Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

IPU_EKZAMEN.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

Личная свобода каждого  – первая заповедь существования  фаланги. Она не допускает никакого принудительного устава. Для Фурье  свобода - высшая ценность, чем равенство. Фаланги – автономные и не зависящие друг от друга социальные организации. Центральная власть и ее аппарат сохранятся в будущем обществе, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность фаланг.

54. Взгляды  Р. Оуэна на государство и  право.

Центральное звено его взглядов - учение о характере человека. Он исходил из того, что человеческий характер – результат взаимодействия природы индивида и окружающей его среды, которая играет в этом важную роль. Таким же образом формируется характер целых общественных классов. Он был уверен, что предложенное им учение открывает людям путь к разумному и справедливому устроению общества.

Основной источник всех зол - частная собственность. Осуждая социально-экономические порядки, он осознавал, что при капитализме имеет место прогресс производительных сил, рост крупной промышленности, использование научных знаний. Он считает, что все эти изменения происходят согласно законам природы и являются важной подготовительной ступенью к социальной революции, которая приближается.

Новый способ материального  производства подготавливает людей к пониманию и принятию иных принципов и практики, а тем самым к осуществлению благодеятельнейшей перемены в человеческих делах. Обращаясь к проблеме средств и методов этих перемен, он рассчитывал на революцию в сознании людей, которую могла провести пропаганда науки о формировании характера. Он надеялся, что с помощью закона можно провести некоторые преобразования. Он был озабочен тем, что начинающаяся революция обрела форму мирных и постепенных преобразований.

Оуэн боялся 2 вещей: насильственного переворота и совершения революции темными и бескультурными людьми, т.к. это усугубляло тяжелое положение общества. Переход в светлое царство разума помогут совершить гражданам люди, располагающие необходимым для основания коммунистических поселений капиталом и руководствующиеся доброй волей. Окончательным результатом преобразований является возникновение разумной системы истины, богатства и счастья.

Ячейкой грядущего строя  выступает самообеспечиваемая коммуна. Поселения группируются в федерации национального масштаба, а затем объединяются в международном масштабе. Со времени действия на земном шаре - единый свод законов.

Население становится большой  семьей. Эти поселения (от 300 до 3000 человек) должны строиться и функционировать на основе коллективного труда. Общественная собственность, равенство прав и обязанностей. Между членами коммуны устанавливаются отношения взаимопомощи, облагораживаются нравы и отпадает необходимость в поощрениях и наказаниях.

55. Политико-правовые  воззрения А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.

ГЕРЦЕН (1812-70гг.) разрабатывал основы теории русского социализма. Главным для Герцена был поиск методов соединения абстрактных идей социализма с реалиями общественных отношений. В 50-х гг. он пришел к решению о возможности соединения всего этого в России, так как в крестьянском мире содержится 3 элемента, позволяющих провести экономический переворот, ведущий к социализму.

1. право каждого на землю

2. обширное владение ею

3. мирское управление

Эти элементы препятствуют развитию сельского пролетариата, и дают возможность миновать стадию капиталистического развития. В 50-х гг. Герцен основывает в Лондоне типографию и выпускает газету «Колокол» нелегально ввозившуюся в Россию. По мнению Герцена, отмена крепостного права при сохранении общины даст возможность избежать опыта капиталистически развивающегося запада и прямо перейти к социализму.

Герцен уделял внимание способу  осуществления социальной революции. В его произведениях немало суждений о неизбежном насильственном низвержении  капитала, но он не являлся сторонником обязательного насилия. В период подготовки крестьянской реформы в колоколе высказывал надежд на отмену крепостного права правительством на выгодных условиях для крестьян. Герцен разрабатывал идею избрания и созыва Великого собора - учредительного собрания для отмены крепостного права.

Проблемы государства и права рассматриваются как второстепенные, подчиняющиеся экономической и социальной проблемам. Будущее общества - союз объединений самоуправляющих общин.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889 гг.) один из руководителей журнала «Современник». В нем он посвятил ряд статей изложению идеи перехода к социализму через крестьянскую общину. В статье «Критика философских предубеждений против общинного владения» он стремится доказать на основе гегелевского закона отрицания необходимость сохранения общины и ее развития в более высокую организацию.

