Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

IPU_EKZAMEN.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

Прямой вывод: Преклонение перед авторитетом прошлого, проповедь застоя и реакции.

Карл Савиньи (1779-1861) – ученик Гуго. Труды: “О призвании нашего времени к законодательству и правоведению” и “Системы совершенного римского права”.

“О призвании нашего времени к законодательству и правоведению” – причиной создания данного сочинения явилась необходимость принятия в Германии того времени общего ГК.

Нельзя произвольно  составлять ГК. Право - не продукт воли законодателя, а продукт народного  духа. Право находится в тесной связи со всей культурой, религией, искусством. Источником права является не закон, а народное сознание.

Основу исторической школы права разработал и представил именно Савиньи.

Георг Пухта (1798-1846). Произведения: “Обычное право ” и “Курс институций”.

Пухта еще энергичней, чем Савиньи подчеркивал важность обычного права, его самостоятельный, независимый и органический характер происхождения и развития.

Право не устанавливается  законодателем, а уже предполагается им. Первоначальная форма права –  есть обычай, вытекающий из народного сознания. Так как обычай может стать шатким и неясным, появляется необходимость выразить его в твердой форме (в форме закона). В дальнейшем сознание права становиться достоянием особого сословия – юристов.

Пухта в конце стал допускать внешнее влияние и творческую роль законодателя в жизни народа, что шло вразрез с идеями исторической школы права.

Современная доктрина отводит  закону главенствующую роль, а обычаю – подчиненно субсидиарную.

Аргументы исторической школы права - право должно соответствовать состоянию культуры, всей жизни общества. С помощью закона можно провести эксперименты, которые приведут к катаклизмам, потрясениям.

50. Критика  ортодоксальной исторической школы  права в трудах Р. Иеринга. 

Иеринг (1818-1892), будучи воспитанным на учениях исторической школы права, несколько лет находился под их влиянием. Вслед за теоретиками этой школы он признавал только исторический подход и никакое право, кроме положительного.

Вместо органического развития, Иеринг защищал теологическое – развитие через такую категорию, как “цель”, развитие путем борьбы противоположных интересов. «Эта борьба везде и она тяжела».

Написал работу “Борьба  за право”. Развитие права происходит закономерно, также как и развитие языка. Но вот способ и воля совершенно различны. Человеческий дух, изучая язык, не встречает никакого сопротивления. Между тем как в области права сталкиваются разнообразные человеческие цели (стремления, интересы).

Развивающемуся праву  нужно вечно искать и пробовать, а нашедши путь, рушить препятствия, преграждающие движению. Эти препятствия – человеческие интересы, срастающиеся с определенными правовыми институтами. Праву приходиться выдерживать борьбу, затягивающуюся на несколько десятилетий. Высшая борьба – где указанные интересы приняли форму преобразованных прав. Здесь идея права приходит в конфликт сама с собой.

Жизнь права  – есть борьба. Борьба – есть работа права. Данная мысль является у Иеринга основной.

Если признать, что  право развивается само собой, то человеку остается только сидеть и ждать. В области где человек должен действовать, органическая теория права убаюкивает его и призывает к бездействию. Напротив, если понимать развитие права как борьбу, то эта борьба ведется во имя лучшего права, права, долженствующего быть.

Иеринг выводит теорию деятельного участия человека в  борьбе за право: «Только в борьбе обретешь ты право свое». Иеринг отверг и теорию о национальном характере  права. «Дух римского права на различных  ступенях его развития» сочинение, в котором критикуется национальная теория. Иеринг указывает на факт рецепции права, с которым не смогла справиться историческая школа права. Заимствование составляет такое же необходимое явление как развитие собственных начал. Препятствовать заимствованию и обрекать организм только на развитие изнутри, значит убивать его.

Иеринг отмечает, что если в древности развитие права основывалось на местном, национальном уровне, то в настоящее время стоит говорить о преобладании теории универсальности.

Общее и для Иеринга  и школы естественного права:

1. Энергичная защита закона как высшей по сравнению с правом формы. Закон более соответствует потребностям народа.

2. Признание творческой роли личности, универсальных начал в развитии права. Присутствуют прогрессивные стремления –противоположность национальному консерватизму исторической школы.

