Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

IPU_EKZAMEN.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

Устройство власти может быть:

1. Монархическим

2. Аристакратическим

3. Демократическим.

Смешанное правление отрицается, т.к. противоречит единству власти. Лучше всего монархия.

Монархистов не устраивало равенство  людей в теории Гоббса, его материализм  и способ защиты монархии. В отличии  от монархистов, опирающихся на теорию богоустановленности власти, Гоббс  обосновывает монархию идеей общественного договора. В период реставрации монархии Гоббс был подвергнут преследованию, а многие его труда сожжены.

26. Политико-правовая  идеология индепендентов (Дж. Мильтон,  Дж. Гаррингтон).

Реформация в Англии носила чисто политический характер (вместо папства установилось главенство короля). Новая церковь, возглавленная королем, сильно от католической не отличалась.

По духу английскому  народу больше подходил ПУРИТАНИЗМ. Основной идеей его было очищение английской церкви от остатков католицизма.

В социально- экономической  жизни:

1) Накопление, а не потребление является целью производства

2) Поощрение инициативы, деловитости, трудолюбия и накопление материальных ценностей с целью служения обществу

3) В труде и предпринимательстве находит выражение служение Богу.

В области нравственности:

1) Критика распущенности, развращенности, расточительности аристократов

2) Прославление семейных добродетелей, бережливость, аккуратность, умеренность, трезвость, некоторый аскетизм

Два течения пуританизма:

1. Пресветориане - были более ортодоксальны, призывали к беспощадной борьбе со всяким инакомыслием, к единообразию и жестокой централизации, независимо от короля церкви. В политической сфере их идея – ограниченная парламентом монархия.

2. Индепенденты. В ходе революции от них отклонились левеллеры, возглавляемые Лильберном. В политической области партия индепендентов выдвигала более умеренную программу, чем левеллеры.

Д. Мильтон (1608-1674). Основное произведение «Защита английского народа против Салмазия», «Вторая защита английского народа против анонимного памфлета», «О державе королей и сановников» и «О гражданской власти и духовных делах».

Основная идея - люди по природе рождаются свободными. Сознавая, что раздоры и насилие ведут их к гибели, они решили общим союзом охранять друг друга. Так возникли города и государства. Они установили власть, которую вверили одному или нескольким лицам. Источник же власти остается в народе.

Исходя из этого:

1. За королем нельзя признавать наследственного права на престол.

2. Утверждать, что короли обязаны отчитываться лишь перед богом – значит подрывать основы всякого правительства.

3. Народ может, когда захочет, или избрать или же низложить правителя.

Таким образом, это ТЕОРИЯ НАРОДНОГО СУВЕРЕНИТЕТА в чистом виде. Из всех форм правления одна лишь республика может считаться правомерной формой государственного устройства.

Трактат «О гражданской власти и  духовных делах» посвящен вопросу о  свободе совести. Мильтон обращается к парламенту, требуя прекратить всякие преследования за веру как противные христианскому закону. Требует полного отделения церкви от государства.

Джеймс Гаррингтон (1611-1677). Был чужд политической борьбе, он умереннее Мильтона. Его идеал - республика аристократического характера.

В сочинении «Республика  Оксания» он дает изображение республиканского строя. Только высшие классы имеют время  и средства для занятия политическими  делами. Но политическое преобладание аристократии должно сочетаться с демократическими началами (периодическая смена должностных лиц; народ тоже должен быть допущен к управлению делами для принятия окончательного решения).

27. Политико-правовая  идеология левеллеров. Дж. Лильберн.

Образовано от левого крыла индепендентов. Они не отстаивали каких-либо трактатов, но являлись идеологическим вдохновением. Они последовательнее всех провели мысль, что свобода совести и мысли – неприкосновенная область, куда не может наложить руку даже король. Возглавлял их Джон Лильберн – ярый борец за свободу, популярный среди народа. Его взгляды не получили систематического отражения в работах, это скорее программные документы, чем политическое учение.

Признание неотчуждаемого народного суверенитета и прав личности. Из свободы личности, он выводит то, что граждане сами определяют свое отношение к военной службе и требует не принуждения никого к ее несению. Они не требовали материального равенства, а требовали равенства юридического, право частной собственности не признавали неотьемлемым правом.

Требовали гражданского равноправия, т.е. ликвидацию всех сословий, равенство перед судом и законом. Принцип равноправия распространялся на пользование политическими правами. Взгляды о происхождении государства основывались на договорной теории. Соглашению и избранию единственного источника власти, они предпочитали республику как форму правления. «Чтобы не допустить произвола в государстве необходимо господство права над ним и полное разделение властей».

