и неизменные, но большинство людей в силу стремления к непосредственным выгодам не склонны их соблюдать, а т.к. веления естественных законов не обладают высшей силой, они недостаточны для обеспечения мира между людьми.

Чтобы законы получили силу, надо их утвердить  властью, которая бы стояла на страже закона и воздержала людей от действий противоречащих мирному сожительству. Для этого необходимо чтобы все подчиняли свою волю какому-нибудь лицу или собранию, воля которого считалась бы волею всех.

Так возникает государство как результат взаимного согласия. Лицо или собрание, воле которого все подчиняются - верховная власть, она не подлежит чьему-либо суду, по существу абсолютна.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"