Произведение: “Дух римского права”. Сущность права – есть свобода. Личность – есть самоцель. Права личности предоставляются не милостью всемогущего  государства, а принадлежат человеку в силу того, что он есть человек.

Иеринг исправил ряд ошибок исторической школы права и внес в юриспруденцию  много ценного, так как идея прогресса  получает у Иеринга особое выражение.

51. Учение И.  Канта о государстве и праве. 

КАНТ (1724-04). Написал работу под названием "Критика чистого разума" (1781г.), исследующую познавательные возможности человека. Объясняет происхождение границ человеческого познания. Он хотел показать что мы получаем из опыта, а что черпаем из чистого разума. Опыт дает разнообразие явлений, создающих материал познания, связь и единство вносит разум. Чистый разум – это разум, не зависящий ни от какого опыта.

Воля человека складывается из двух противоположных начал: разума и влечений. Человек действует не только под влиянием внешних побуждений, но и по внутренним мотивам (обязанностям), вытекающим из разума. Так он выводит «основной закон нравственности»: «Действуй так, чтобы правило твоего поведения могло быть общим законом для всех разумных существ».

Разумное существо должно во всех своих действиях руководствоваться не личными побуждениями, а объективным законом. Различия между юридическим законом и нравственностью: юриспруденция определяет лишь внешние действия, а нравственность имеет дело с побуждениями. Юридическое законодательство придает им принудительный характер.

Государство - соединение определенного  количества людей законами. Общее  соединение воли этого союза заключает  в себе власть – законодательную, правительственную и судебную.

Законодательную власть может принадлежать согласной воле всех лиц, составляющих союз. Гражданская самостоятельность, т.е. независимость от чужого произвола в отношении своего положения, а потому и право не быть представляемым кем бы то ни было в своих юридических действиях.

Кант делит граждан на зависимых («страдательных») и независимых («деятельных»). Право голоса может быть предоставлено только независимому от чужой воли гражданину. Таким образом, нельзя предоставлять право участия в принятии общественно-значимых решений лицам, подчиненным кому-либо (женщины, дети, подмастерья, слуги и т.п.). Каждый гражданин должен иметь возможность из страдательного гражданина сделаться деятельным.

Отрицает всякие наследственные привилегии.

Правительственная власть призвана использовать законы, назначать чиновников и управление. Законодатель может сменить правителя, отнять у него власть, но не вправе его наказать т.к. наказание - прерогатива судебной власти. Правителю принадлежит верховное право принуждать, но лишь на основании закона.

Судебная власть не может принадлежать ни к законодательной, ни к исполнительной, решать виновность должны присяжные (взятые из народа), а судья - объективность приложения закона к вердикту присяжных.

Единственное правильное государственное  устройство – республика. Он стоит  за представительную республику, не объясняя как представительство может совмещаться с правом каждого гражданина на принятие общего решения, которое является неотчуждаемым.

В работе "О вечном мире" он разделяет все образы правления на:

- республиканский (основанный на отделении исполнительной власти от законодательной)

- деспотский (слияние властей).

Демократия склонна к деспотизму.

Каким бы ни было устройство государственной власти, она имеет право требовать от подданных полного повиновения. Сопротивление правительству недопустимо. Подданные могут только приносить жалобы и подавать прошения.

Все народы живут на одном земном шаре, который составляет общее достояние  всех => объединить всех в одно государство с подчинением единой власти.

52. Учение Гегеля  о государстве и праве. 

Учение Гегеля сложилось как завершившее немецкую фсф. «Диалектический метод»: мышление никогда не останавливается на достигнутом, всегда переходит к прямо противоположному, а затем ищет примирения, слияния в высшем единстве.

 «Абсолютная идея» - наличие творческой разумной силы, управляющей Вселенной. 3 ступени развития идеи:

1. Логика. Включает учение о бытие, сущности и понятии.

2. Фсф природы. Включает механику, физику, органику.

3. Фсф духа. Включает учение о субъективном, объективном и абсолютном духе.

Ступени развития объективного духа - ступени развития свободы:

1) Право – объективное начало, определяющее должное бытие свободной воли. Лишено всякого конкретного содержания.