В статье «Капитал и труд»  излагает план организации производственных товариществ при помощи ссуды  от правительства, назначающей на 1 год опытного директора. Герцен назвал Чернышевского представителем теории «чисто западного социализма» т.к. он ссылался на идеи Фурье, Прудона, Луи Блана. Однако стержнем его теории является идея общинного социализма в России.

Основная идея Чернышевского  – развитие общинного землевладения в общинное производство, а затем и потребление. Он считал наиболее желательным изменение гражданских учреждений посредством реформ, но для России считал реформы невозможными т.к. самодержавие когда-то породило крепостничество, а теперь пытается лишь изменить его форму, сохранив сущность.

Об устройстве власти говорилось в прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней одобряются страны, в которых  народный староста (президент) избирается на срок, а также царства, где царь не смеет ничего сделать без народа и всему народу оказывает послушание.

Необходимость государства, по мнению Чернышевского, порождена  конфликтом, обусловленным несоответствием  между уровнем производства и  потребностей людей. В результате роста производства и перехода к распределению по потребностям исчез конфликт между людьми, а тем самым надобность в государстве. После длительного перехода общество сложится в федерацию, основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин, промышленно-земледельческих объединений, фабрик перешедших в собственность рабочих.

56. Юридический  позитивизм. Дж. Остин. 

В результате буржуазных революций в развитых странах  Европы были проведены преобразования правовых систем, особенно частного права, непосредственно связанного с регулированием товарно-денежных отношений. Юридическое мировоззрение воплотилось в действующем, позитивном праве. Этим обусловлены отказ большинства буржуазных теоретиков от идей естественного права и критика этих идей. То и другое нашло выражение в юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного права, т.е. против представления о существовании рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного, требующего воплощения в законодательстве.

К критике естественно-правовой теории юридический позитивизм подошел иначе, чем историческая школа права. В отличие от последней, поначалу использовавшей терминологическую оболочку опровергаемой теории (естественное право в трактовке Г.Гуго тождественно позитивному), юридический позитивизм с самого начала принципиально отрицал иное право, кроме позитивного.

В поле зрения юридического позитивизма - не исторически сложившийся  обычай, а закон, нормативный акт, установленный властью; происхождение  закона, его обоснование, изучение причин его принятия вообще выводятся за пределы правоведения.

Одним из первых представителей юридического позитивизма был Джон Остин (1790 - 1859 гг.), издавший в 1832 г. книгу "Лекции о юриспруденции, или философия  позитивного права".

Термин "право", писал Остин, используется в самых разных смыслах: для обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали, законов природы; это существенно мешает точному определению предмета юриспруденции.

Остин различает и  разграничивает этику (область оценок, суждений о добре, зле и др.), науку о законотворчестве (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве, юриспруденцию. Последняя "имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши". В таком понимании право - приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика, или "логика правовых конструкций".

Возникновение юридического позитивизма связано с укреплением  и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических  отношений. В теоретическом плане  юридический позитивизм был основой  формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных и связанных с ними отношений, точности определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники. Развитие и распространение юридического позитивизма в странах континентальной Европы обусловлено развитием капитализма.

57. Либерализм  во Франции в 1 половине XIX в.  Бенжамен Констан. 

КОНСТАН (1767-30) Еще 1797 году он издал два памфлета «О действиях террора», «О политических реакциях». В первом он восстает против крайностей революций и диктатуры якобинцев. Во втором он выступает против крайностей реакции, стараясь противостоять реакционным стремлениям во французском термидорианского переворота.

Считал, что начало народного  верховенства составляет основание  всякого закона о правительстве. Но устанавливая начала народного верховенства, надо определить его границы. Права  принадлежат человеку независимо от государственной власти, которая устанавливается, чтобы их охранять, а не уничтожать.

