Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

IPU_EKZAMEN.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

2. Право народов – совокупность правил, которые соблюдаются у всех народов одинаково. Оно искусственно по происхождению, но равно соответствует народам по интересам.

3. Универсальное право - право одного народа.

Римская юриспруденция  – это целое мировоззрение. Существовало много школ. Основные:

1. Сабинианская (основатель – Капитон)

2. Прокулианская (основатель – Лабион).

Различие – в методе исследования правового материала. Сабинианцы больше значения предавали  внешней стороне правовых институтов. Прокулианцы – внутреннему основанию, целям.

Римские юристы дали определение  праву. «Право есть наука о добром и справедливом». Ульпиан делил право на публичное и частное. Ульпиан определил, что публичное право – это право, которое относится к положению всего римского государства. Частное же служит пользе отдельных лиц. Выделили такую категорию как “норма права”, разделили право процессуальное и материальное.

Существовала теория фикции или презумпций. Данная теория служила при необходимости корректировки права, то есть когда какой-либо фундаментальный институт входил в противоречие с доброй совестью и справедливостью.

Теория правовой презумпции распространялась на все отрасли  права. В гражданском праве – двусмысленность договора должна толковаться в пользу должника. В УП, УПП – всегда предполагается добросовестность, если не доказан злой умысел.

Сентенция Павла –  закон УП следует толковать ограничительно. Без вины – нет ответственности.

После 3 века до н.э. начинается упадок классической римской юриспруденции. Основным источником деятельности становится законодательная деятельность императора.

11. Политические  идеи раннего христианства. Августин  Аврелий о церкви и государстве.

 «АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ» (354–430 гг.). Признание христианства государственной религией не исключало трений между императорской властью и церковью. С одной стороны император смотрел на священников как и на своих чинов т.е. они обязаны исполнять императорские веления, а также император опирался на авторитет решения религиозных вопросов. С другой стороны духовенство не желало быть послушным исполнителем императорских велений. Церковь притязала на полную независимость в религиозных делах и на участие в управлении государством.

Притязания церкви на участие в государственном управлении называются теократическими теориями. Знаменитой вехой в развитии политической правовой идеологии церкви был ученый, североафриканский епископ Августин Аврелий, прозванный «блаженным», а католической церковью святым и учителем церкви.

В произведении «О граде  божьем» Августин Аврелий писал что на земле существует 2 государства: божий град (церковь) и град земной (государство). В церкви – право и общественная польза, истины, справедливый мир и покой, а государство – временное создание человека, созданное насилием и держащееся принуждением. Оправдание государства в том, что оно поддерживает земной порядок, причем существует 2 земных государства: одно основано на насилии, а другое на заботе о подданных. В конечном счете оправдание государства в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к небесному миру.

Божественным установлением  являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление  на бедных и богатых.

Августин Аврелий первый, кто предложил приобщать к  христианству насильственным, вооруженным  путем, искоренять ереси. Источник зла - свободная воля людей, влекущая их от единства к множественности. Оправдание государства и в поддержании социального порядка. Августин Аврелий выдвинул новый подход к рабству. Источник рабства грех, но исторически рабство отделяет людей – плен, причем плен имеет оправдание, поскольку согласно его учения, войны не противоречат божьим заповедям. Божественное установлением является и частная собственность, социальное неравенство, деление на бедных и богатых.

 Практически преобразованное государство является рабовладельческим христианским государством, основ на участии духовенства в государственных делах, насилием подавляющее инакомыслие. Теории и идеи Августина Аврелия осуществились в Восточной Римской Империи.

12. Учение Ф. Аквинского о государстве и праве.

Ф. АКВИНСКИЙ (1225-1274). Философская мысль в Средние Века не имела самостоятельного развития. Человеческая мысль была поставлена в зависимость от религии, которая пыталась подчинить богословским канонам все науки.

Авторитеты в области фсф были Платон и Аристотель. Следовать им было невозможно, т.к. они были язычниками, и во многом противоречили христианству. Свое наивысшее развитие схоластическая фсф приобрела при Ф. Аквинском. Он был аристократического происхождения, преподавал в Парижском Университете.

"Богословская сумма" – фундаментальный труд по всем наукам, в т.ч. отдельную главу посвятил государству и праву.

Фома разделяет человеческие добродетели  на естественные, т.е. это добрые качества души, приобретаемые естественными силами человека, и «влитые» (богословские) - это добрые качества души, которые сообщаются нам благодатью, вливаются богом.