В народном соглашении определено, что выборный парламент образует законодательную власть, состоящую из 1 палаты, избранной на 1 год. Его член не может занимать государственную должность и заниматься юридической практикой. Никто не может быть избран 2 раза подряд.

Парламент избирает исполнительный орган – совет, с весьма ограниченными полномочиями. Исполнительная власть подчинена парламенту. Между сессиями создается особая парламентская комиссия для надзора за исполняющей властью. Все местные органы власти – то же самое, парламент не вмешивается в порядок формирования этих органов.

Судебная власть вручается присяжным, судебный процесс гласный и публичный. Лильберн хотел уменьшить стоимость  государственного аппарата через уменьшение жалования чиновникам, излишки от этого в казну, следовательно  уменьшились бы налоги.

Был провозглашен принцип, который  был вершиной демократической мысли 17в: принцип неограниченной религиозной  свободы, отделения церкви от государства, идея неотчужденности прав личности, верховенства народа над парламентом, идея общенародного голосования.

28. Политико-правовая  идеология диггеров. Дж. Уинстенли. 

Выделились из левеллеров. Образовывали коммуны, которые копали пустоши. Представитель  Джеральд Уинстенли. Закон свободы - его коммунистическая утопия. Сравнение  монархии и республики видит различие не в организации власти, а в порядке пользования землей.

При монархии – это частная собственность, а в республике – общественное достояние и находится в свободном и равноправном пользовании всех граждан. До норманнского завоевания Англия была республикой, но завоевание заставило подчиниться. Для восстановления республиканского порядка необходимо восстанавливать основы общественного строя, сделать землю достоянием всех. Все могут свободно и безвозмездно пользоваться землей. Все граждане до 40 лет должны трудиться.

В республике устанавливаются прочные семейные узы. Первичной ячейкой будет семья, занимающаяся сельским хозяйством или ремеслом. Все производимые продукты поставляются на общий склад, где каждый мог получить все необходимое.

Различалось 2 вида закона: внутренний (природный) и внешний (писаный). Все должны обязательно соблюдать закон. Служители церкви 4 раза в год должны оглашать закон. К нарушителям закона сначала применяется убеждение, затем бичевание, если не поможет – лишение свободы и принуждение к труду. Смертная казнь только за подрыв основы республики (захват земли).

Все должностные лица выборные, мужчины  старше 40 лет, избирательные права  с 20. Высший орган власти – парламент, который законодательствует, осуществляет контрольную деятельность, рассматривает судебные споры при отсутствии закона. На местах управляет сенат, осуществляет контроль за деятельностью должностных лиц, подготавливает дела на рассмотрение парламента.

29. Обоснование  "Славной революции" 1688г. в  учении Дж.Локка о праве и  государстве.

Джон Локк (1632- 1704). Произведение - «2 трактата о правлении» (1689 год) - обоснование Славной Революции. В ее ходе (1688-1689) на престол были воздвигнуты супруги Оранские – Вильгельм и Мария. Революция называется «славной», т.к. не было пролито ни капли крови.

Происхождение государства.

Обращается к естественному  состоянию людей. Это состояние  полной свободы, когда каждый делает все что хочет, но с тем, чтобы  оставаться в границах закона природы. Чтобы закон природы не нарушался, каждому дано право наказывать обидчиков. Это ведет к состоянию войны. Чтобы избежать этого, люди учредили государство.

Таким образом, государство образуется там, где свободные люди отказываются от своего права лично защищать свое достояние и наказывать нарушителей, предоставляя это публичной власти.

Локк в отличие от Гоббса считает целью государства не столько избавление от анархии, сколько спасти естественные права, защитить личность и собственность. Локк не согласен, что граждане должны отказываться от всех своих прав, они отказываются лишь от части своих прав в той мере, в которой это нужно государственной власти для выполнения ее задач.

Государственный порядок  – это такой порядок, при котором для разрешения всех споров о праве, кого бы они не касались, имеется высший судья. В соответствии со своим назначением государство получает:

1. Власть издавать законы, определяющие размер наказания за различные преступления т.е. законодательная власть.

2. Власть наказывать за совершенные преступления членами союза (государства) т.е. исполнит власть.

3. Власть наказывать обиды, наносимые союзу внешними врагами т.е. право войны и мира.

Законодательная власть является верховной, т.к. она повелевает всеми остальными. В хорошо организованном государстве законодательная власть вручается собранию лиц, которые сами подчиняются законам. Но верховный исполнитель может действовать и помимо закона.

Исполнительную власть надо вручить постоянно действующему органу. 3-я власть- федеративная, обладающая правом войны и мира, правом заключать  союзы и договоры. Союзная, как и исполнительная власть, требует постоянного применения силы государства.