Написал работу «О свободе  древних по сравнению со свободой новых народов». Свобода древних  была свободой политической. Индивид  был сувереном в отношении  общественных дел и рабом в  отношении дел частных. Свобода же новых народов – преимущественно личная. Индивид, будучи свободным в частной жизни, ограничен как суверен.

Гарантии против возможных  злоупотреблений власти может быть:

1. Сила общественного мнения, т. е. установление представительного правления

2. Разделение властей, уравновешивающих друг друга

Сторонник конституционной монархии. В отличии от Монтескьё, считает, что эти три власти могут придти в столкновение, необходима сдерживающая всех их четвертая власть – королевская, задача которой – приведение к согласованной деятельности.

Особо выделяет муниципальную  власть (общинную), которая должна быть независимой, однако она не входит в  состав верховной власти.

Для внутреннего управления требуется федерализм, допускающий  определенное подчинение членов целому. Это подчинение касается общих интересов. Все, что относится к местным нуждам, должно подлежать верховению местных органов.

Учение о правах личности

Личные права не подлежат ведению государственной власти - это частная жизнь людей. Констан не причисляет право собственности к личным правам, изъятым из действия власти. Он восстает против коммунизма, обрекающего человечество на неподвижность.

С другой стороны, собственность  так сильно связана с личностью, что ее нарушение неизбежно влечет нарушение личной свободы. Поэтому Констан категорически против конфискации и других мер, лишающих человека законной собственности.

Нарушение личной свободы человека является посягательством на главное  условие и цель гражданского порядка. Поэтому Констан считает, что против произвола власти существует только одно средство - соблюдение установленных законом форм и ответственности чиновников. Всякие аресты и ссылки без суда должны быть запрещены. Еще более важна свобода совести. В государстве должна быть полнейшая веротерпимость. Важна и свобода печати.

Личный интерес без всякой поддержки  правительства совершенно достаточен.

Главная гарантия личных прав заключается  в судебной власти, судьи должны быть несменяемы, независимы от народа и правительства. Судьи в Конституционной монархии назначаются королем.

Констан против всякого нарушения  конституционных положений «во  имя спасения» страны. Это средство не может служить поддержанием правительства, ибо беззаконие со стороны самой  власти возбуждает стремление к беззаконию в гражданах.

58. И. Бентам  о праве и государстве. 

БЕНТАМ (1747-32). "Отрывок об управлении", "О лучшем состоянии и обработке законов".

Он основатель современного утилитаризма. Он решает построить фсф права  опытным путем и найти верховный  принцип, которым должен руководствоваться законодатель в своей деятельности.

Различал 3 возможных принципа нравственности:

1. Аскетичность (отвержение чувственных удовольствий, основа морали в лишениях и отказе от материальных благ). Это принцип ханжей. Не имел никакого влияния на правотворчество.

2. Произвольность (симпатии/антипатии) - имеют большое влияние на деятельность, но его несостоятельность доказывается разнообразием суждений человека о добре и зле.

3. Принцип пользы - верховный принцип всей человеческой жизни. Наибольшее количество счастья для наибольшего количества людей - руководящий принцип утилитаризма.

При издании закона надо взвешивать все вытекающие отсюда удовольствия и страдания, вычесть - итог. Для измерения - своя теория морального счета: наши ощущения разнообразны => необходимо их делить на

1. Простые (неделимые удовольствия и страдания)

2. Сложные (состоящие из нескольких удовольствий и страданий)

15 групп простых удовольствий - общение, надежда, дружба, власть, богатство...

11 групп простых страданий - неловкость, вражда, страх...

Если закон причиняет страдания  и не причиняет удовольствия, он должен быть отменен. Предлога для вмешательства  законодателя в жизнь граждан  нет и не может быть, закон в  любом случае - зло, т.к. он ограничивает свободу и его существование может быть оправданно, когда он запрещает еще большее зло, чем установлено законом, стесняющим свободы. Преступление - зло и наказание – зло.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"