4 вида законов:

1. Вечный – сам божественный разум управляющий миром.

2. Естественный – это отражение вечного закона в человеческом разуме. Основное начало здесь: надо делать добро и избегать зла.

3. Человеческий – нужен для дисциплины.

4. Божественный – содержится в божественном откровении - Священном Писании. Он нужен для исправления несовершенства человеческого закона.

Взгляд на государство

Все должны иметь какое-либо участие в верховной власти, чтобы сохранялась доля народа. Наилучший образ правления – тот, где правит один с добродетелью. Затем - аристократия (где правят немногие, движимые добродетелью). Третье место у демократии.

Сочинение «О правлении князей»  осталось неоконченным. Следуя Аристотелю, выделяет три правильных (монархия, аристократия и полития) и три искаженных (тирания, олигархия и демократия). Вопрос об их преимуществе решает в пользу монархии.

У Аристотеля мотивом деятельности правителя считается сознание его  зависимости от государства, общности интересов, а у Фомы – это Божья  воля, ставящая правителя над государством.

На вопрос, должны ли крестьяне  повиноваться светским властям, Фома отвечает, что вера в Христа не освобождает  от повиновения светской власти.

Власть может быть не от Бога:

1. По неправильному приобретению

2. По злоупотреблению, которое может быть двоякообразно:

- повелевается то, что противно велению божьему, т.е. грех. Подданные должны ослушаться вплоть до восстания.

- повелевается то, на что не простирается власть правителя. Подданные не обязаны подчиняться, но не обязаны и ослушаться.

Вопрос о собственности

Собственность – дар Бога человеку, и пользоваться ей надо с чувством ответственности перед дарителем. Она бывает частная, но должна служить общему благу. Никто не должен иметь больше, чем ему нужно для удовлетворения жизненных потребностей.

В 1879 году Папа Лев 13 объявил учение Фомы Святого истинным в католической вере.

13. Политико-правовое  учение М. Падуанского. 

Яркое и своеобразное теоретическое выражение протеста против притязаний католической церкви на светскую власть было выражено в учении Марсилия Падуанского (ок. 1280-1343 гг.). Он изучал философию, медицину, богословие, теологию права в Орлеане, в Париже. Был избран ректором парижского университета. Произведение “Защитник мира” – ответ на отлучение Людовика 4 от церкви.

Наиболее желательным  в государстве является спокойствие, а не раздоры. Самая главная причина раздоров – ложное понятие о церковной власти и непомерные притязания папства. Конечная цель людей, объединяющихся в государство, - хорошо жить. Но так как нужд у людей много, необходимо разделение занятий и должностей.

6 групп:

1. земледельцы

2. ремесленники

3. торговцы

4. воинство

5. священство

6. суд (администрация)

Первые три группы – это простой народ. Следующие 3 – почетные граждане. Суд – главная часть государства. Правительство. Назначение этой власти – устанавливать в обществе праведное и полезное.

Василий Падуанский отличает законодателя от исполнительной власти. Устройство ее может быть различно – различные формы правления.

Верховная власть всегда принадлежит законодателю, который всегда один – народ. Народ имеет право назначать правителя и лишать его власти в случае превышения полномочий для общего блага. Обязанности правителя – толковать закон. Правитель обязан судить и повелевать на основании закона.

Власть должна быть выборной –  выборной монархией с разделением законодательной и исполнительной властей. Светской власти подчинены все граждане без исключения, а духовенству принудительной власти не дано.

Слово закон имеет разнообразное значение:

1. Суждение о том, что правомерно, а что нет.

2. Предписание, сопровождаемое принуждением посредством награды/наказания.

Главная цель закона –  правда и общее благо. Второстепенная цель – твердость и прочность  власти.

Всякий закон требует  судью. Судья человеческого закона – государь. Судья Божественного  – Христос.

Падуанский отстаивает на отделение политики от церковного авторитета и разграничивает церковную и государственную власть. Государственная власть у правителя. И духовные лица подвержены светскому суду. Церковное имущество не должно быть освобождено от податей. Право назначать служителей культа принадлежит собранию верующих, церкви. Но так как невозможно собрать всех верующих, представителей избирал Вселенский Собор.

Церковь должна действовать  только нравственными методами, но не как ни принуждением.

Учение В. Падуанского  было объявлено еретическим и  в 1327 году он был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни. Но Людовик Баварский не допустил смертной казни.