На вопрос, может ли завоевание быть правомерным основанием власти, Локк отвечает, что даже справедливая война не может, т.к.

1) Завоеватель имеет право поработить только тех, кто действительно затеял несправедливую войну, а никак не народ, который не давал правителям такого права.

2) Завоеватель приобретает только право на жизнь, но не на имущество побежденных.

3) Потомки побежденных уже рождаются свободными, на них не распространяется право завоевателя на жизнь.

Локк считает, что позволительно  сопротивление законному носителю власти, если он нарушает закон во вред гражданам. Защищая право народа на восстание, Локк оправдывает совершившийся  в ходе Славной Революции переворот, приведший иноземного правителя.

Таким образом, это теория конституционной монархии.

30. Обоснование  российского абсолютизма в произведениях  Ф.Прокоповича и В.Н.Татищева.

Появилась новая идея - идея Великой России. Возникает  новая интеллигенция, далекая от церковного учения. Сама личность Петра 1 способствовала этому.

Феофан Прокопович (1681-36). Отрицал духовенство как учительское сословие, требовал свободного критичного отношения ко всем вопросам и выступал против приоритета духовной власти над светской. По заказу Петра 1 пишет политический трактат "Правда воли монаршей", где теоретически обосновал петров указ о престолонаследии. "Слово о власти и чести царской". Здравый разум побудил человека сменить состояние привольности на государство. Народ 1 раз передал власть монарху и не может требовать ее назад. Наиболее приемлемой для России является наследственная монархия как более стабильная по сравнению с выборной. Но передача по наследству может отдать власть в руки лица неспособного управлять. Это устраняется при монархии, при жизни назначенного наследника. Монарх имеет право высшего суда и издавать высшие повеления. Отмечал, что монарх несет ответственность только перед богом. Не может быть судим подданными, если не будет избран под каким-либо условием.

Татищев (1686 –50). Он сторонник теории естественного права. Начальным состоянием человека была свобода, но ей люди пользоваться не умели, пришлось укротить, надев узду. Это может быть в 3-х формах:

1) естественной - власть  отца

2) договорной - власть монарха

3) отношения найма между хозяином и слугой.

Крепостничество рассматривается  как отношения найма. Осуждая  крепостничество в теории, оправдывал его на практике – «без мудрого  помещика мужик обленится и умрет».

Государство - результат  общественного договора. Форма правления зависит от места положения страны, размера территории, состава населения. Демократия возможна в малых государствах не подвергающихся нападению, аристократия - в странах, состоящих из нескольких городов, защищенных от нападения. Но большие и не защищенные от соседей государства без монархии не проживут, особенно когда народ недостаточно просвещен и повинуется только из-за страха. Общество должно направляться законом: понятным, выполнимым со стороны лиц, которым он адресован, не содержать противоречий, должен быть известным всем.

Он сторонник просвещенного  абсолютизма и развития книгопечатания: это должно открыть дорогу к просвещению, за сословные перегородки. Дворянство должно было обучаться в закрытом учебном заведении. Они изучали иностранные языки, историю, философию. Крестьянство обучалось грамоте и закону Божьему. При правлении Анны предложили создать двухпалатный орган: сенат (21 человек), собрание (100 дворян) для облегчения монархического управления.

31. Политические и правовые идеи И.Т. Посошкова.

Развитие ремесла и торговли привело к росту числа влиятельных  промышленников и купцов. Одним из первых идеологов этого класса являлся  Посошков. Он занимался предпринимательством и торговлей, написал несколько  произведений («Книга о скудности и богатстве»). В ней излагаются программа действия абсолютизма, какой ее хотел видеть купец. Все надежды возлагал на царя.

Посошков сторонник государственной  регламентации производства, труда  и многих сторон быта для увеличения общественного богатства. Он считал, что царь должен своим указом заставлять всех работать. Много внимания уделял положению сословий и политике государства по отношению к каждому. Сословное деление общества объясняет разделение труда, государство возлагает на каждое сословие работу в определенной сфере. Он не выражает сомнение о необходимости дворянства и его привилегий, но делает упор более на обязанности, чем на права.

Посошков понимает, что крестьяне - основной производительный класс, его тревожит бедственное положение крестьян ( нищета, беззащитность), но он считает, что все их беды от лени. Также он не противник крепостного права, а выступает за его расширение. Наряду с этим он предлагает меры по защите крестьянского хозяйства от разорения помещиками, от произвольных поборов. Для защиты крестьянского хозяйства от разорения, он предлагает ограничить царским указом крестьянские повинности в пользу помещиков и государственной казны. Размер повинности должен определяться специально созванным съездом дворян, а после утверждаться царем. Размер – чтоб крестьянину было нетягостно, а самое главное чтобы помещики не имели право требовать больше.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"