Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

IPU_EKZAMEN.doc

— 511.00 Кб (Скачать файл)

   1. Предмет истории политических и правовых учений.

Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды  на государство, право и политику.

По структуре методической, доктрина включает 3 компонента:

1. Методологическая основа (напр. фсф религии, иное), т.е. мировоззрение.

2. Содержательная попытка решения основных проблем теории государства и права, т.е. теория, содержащая учения – содержательная основа.

3. Содержательные положения (прогнозы, оценки, идеалы)

Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на ПП идеи. Древний восток- религия, Древняя Греция- опора на фсф, Новое время- глубоко рационально.

Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой.

Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.

- что такое государство, как оно создается;

- служит общему благу или отдельным социальным группам

- что есть право;

- предмет государства, права и обязанности граждан;

- в чем состоит справедливость и что справедливо;

- соотношение нравственности и права;

- какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности

В Др. Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, повышенное внимание к формам правления, стремление найти наилучшую. В средние века - вопрос о соотношении государства и церкви. В 17-18 века: проблема юридического неравенства, свободы и прав личности. В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.

Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:

1. Распределение собственности

2. Характер политических учреждений

3. Религия

4. Быт и традиции народа

5. Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп

Методологические установки ИППУ:

1. Общенаучные методы исследования:

- формально-логический

- диалектический

- системный

- сравнительно-исторический

2. Философские методы:

- теоретический

- метафизический

В советское время также использовался  марксистский метод материальной диалектики.

2. Основные  направления политической и правовой  мысли Древней Индии.

Формирование политической и правовой мысли Древней Индии  осуществляется под влиянием мифологических и религиозных представлений. С  этим связано то доминирующее положение, которое занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни Древнеиндийского общества.

Зачатки идеологии брахманизма  встречаются уже в ряде древнеиндийских  памятников 2 тыс. лет до н. э., именуемых  ВЕДАМИ (знание). В них говорится  о делении общества на 4 варны (сословия), которые созданы богом из Пуруши (мирового тела). Члены всех варн были свободны. Сами варны и их члены были неравноправны: две первые (жрецы [брахманы] и войны [кшатрии]) были господствующими, а две оставшиеся (торговцы и ремесленники [вайшьи] и шурды, стоящие в самом низу) – подчиненные.

Брахманизм получил  свое дальнейшее развитие в древних  памятниках в Упанишадах. Все сословия и их члены должны были следовать  божественному предустановлению для  них – дхарме.

Господством пользовались жрецы, предопределяющие толкование законов для различных сословий и их членов. Идеология брахманизма пронизывает дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники. К 2 в до н э появляются Законы Ману. В Законах Ману воспроизводятся и закрепляются положения вед и упанишад о делении общества на варны и неравенстве. Согласно им, царь должен чтить жрецов, следов их наставлениям. Главное назначение царя - быть охранителем системы варн и всех кто следует присущей им дхарме.

Существенная роль в  Законах Ману отводится вопросу наказаний (весь мир подчиняется посредством наказания). Неравенство прав и обязанностей различных варн включает их неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. Привилегии у жрецов. Исходя из представления о переселении душ, используются земные наказания и загробные кары.

С критикой данного положения  выступал Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленный). Он отверг мысль о  боге как верховной личности и правителе мира, дела человеческие зависят от собственных усилий. Жрец для буддистов это не член привилегированной варны, а всякий человек, который путем совершенства своими усилиями достиг этого. Закон в понимании буддистов - управление миром природы, закономерность. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. Измен подходят и к наказанию. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины. Буддистские идеи стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки буддизм признан государственной религий.

3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая.

Основателем даосизма (наиболее влиятельным учением общественно- политической мысли Древнего Китая) считается Лао-Цзы. Его взгляды отражены в книге «Книга о дао и дэ».

Существенную роль в  даосизме отводится принципу недеяния, воздержания от активных действий. Все неестественное (культура, законодательство) согласно даосизму откланяется от дао и есть ложный путь. Влияние естественных факторов на общественную и политическую жизнь по данной концепции осуществляется таким следованием дао, которое означает отказ от культуры и простое возвращение к естественному образу жизни, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства, закона на основе и с учетом требований дао. Лао-цзы критикует войны, насилие. Однако восхваляя недеяние, лао призывал к пассивности т.е. к патриархальной простоте, к жизни в маленьких поселениях, отказу от письменности.

Фундаментальная роль в  политической мысли Китая сыграло  учение КОНФУЦИЯ в книге «Беседы и высказывания». Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактовалось им как большая семья, власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных как младших, зависящих от старших. Конфуций выступал за аристократические концепции правления, простой народ полностью отстранялся от правления. Его политический идеал состоял в правлении аристократической добродетели и знания. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, он призывал правителей и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели.

Мо-цзы основал школу моистов. Он выражал интересы мелких собственников, ремесленников чье положение было неустойчиво. Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципу происхождения и родства т.к. считали, что люди равны. На государственную службу следует выдвигать более мудрых, независимо от происхождения. Источником мудрости является не знания из книг, а жизненный опыт. Поэтому управление государством не требует обучения. В противовес Конфуцианским принципам человеколюбия, они выдвигают принцип всеобщей любви т.к. считают что истинное человеколюбие должно быть одинаково для всех независимо от сословия.