2) Мораль – субъективное начало, определяющее должное. Это внутреннее самоопределение воли человека, когда он в состоянии определить содержание добра и зла на основании общепризнанных разумных принципов.

3) Нравственность - синтез права и долга, реализация свободы.

Нравственная  идея осуществляется в трех общественных союзах:

1. В семье, представляющей единство.

2. В гражданском обществе, являющимся в противоположность семье множеством.

3. В государстве, дающем новое объединение – множественное единство.

Итак, государство есть завершение диалектического развития внутреннего духа.

Гегель признавал в разделении властей гарантию свободы, но находил ошибочным признание независимости их друг от друга. Они не распадаются врозь, а действуют согласованно как члены единого целого.

Законодательная власть устанавливает общие нормы. Правительство прилагает эти нормы к конкретным случаям, подводит частное под общее. Королевская власть – верховное решение и связывает две остальные.

Из всех политических форм полное развитие идеи государства представляет собой только конституционная монархия.

Монарх - представитель государственного полновластия, которое принадлежит государству как лицу, а не народу как массе. Монархия должна быть наследственной. Ограничение монарха мнением народного представительства.

3 сословия:

1. Государственные служители - посредник между монархом и собственно представительством.

2. Земледельцы - посредники между монархом и народом, которые материально независимы. Это дворянство – юнкеры, которые составляют верхнюю палату.

3. Представители промышленного сословия. Это нижняя палата.

Фсф истории

Всемирная история осуществляет свое развитие и движение через деятельность определенных народов, поочередно выступающий  на сцену мировой истории.

Ступени развития мировой  истории:

1. Восточный мир

2. Греческий мир

3. Германский мир

В государствах востока признавалась свобода только одного – деспота, перед лицом его все были рабами. У греков и римлян признавалась свобода немногих – полноправных граждан. Германский мир стремиться к осуществлению свободы всех.

53. Взгляды  Ш. Фурье на государство и  право.

Для Фурье (1772-1837гг.) политика и политическая деятельность представлялись бесполезным занятием.

Он гордился тем, что  обнаружил аналогию 4-х движений (материального, органического, животного, социального) и выявил их основу –  всеобщий закон тяготения и притяжения. В обществе эти законы действуют через игру многообразных людских страстей, заложенных богом с целью обеспечения людей свободой их удовлетворять. Вскрыть, описать и классифицировать эти страсти – значит наметить единственный путь радикального исправления общества, найти верное средство, способное обеспечить введение нового социального порядка. Его приход близится, само поступательное движение истории подводит к нему.

Первая из четырех  фаз близится к концу и завершается  периодом цивилизации, который несет возможность гармоничного существования людей. Не подготовка необходимой посылки для этого (материальной, духовной, социальной) есть движение цивилизации вспять. Прежние достижения, приносившие пользу, обращаются во вред (тирания феодалов меняется тиранией собственников-капиталистов). Каждый индивид оказывается в состоянии войны с коллективом. При строе цивилизации бедность рождается из изобилия.

Он критиковал современную  систему буржуазного общества. «Современное государство всегда стояло на стороне богатых и защищало их господствующее положение. Бедные классы совершенно оттеснены от власти. Государство сурово относится к бедным и идет на поводу у богатых». Характерным признаком цивилизации является тирания индивидуальной собственности над массой. Провозглашенные в различных декларациях права и свободы, для большинства остаются пышными фразами на бумаге. Он считает, что общество должно в первую очередь официально признавать право на труд, который не осуществляется при цивилизации, но без которого ничего не стоят остальные права.

Критикуя существующий строй, он пытается определить способ избавления от него. Революцию он отвергал. Считал, что ни народный суверенитет, ни всеобщее избирательное право  не изменят жалкого состояния  народа. Оно изменится, если в основе общества будут стоять производственно-потребительские товарищества, в которые будут входить члены различных социальных групп.

Ячейкой ассоциативного строя станет фаланга (коллектив примерно из 1600 человек). Сеть фаланг принципиально независимых и самовладеющих покроет все страны. Фаланги наследуют частную собственность, сохраняют имущественное неравенство. Однако формы труда, обслуживания и воспитания таковы, что позволяет членам фаланг умножить общественное богатство до колоссальных размеров, постепенно стереть классовый антагонизм, зажить дружно и свободно.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"