В. Падуанский во многом предварил мысли Руссо.

14. Основные  направления политической мысли  в период образования Русского  централизованного государства. 

Социальные явления, которые к этому привели:

1. Объединение в единое централизованное государство русских земель вокруг Москвы

2. княжеско-боярская оппозиция объединилась

3. закрепощение крестьян и связанное с этим сопротивление народа

Эти факторы предопределили содержание политической мысли:

1. проблемы происхождения русских князей

2. правомерность их династических притязаний

3. взаимоотношения между светским и духовными властями

Москва ревностно отстаивала свою независимость. Это нашло отражение  в повести "О флорентийском соборе": защищается идея преемственности власти византийским императором и московскими князями. По мнению автора, Иоанн Палеолог, согласившись на унию с католической церковью, лишился права считаться защитником православной веры. Единственным ее защитником стали московские князья.

После собора в российских церковных кругах - недоверие к  грекам. Стали себя осознавать единым носителем Христовой веры в ее чистом виде. Российский царь получил  право рассматривать свою власть как полученную от Бога. Когда Византия пала, эта мысль стала еще настойчивей.

К концу 15 в. монах Филофей пишет труд "Москва - 3-й Рим". Вся история человечества - история трех царств:

1 - Древний Рим пал  из-за язычества

2-ой Рим - Константинополь  пал т.к. изменил делу православия

3-ий Рим - Москва, т.к. хранила во всей чистоте христианскую веру.

4-му Риму не бывать, когда падет 3 - конец мира.

Он обусловлен легитимностью  царской власти - царь - потомок бога и его слуга, нельзя ему противостоять, но и он должен заботиться о подданных и наказывать за зло. Православная церковь подчинилась светской власти, но сохранила право говорить владыкам правду. Законы - лишь часть этой правды, они поддерживаются силой власти и основаны на божественных заповедях. Беззаконие - всякое безнравственное деяние. Основная мысль - русское государство выбрано для защиты православной веры.

Возвышение царской власти над  удельными князьями было возможно только при помощи обоснования теологических  свойств верховенства, эту проблему решили при помощи церкви - Иосиф Володский (Иван Санин) "Просветитель", "Множество посланий". В этих посланиях он стремился окружить князя ореолом божественности.

В дальнейшем он отказывается от этой позиции и подчиняет церковь  государству. Имущество церкви –  имущество Бога, всякое покушение на него - покушение на божеское.

Его противник Нил Сорский (инок белозерского монастыря). В своем учении обличает человеческие страсти (тщеславие, гордыню). Монастырям не подобает заниматься мирской суетой, задача церкви в помощи человеку преодолеть страсти, а земли ей вовсе незачем. Идеал - в христианской общине, где общая собственность и обязанность труда. Государство не может вмешиваться в дела веры.

15. Политические  и правовые взгляды И. Пересветова. 

Пересветов был служилым дворянином, выходцем из русских земель, входивших в то время в состав Великого княжества Литовского. До приезда в Россию он служил польскому, венгерскому, чешскому королям и молдавскому воеводе. В своих челобитных (около 1550 г.) Ивану IV Пересветов жалуется на притеснения его боярами и просит “оборонить от насильства сильных людей”.

1549г. - пишет "Сказание о Магомет - султане и царе Константине"

Боярское засилье – причина  не только материального оскудения  государства, казны, но и ослабления военного могущества страны. Византийские вельможи поработили страну. Как результат – Византия завоевана “безбожным Магметом-султаном”.

Охарактеризовав таким  образом гибельные для государства  последствия боярского засилия, Пересветов обосновывает необходимость  коренного изменения внутренней и внешней политики русского государя. Настоящая опора царской власти в борьбе с внутренними и внешними врагами – служилое дворянство. Не знатность рода и богатство, а личные заслуги перед царем, преданность ему и храбрость должны определять положение “воинника” на государевой службе.

Наместничество должно быть отменено, так как ослабляет власть государя, ведет к усобицам. Необходимо отменить и систему кормлений – она  причина упадка государства и  неправедного обогащения боярства. Для  укрепления финансовой системы государства все доходы нужно собирать в царскую казну. Сборщики налогов должны получать жалованье из казны. Для проведения судебной реформы нужно назначать судей, которые бы не пошлинами с суда обогащались, а денежное жалованье получали из казны и руководствовались царскими “судебными книгами”. Неправедных же судей нужно казнить.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"