Идеальным организацией власти считается  государство с мудрым правителем и отлаженной исполнительной службой. Для установления полного единства государству предлагается насаждать единомыслие, искоренять вредные учения, поощрять доносы. Поддерживать данный порядок необходимо посредством наказаний и наград.

Интересы имущей и служивой знати  отстаивают легисты. Легисты разработали учение о технике отправления власти, руководство стремлением служивой знати. Идеология легизма намечала проведение общественных комплексных экономических и политических реформ. Всю власть предлагали сосредоточить в руках правительства, лишить наместников властных полномочий. Намечалось упразднение передачи должности по наследству. На административные посты выдвигали тех, кто зарекомендовал себя верным государству. Предусматривалась продажа должностей.

Отношения между властью и народом рассматривались как противоборство враждебных сторон. Легизм содержал более полную программу централизованного государства.

Применение легистких учений привело  к усилению деспотизма. Конфуцианство  дополнилось новыми идеями и утвердилось  в качестве государственной религии. Моисты постепенно отмирают. Конфуцианство оставалось официальным политическим учением до 1913г.

 

 

4. Политико-правовые  идеи софистов.

Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н.э., когда экономическим и  политическим центром древнегреческого общества стали Афины.

Политическая мысль  рабовладельческой демократии получила обоснование в произведениях софистов.

Софистами (слово произошло  от греческого “софос” – мудрый) называли тогда философов, которые  обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. По утвердившейся традиции различают старших и младших софистов. К видным представителям старшего поколения софистов принадлежали Протагор, Горгий, Гиппий и Антифонт.

Одним из основателей  этого направления был Протагор. Согласно знаменитому мифу Протагора, где рассказывается о возникновении общества, человек первоначально отличался от животных только умением обращаться с огнем. Этому искусству его научил Прометей, выкравший огонь у богов. Постепенно люди овладели ремеслами, но продолжали жить разбросанно. Тогда боги ввели стыд и правду, наделив ими всех людей, так что каждый стал причастен к справедливости и политическому искусству.

Никакое государство  не устоит, заключает Протагор, если политическим искусством будут владеть немногие. Общепризнанной истины и единого блага просто не бывает. Носителем знаний и справедливости является не только мудрец, но и каждый отдельный человек. Эту мысль Протагор выразил в формуле, которая воспринималась современниками как своеобразный лозунг софистов:

“Мера всех вещей  – человек, существующих, что они  существуют, а несуществующих, что  не существуют”.

Развивая представления  об относительности и условности морали, Горгий выделял добродетель для мужчины и женщины, свободного и раба, добродетель для каждого возраста, рода занятий и конкретного дела.

В духе требований окрепшей рабовладельческой демократии старшие  софисты развивали учение о законе. Они утверждали, что законы, по сути дела, являются той высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон есть выражение согласованной, “взаимной справедливости”. Исходя из этого, старшие софисты пополнили политическую теорию определением закона как договора, как совместного Установления граждан или народа.

Гиппий под законом  понимал “то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что  должно делать и от чего надо воздерживаться”. Антифонт приравнивал справедливость к исполнению закона. Справедливость заключается в том, чтобы “не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином”. Предписания законов – результат соглашения.

В первой половине IV в. до н.э. софистика как движение преимущественно  сторонников демократии вырождается. Преподавательская деятельность софистов все больше ограничивалась областью риторики (искусства красноречия), теории доказательств, логики.

Под влиянием критики  со стороны идейных противников, в первую очередь Платона и  Аристотеля, термин “софистика” приобретает  значение мнимой, поверхностной философии и со временем становится именем нарицательным для обозначения всякого рода словесных и логических передержек.

5. Сократ о  государстве и праве.

Сократ (469-399 г.г. до н.э.) Не был основателем какой-либо школы, ничего не писал. Все знаем из учений Ксенофонта и Платона. Сократ не знатного происхождения. Постоянное стремление к истине, своим словом будить мысль и совесть. Не любил софистов, не брал денег за уроки. Беседы, в которых обсуждал все стороны человеческой жизни: политика, добродетель и зло. Сократ пытался возвысить мысль к общим началам, лежащим в основе частных факторов. Сократ поставил мир человека выше мира внешнего, противопоставлял себе язычников. Внутренняя сущность человека в разуме. Разум имеет первостепенное значение. Он дает подлинное знание. Познание- корень всякого добра. Незнание- корень зла. Сократ не выступал всенародно и не стремился к власти. Он считал, что править должны знающие применение ко всем.

Выделял 5 форм правления: монархия, тирания, плутократия, аристократия, демократия. Различие этих форм правления по числу лиц, по способам и целям осуществления власти.

Монарху подчиняются добровольно, тирану – насильственно.

Плутократия господство богатых

Аристократия- господство меньшинства.

Демократия – идеал Сократа, правление всех.

Но критиковал все формы правления. Главный недостаток- некомпетентность правления. Он не доверял демагогам. Низко оценивал политическую мудрость народного собрания. Сократ склонялся на сторону аристократии, где правят лучшие. Его идеал – правление лучших и знающих, где разум и добродетель царят и направляют шаги политика.

Впервые выдвигает концепцию договорной связи между государством и гражданином. Патерналистская версия договора: Отечество  и законы выше и дороже отца с  матерью, высшие воспитатели и повелители. Любой, кому не нравятся порядки, может покинуть государство, оставшиеся же обязуются выполнять все веления государства и его органов. Если граждане согласились стать членами своего государства, то обязаны чтить его порядки и установления.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"